Каким предстает образ родного дома в лирике С. А. Есенина? (ЕГЭ по русскому). Исследование по литературе "дом как художественный образ в творчестве сергея есенина" «Любовь – зарница, вспыхнула и погасла».(И.Бунин.)

Дисциплина: русский язык и литература

Раздел: поэзия начала XX века

Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»

Время реализации урока : 45 минут
Цели :
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;
- учить анализировать лирическое стихотворение;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : урок художественного восприятия текста произведений автора

Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы

Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.

    Подготовка к восприятию темы урока

    Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

    Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

    Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.

    Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

    Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

    Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

    Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

    /демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/. Вступительное слово учителя

    Учитель . Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

    природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

    философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.

    3. Работа над новой темой

    * Работа в творческих листах Задание№1. Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

    Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

Какой вывод можно сделать?
Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.
Чтение учителем стихотворения /на экране/ Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?
Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
Учитель . Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? Что такое образа и ризы?
Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?
Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

Повторите понятие «аллитерация».
/на экране/ Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?
Учитель. Когда возникает такое ощущение?
Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?
Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.
О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения.

Выступление учащегося

Материал сообщения.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.

Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
/на экране/ Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?
Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».
/на экране/ Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:

Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».
/на экране/ Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?
Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/ Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?
Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы. Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

Задание№2:

1. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

2. Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

3. Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

4. Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Беседа

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?
Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?
Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?
Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?

/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощающая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…
Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.

4.Итог урока

Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.

Прослушивание творческих работ

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/


Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для поэта. Творчество его ассоциируется с выражением «Русь деревенская», и с безграничной любовью по отношению к деревне, просторам, природе, русскому быту. Со слов Есенина, любовь эта взяла своё начало в родном селе Сергея Есенина Константиново, близкая связь с которым поэтом ощущалась всегда, даже если он находился очень далеко от этих мест.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Образу родного дома отведена значительная роль в лирических стихах Есенина.

В качестве наиболее знакового произведения выступила маленькая поэма «Русь». С. Есениным в неё создается образ родной земли в целом. Он озадачивается вопросом, касающимся ее судьбы, описывает страдания и надежды собственного народа, и осуществляет попытку отыскать ответ на вопрос, по какой причине он переживает чувство любви к своей родине.

Поэт бесконечно дорожит всеми приметами своей родной земли. Больше всего он дорожит ее великим народом, без жалоб справляющимся с большими бедами и страданиями, и живущим верой в светлое будущее Отчизны. Поэт одно своё ностальгическое стихотворение назвал «Письмо к матери». Со стороны С. Есенина в адрес любимой и самой родной женщины звучит обращение, как попытка скрыться от тоски. На героя нахлынули воспоминания о старушке матери и его родном доме. Главная отрада для его души – это любовь по отношению к матери и дому, в котором он жил. Два неразрывных образов, олицетворяющих мир и спокойствие, которые поэт стремится вновь обрести.

Практически всю жизнь С. Есенин был озабочен судьбой русской деревни. Поэт в своих ранних стихотворениях изображает русскую деревню, прежде всего, показывая красоту природы. Но достигнув зрелого возраста, С. Есенин начинает задумываться о том, какое будущее ожидает Россию и русскую деревню. В нём, конечно, живёт вера в обновление России, однако он с горечью признает тот факт что: «идет не тот социализм», на который он возлагал надежды. Поэт начинает грустить «за уходящее, …родное», бояться, что старая русская деревня будет раздавлена силой мертвого механического города. Есенину, как патриоту, хотелось видеть Родину сильной. Хотя он всегда помнил «бревенчатую избу», как символ малой родины для него.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,

в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».

В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.

Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом: