Ювенильное море. Андрей Платонов. Ювенильное море Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести "Ювенильное море", написанной в середине ЗО-х годов.
Платонов подвергает критике умозрительные прожекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между "общим" и "частным" ведет к потере "родства" между людьми, к росту формализма. Человек теряет свою ценность, превращается в механизм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практическую пользу может принести ее тело, "сколько гвоздей, свечек, меди и минералов" можно получить из него. Гротескно описание бывшей совхозной кухарки, "печальной бесхозной женщины", у которой даже дешевые сережки отобрали, чтобы расплавить и получить материал для стройки, затеянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В "Ювенильном море" писатель часто использует один из характерных своих приемов - художественную конкретизацию абстрактной идеи. Зачастую, как и в других произведениях, это те самые идеи, которыми он "переболел" в молодости.
В "Ювенильном море" одной из центральных является проблема "человек и технический прогресс". Платонов критически относится к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения философией пролеткульта. В ранних статьях молодой писатель-публицист, как известно, отстаивал взгляд на человека как на "социально-организованный автомат", считая, что член будущего коммунистического общества должен быть гайкой и болтом в "общей машине - человечестве", не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдает предпочтение личности, посвятив свое дальнейшее творчество исследованию ее "сокровенности". Таким образом, и структура повести "Ювенильное море" не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утверждается путем от противного, критикой бездуховности, явившейся следствием рационализации сознания "нормализованного человека". В системе персонажей отсутствует тип сокровенного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время следует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху ЗО-х годов и современность. Многие читатели повести, особенно старшего поколения, узнают и атмосферу того времени" и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом плане, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление "Ювенильного моря" закономерно влечет за собой предположение о том, что писатель "заразился" мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных незадолго до создания повести.
Полярные взгляды на "Ювенильное море" свидетельствуют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной. Первым условием прочтения повести является, вероятно, ее анализ в контексте общей писательской концепции действительности. "Ювенильное море" написано почти одновременно с острогротескным, сатиричным "Мусорным ветром", одним из самых значительных произведений Платонова, которое прочитывается сегодня как социальное, что позволяет спроецировать изображенную автором инонациональную действительность на российскую почву. Вряд ли художник мог изменить за столь короткий срок свой взгляд на социальную действительность, тем более что в ходе ее художественного исследования Платонов гротескно трансформировал реалии и приметы времени.
Критике подверглись бюрократизм, догматизм, бесхозяйственность, недоверие к ближнему, ненависть к "классовому врагу". На критическое отношение писателя к современному ему социуму указывает и одна примечательная деталь - книга об Иоанне Грозном, самом жестоком правителе России, образ которого актуализируется в ЗО-е годы. Эту книгу читает герой, составляющий известную оппозицию остальным персонажам повести. Образ Умрищева сложен, в отличие от других претерпевает эволюцию, оставляет впечатление авторской зашифрованное™. Вполне может возникнуть убеждение в том, что герой в конце концов "заразился" идеологической болезнью. В то же время этот персонаж является носителем многих авторских взглядов, в том числе на крестьянский вопрос. Бюрократизм Умрищева, который может вызвать негативную оценку героя, настолько утрирован, что оставляет двойственное впечатление: либо автор видит героя хитрецом, приспособившимся к эпохе и пародирующим стандартное мышление, либо "маскирует" образ в традициях тайнописи. Остается открытым и вопрос о том, насколько может быть истинной перестройка сознания Умрищева, которую мы наблюдаем в финале повести. Ведь именно ему принадлежит сомнение в целесообразности фантастических проектов. "Не настанет ли на земле тогда сумрак?" - вопрошает герой, и это сомнение выдает в нем человека со здравым смыслом, практика, призванного сохранить преемственность поколений, вечного оппозиционера строителям вавилонских башен (именно так прочитывается в повести образ башни), деятельность которых получает сегодня суровую оценку. Современный исследователь отмечает, что "мессианизм, обожествление будущего или какой-либо великой идеи - это не столько слабость, романтическое увлечение, сколько великий грех перед человеком, перед своим народом".
Актуальность социальных утопий Платонова и состоит в том, что в них с известной прозорливостью исследован феномен русского мессианизма и его исторические последствия.

По своему сюжету это повесть о людях, которые строят социализм в отдельно взятом мясомолочном совхозе (написана она в 1934-м, но опубликована в СССР только в 1986 году). Тема откровенно на любителя, но Платонов излагает эту историю таким своеобразным языком, что невозможно оторваться от текста ("Зоотехник Високовский пришел к Босталоевой в землянку и вежливо, тщательно скрывая свою производственную радость, поздравил Босталоеву с высоким постом"; "Она помнила всех выдающихся коров в совхозном поголовье, а быков знала лично каждого…"). Так что ничего похожего на "Поднятую целину" здесь нет.

Что особенно радует, автор по-настоящему глумится над людьми труда, и их мечтами о будущем счастье человечества. И это в 30-е годы! Главные герои – доведенные до абсурда плакатные большевики, которые не имеют никаких жизненных потребностей и думают только о счастье человечества. Для директора совхоза Босталоевой главное в жизни – перевыполнить план по мясу, чтобы накормить рабочий класс. Ей помогают 2 клинических фантазера: зоотехник Високовский и инженер-музыкант Вермо. А с классовым врагом борется самый колоритный персонаж повести - старая беззубая бабка Федератовна ("добрая тетушка всего будущего и теща всего прошлого"). "Федератовна" - это партийная кличка. Надо полагать от слова Федерация.

Мечты о светлом будущем зоотехника и инженера – это просто песня! Читаешь и радуешься. Зоотехник Високовский надеется, что "эволюция животного мира, остановившаяся в прежних временах, при социализме возобновится вновь и все бедные, обросшие шерстью существа, живущие ныне в мутном разуме, достигнут судьбы сознательной жизни". – "Будет еще лучше, - обещала Босталоева. – Между живой и мертвой природой будет проложен вечный мост". Ну, разве не чудный диалог?

Мысль любителя коров и свиней Високовского витает вокруг преобразования живой природы: "Теперь засыпается пропасть между городом и деревней, - коммунистическое естествознание сделает, вероятно, из флоры и фауны земли более близких родственников человеку…". Даже страшно подумать, кто (или что) это будет…

А вот инженер Вермо, в основном, фонтанирует идеями, связанными с техническими изобретениями. Особенно его влечет к себе электрическая энергия. Для начала он решает покрыть всю Среднюю Азию озерами ювенильной (т.е. чистой) воды (вот откуда "ювенильное море" в названии!), чтобы бесплодную пустыню превратить в плодородную землю, на которой будут пастись несметные стада коров. Чтобы добыть воду из-под земли, инженер планирует прожигать землю электрическими разрядами.

Но циклопического плана по превращению Средней Азии в море Вермо мало и его мысль устремляется дальше: он намерен разрезать каменную породу электричеством, а затем сваривать отдельные камни при возведении домов (!) – снова с помощью того же электричества. Есть у него идеи и в области гастрономии: Вермо надумал заготавливать советский хамон, а чтобы мясо не портилось годами, пропускать через него ток.

А откуда электричество возьмется на все эти опыты? - Из дневного света! – И эта идея действительно разумная – солнечная энергетика развивается сейчас почти в любом цивилизованном государстве, но нужно учитывать, что в годы создания повести данная мысль была чистой фантастикой. Но и это не все, что пришло в голову инженеру! Вермо – это социалистический Эдисон и венцом его рацпредложений является идея разводить вместо коров огромных животных (вроде бронтозавров!), чтобы их молоком можно было напоить весь рабочий класс!

Неутомимый процесс мышления своего героя Платонов описал следующим образом: "на обратном пути Вермо погрузился в смутное состояние своего безостановочного ума, который он сам воображал себе в виде низкой комнаты, полной табачного дыма, где дрались оборвавшиеся от борьбы диалектические сущности техники и природы…"

В общем и целом, автор в "Ювенильном море" познакомил нас с колонией сельских сумасшедших – невероятно забавных и по большому счету безобидных. Даже Федератовна, готовая разорвать на куски каждого кулака и подкулачника (то есть всех, кроме Босталоевой, Високовского и Вермо) и та к концу повествования добреет. Когда находит себе мужика.

На заключительных страницах повести Платонов попытался как-то сгладить общее впечатление от своего глумливого произведения и замаскировать свой плохо скрываемый сарказм по поводу строительства социализма группой не совсем вменяемых товарищей (он, видимо, надеялся опубликовать "Море" в Советском Союзе, хотя в те годы его совсем не печатали). В самом конце повести читатель с изумлением видит, что мечты героев начали потихоньку осуществляться. Бронтозавров они, правда, доить еще не начали, но работа в этом направлении пошла…

Тем ни менее, попытка Платонова обойти цензуру не удалась, что вполне объяснимо. Такое в 30-е годы напечатать никак не могли – эпоха, когда одна часть населения с упоением истребляла другую, ни с юмором, ни с сатирой совершенно не сочеталась. Смеяться в те годы имел право только один человек, но у него представление об юморе было весьма специфическим. Когда его бывшие коллеги признавались в работе на зарубежные разведки – усатому было очень смешно, а юмор "Ювенильного моря" ему был абсолютно чужд.

Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести "Ювенильное море", написанной в середине 30-х годов.
Платонов подвергает критике умозрительные прожекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между "общим" и "частным" ведет к потере "родства" между людьми, к росту формализма. Человек теряет свою ценность, превращается в механизм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практическую пользу может принести ее тело, "сколько гвоздей, свечек, меди и минералов" можно получить из него. Гротескно описание бывшей совхозной кухарки, "печальной бесхозной женщины", у которой даже дешевые сережки отобрали, чтобы расплавить и получить материал для стройки, затеянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В "Ювенильном море" писатель часто использует один из характерных своих приемов - художественную конкретизацию абстрактной идеи. Зачастую, как и в других произведениях, это те самые идеи, которыми он "переболел" в молодости.
В "Ювенильном море" одной из центральных является проблема "человек и технический прогресс". Платонов критически относится к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения философией пролеткульта. В ранних статьях молодой писатель-публицист, как известно, отстаивал взгляд на человека как на "социально-организованный автомат", считая, что член будущего коммунистического общества должен быть гайкой и болтом в "общей машине - человечестве", не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдает предпочтение личности, посвятив свое дальнейшее творчество исследованию ее "сокровенности". Таким образом, и структура повести "Ювенильное море" не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утверждается путем от противного, критикой бездуховности, явившейся следствием рационализации сознания "нормализованного человека". В системе персонажей отсутствует тип сокровенного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время следует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху 30-х годов и современность. Многие читатели повести, особенно старшего поколения, узнают и атмосферу того времени" и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом плане, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление "Ювенильного моря" закономерно влечет за собой предположение о том, что писатель "заразился" мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных незадолго до создания повести.
Полярные взгляды на "Ювенильное море" свидетельствуют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной. Первым условием прочтения повести является, вероятно, ее анализ в контексте общей писательской концепции действительности. "Ювенильное море" написано почти одновременно с острогротескным, сатиричным "Мусорным ветром", одним из самых значительных произведений Платонова, которое прочитывается сегодня как социальное, что позволяет спроецировать изображенную автором инонациональную действительность на российскую почву. Вряд ли художник мог изменить за столь короткий срок свой взгляд на социальную действительность, тем более что в ходе ее художественного исследования Платонов гротескно трансформировал реалии и приметы времени.
Критике подверглись бюрократизм, догматизм, бесхозяйственность, недоверие к ближнему, ненависть к "классовому врагу". На критическое отношение писателя к современному ему социуму указывает и одна примечательная деталь - книга об Иоанне Грозном, самом жестоком правителе России, образ которого актуализируется в ЗО-е годы. Эту книгу читает герой, составляющий известную оппозицию остальным персонажам повести. Образ Умрищева сложен, в отличие от других претерпевает эволюцию, оставляет впечатление авторской зашифрованное™. Вполне может возникнуть убеждение в том, что герой в конце концов "заразился" идеологической болезнью. В то же время этот персонаж является носителем многих авторских взглядов, в том числе на крестьянский вопрос. Бюрократизм Умрищева, который может вызвать негативную оценку героя, настолько утрирован, что оставляет двойственное впечатление: либо автор видит героя хитрецом, приспособившимся к эпохе и пародирующим стандартное мышление, либо "маскирует" образ в традициях тайнописи. Остается открытым и вопрос о том, насколько может быть истинной перестройка сознания Умрищева, которую мы наблюдаем в финале повести. Ведь именно ему принадлежит сомнение в целесообразности фантастических проектов. "Не настанет ли на земле тогда сумрак?" - вопрошает герой, и это сомнение выдает в нем человека со здравым смыслом, практика, призванного сохранить преемственность поколений, вечного оппозиционера строителям вавилонских башен (именно так прочитывается в повести образ башни), деятельность которых получает сегодня суровую оценку. Современный исследователь отмечает, что "мессианизм, обожествление будущего или какой-либо великой идеи - это не столько слабость, романтическое увлечение, сколько великий грех перед человеком, перед своим народом".
Актуальность социальных утопий Платонова и состоит в том, что в них с известной прозорливостью исследован феномен русского мессианизма и его исторические последствия.

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов ; 16 (28) августа 1899 , Воронеж , Российская империя - 5 января 1951, Москва , СССР) - русский советский писатель и поэт, драматург, публицист, киносценарист, военный корреспондент.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 82 Андрей Платонов Биография и творчество

    ✪ Платонов Андрей - Рассказы о любви

    ✪ 1. Андрей Платонов. Одухотворённые люди.

    ✪ 1932 Андрей Платонов - «Впрок»

    ✪ ЧЕВЕНГУР. Андрей Платонов

    Субтитры

Биография

Детство

Андрей Платонович Климентов родился 16 (по новому стилю 28) августа 1899 года в Воронеже (Ямская слобода).

Отец - Климентов Платон Фирсович (1870-1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских . Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 году он вступил в партию. Мать - Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875 - 1928/1929) - дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей - старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 году работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 - во многих воронежских мастерских - по изделию мельничных жерновов.

Служба в РККА. Работа по специальности. Начало литературной деятельности.

Андрей Платонов. Воронеж, 1922.

В 1918 году поступает на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище , окончить которое он смог лишь в 1921 году, по завершении военных действий; служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог , в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года опубликовал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт , публицист и критик . Летом 1919 года побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске . Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 года закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга - брошюра «Электрификация» , а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 году родился сын писателя Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 году Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова (Печать и революция. - 1923. - № 6). С 1923 по 1926 год работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачёвка, её потом сожгли кулаки).

Весной 1924 года участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924 года, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 года состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским , прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

С 8 декабря 1926 г. по 27 марта 1927 г. Платонов работает в Тамбове, где им созданы такие произведения, как «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».

В 1927-1930 г. Платонов создаёт свои самые значительные произведения - повесть «Котлован» и роман «Чевенгур ». Новаторские по языку и содержанию, оба произведения изображают в фантастическом духе, утопическом духе строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя.

Репрессии

Файл:Платонов жена и сын.jpg

Платонов, жена и сын, освободившийся из заключения.

Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь » повесть Андрея Платонова «Впрок», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь» . Находясь в глубокой депрессии публикует произведение «Впрок», которое вызвало резкую критику Фадеева и Сталина. В редакцию журнала «Красная новь» Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения », потребовав наказать автора и издателей . Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена.

В 1934 году Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии - и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 - повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничает с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем . Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, «течением» Лукача-Лифшица . Платонов был вклю­чён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в «течении».

В мае 1938 года был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом . Писатель заразился от сына, ухаживая за ним, и с тех пор до конца жизни болел туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Военный корреспондент

В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

Последние годы

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название - «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».

В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Есть версия, что Платонов в качестве литературного негра написал за Шолохова «Они сражались за Родину» .

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза , которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище .

Память

Отзывы

Библиография

21 июня 2014 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоялась премьера спектакля «Фро», режиссёр - Руслан Кудашов.

18 ноября 2014 года состоялась премьера в Свердловском государственном академическом театре драмы спектакля «Платонов. Две истории» на основе рассказов «Фро» и «Третий сын». Режиссёр-постановщик - Дмитрий Зимин.

27 марта 2015 года состоялась премьера в Воронежском «Театре равных» спектакля «Пустодушие», поставленного по трём рассказам автора: «Юшка», «Фро» и «Пустодешие». Режиссёр-постановщик - Вадим Кривошеев.

Примечания

  1. Internet Movie Database - 1990.
  2. Платонов Андрей Платонович / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  4. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  5. Уточнённая дата рождения. Дата 20 августа (1 сентября) 1899 в новейших источниках названа неверной. См. [Варламов 2011: 6].
  6. История Воронежского техникума железнодорожного транспорта началась в 1878 г. Основание техникума (до 1922 года он назывался техническим железнодорожным училищем) явилось следствием бурного железнодорожного строительства в России во второй половине XIX века. Открытый обществом Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, он с 1886 года перешел в ведение Министерства путей сообщения. http://www.vkgdt.vrn.ru/about_vkgdt.php
  7. Шубин Л. Андрей Платонов (рус.) // Вопросы литературы : журнал. - 1967. - № 6 . - С. 26-54 . - ISSN 0042-8795 .
  8. Рой Медведев . Личная библиотека «корифея всех наук» // Вестник РАН. 2001. № 3. С. 264-267
  9. Nariman Skakov. Introduction: Andrei Platonov, an Engineer of the Human Soul // Slavic Review: Journal. - 2014. - № 73:4 . - С. 719 .
  10. Огонёк: Даты недели
  11. Наталья Полтавцева. Платонов и Лукач // Новое литературное обозрение № 107 (1/2011)
  12. Строки, опалённые войной: Воспоминания. Очерки. Размышления / Авторы-составители Б. С. Бурков, В. А. Мякушков. - М.: Политиздат , 1987.
  13. См.: Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  14. Журавлёв Н.  Гений в недрах Родины. Неужели и «Они сражались за Родину» писал не Шолохов? // Новая газета . - 28.03.2005.
  15. Она была верной дочерью. На блаженную кончину Марии Андреевны Платоновой // Русское воскресение. - 25 октября 2005.
  16. // В кн.: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. - М.: Языки славянской культуры, 1998. - С. 392-419. - ISBN 5-7859-0043-2
  17. Как читать «Котлован»? . Лекция В. Голышева
  18. Анатолий Рясов. Платонов: идеология, язык, бытие
  19. Варламов А. Н . Андрей Платонов (серия ЖЗЛ). - М.: Молодая гвардия , 2011. - ISBN 978-5-235-03411-2
  20. «Катастрофы в воздухе» Перевод А. Сумеркина . Текст печатается по изданию: Бродский И. Поклониться тени: Эссе. - СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.
  21. pravda.ru «Ударим Платоновым по похабщине»
  22. рассказ «Неодушевлённый враг»
  23. Редкость быть человеком. Анна Наринская о собрании писем Андрея Платонова // Коммерсантъ-Weekend, 16.02.2014
  24. «Песчаная учительница»
  25. Съёмки доброго фильма «Юшка» по Платонову
  26. Александр Дзекун - биография // Кино-Театр. РУ
  27. Пресса о спектакле
  28. Информация о спектакле на сайте театра
  29. Театр «Собеседник» представляет спектакль по Андрею Платонову с песнями Булата Окуджавы // (Контрабанда, 2 декабря 2011 г.; фоторепортаж Натальи Караковской)