Расписные дома в Залипье: польская деревня-музей под открытым небом. Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей? Как нарисовать Кошкин дом, зимний дом, объемный, многоэтажный? Русский Север - вот, где настоящие росписи

В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом.

Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы.

Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Начинаем первые навыки с самого простого домика.
Чтобы дом получился ровным, будем рисовать с помощью линейки.

Итак, приступаем.

  • На чистом листе бумаги чертим прямоугольник
  • Делим его пополам, как показано на рисунке
Начинаем с основы
  • Оформляем боковые стороны крыши из верхней части фигуры, немного делая их под наклоном
  • Чуть ниже полученного прямоугольника рисуем декоративную линию , соединяем ее с крышей
  • Для придания объема, чертим дублирующие линии , немного отступая от стен и пола внутри нижнего квадрата


Формируем крышу
  • Ластиком удаляем лишние линии
  • Аккуратно чертим оконные проемы и дверь
  • Дублируем форму оконных и дверных проемов внутренней линией


Переходим к окнам и двери
  • Добавляем оконную решетку
  • На крыше рисуем чердак


Добавляем дополнительные элементы
  • Оживляем чердак при помощи окна
  • Натуральный вид крыше придадут параллельные линии в виде досок
  • Домик готов


Строение готово

Если есть желание продолжить, украшаем домик.

  • Добавляем на крышу черепицу

Для этого:

  1. Делим дом пополам, чертим горизонтальную линию в нижней части крыши
  2. Рисуем в левой стороне, делая наклон чертой вправо, затем - в правой, формируя линии с уклоном влево.
    И так пока не заполним всю крышу.
  3. При этом, каждую линию следующего ряда располагаем на середине каждого прямоугольника предыдущего ряда.
  4. Не забываем делать наклоны линий в противоположную сторону, по мере продвижения к боковой части.
  • Дополнительно украшаем строение узорами


Придаем оригинальности фасаду
  • Оформляем жирным карандашом четкие линии


Окончательные штрихи
  • Раскрашиваем дом


Красивая усадьба готова

Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет

Как нарисовать Кошкин дом ребенку?

Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Они выглядят веселыми, яркими и необычными. Могут быть кривыми, круглыми, с ножками и мордочкой, а иногда сердитыми или уставшими.

Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать.

Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Поэтому чаще всего дети рисуют домик в огне.



Мотив пожара в сказке

Кошкин дом горит

Рисуем Кошкин дом

Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой .



Красивый сказочный Кошкин домик

Как нарисовать зимний дом?

  • Для работы подготавливаем простые и цветные карандаши
  • Начинаем рисунок с двух прямоугольников образующих фасад и стену
  • Добавляем крышу: со стороны фасада рисуем треугольник, над стеной - прямоугольник
  • «Прорезаем» карандашом окна и дверь


Набрасываем основные детали
  • Прорисовываем параллельные линии во всему основанию, на конце которых делаем круги - наш домик состоит из бревен
  • Оформляем крышу трубой
  • Дополнительными деталями оживляем окна


Оформляем окна, дверь, бревна
  • Придаем натуральности бревнам красивыми штрихами
  • Фасадную часть крыши разлиновываем


Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
  • Наш домик должен быть зимним.
    С этой целью укутаем его снегом : на крыше, двери, трубе, окнах, вдоль фундамента


Схема расположения снега
  • Доводим до совершенства с помощью цветных карандашей


Снежная изба

Как нарисовать дом объемный?

Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
Нарисовать дом можно по-разному, например, с крышей из шифера, узорными ставнями, кирпичным дымоходом. Эти детали добавляем на свое усмотрение, но любое строение должно иметь крышу, фундамент, стены, дверь и окна.

  • Создания плана начинаем с чертежа прямоугольника
  • Затем разделяем его линией на гостиную и прихожую
  • В этом уроке наша задача научиться рисовать дом в проекции
  • В центре левой части отмечаем верхнюю точку для крыши
  • Проводим от нее 2 черты, образуя треугольную крышу
  • От края правой полосы, в правом прямоугольнике формируем горизонтальную полосу, которая разделяет его на стену и потолок. В нем же намечаем проем двери
  • Добавляем окна в гостиной
  • Отделяем фундамент в низу рисунка
  • Прочерчиваем форму крыши дополнительными линиями


План строения
  • Окантовываем проекцию крыши с двух сторон, с маленьким уклоном
  • Дублируем второй линией окна, дверь и фундамент
  • В верхней, правой части добавляем дымоход, в форме двух соединенных прямоугольников разных размеров
  • Делаем черту под треугольной крышей, соединяя ее таким образом со стеной


Добавляем основные контуры деталей
  • На крыше фасада рисуем параллельные линии для имитации выложенных плашек
  • Добавляем в окнах перегородки
  • Дверь делим линией на две половинки
  • В нижней части входа рисуем порог
  • Кирпичный фундамент и трубу изображаем при помощи клетки
  • Крышу украшаем черепицей, используя вышеописанный прием


Оживляем дополнительными элементами
  • Остается только раскрасить дом, на свое усмотрение
  • Объемный домик готов


Делаем дом красочным

Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?

  • В первую очередь для изображения дома в несколько этажей нужно определить его параметры:
  1. Высоту
  2. Этажность
  3. Количество окон и дверей
  • Далее делаем общие наброски формы фасада
  • Отмечаем высоту, длину строения
  • Наносим окна и дверь
  • Так как мы рисуем многоэтажный дом, делаем наметки окон четко по горизонтальным линиям
  • Если выбран 3-х этажный дом, то делаем три такие линии, на расстоянии выбранной высоты окон, оставляя запас на промежуток между ними
  • Лучше воспользоваться линейкой и отмерять одинаковые прямоугольники с ее помощью. При этом, необходимо следить, чтобы линии фасада крыши и окон находились параллельно друг к другу.
    Сначала это может показать сложным, но немного потренировавшись придет определенный навык
  • Пройдя этот самый сложный этап, добавляем дополнительные детали на строение
  • Делаем контуры ярче, убираем лишние линии


Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа

Рисунки домов карандашом для детей

Самый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски.



Вариант изображения домика с помощью раскрасок

Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания

Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы.
Изобразительное искусство хороший стимул не только для развития творческой фантазии ребенка, но и для выработки навыков усидчивости, ответственности, терпения и многих других положительных качеств.

Видео: Как нарисовать дом?

Путешествую по Русскому Северу, а в частности по Архангельской области, часто можно встретить расписные фронтоны домов. Явление это достаточно редкое — так как находиться такие дома как правило в труднодоступных местах. Часть расписных домов была потеряна во время коллективизации, так как владельцами расписных домов являлись зачастую зажиточные крестьяне, которых в начале ХХ века нещадно раскулачивала советская власть. Часть домов погибла после, ну а часть погибает в наше время. Постепенно и в почти глухие, отдаленные деревни приходит новомодное веянье — сайдинг или того хуже имитация бруса. Этим ширпотребом нещадно обиваются деревянные избы, но винить хозяев, наверно я не вправе — у них на этот счет есть свои куда более веские аргументы. Часть расписных домов, настолько стары, что они уже или разрушены или вот-вот разрушаться, а с ними навсегда уйдет такой интересное и, что самое печальное, мало изученное явление как — домовая роспись.

Под катом +13 фотографий расписных домов.

Расписные дома часто можно встретить в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии, в центральных частях России, а также за Уралом в Сибири и на Алтае. Много расписных домов именно в Архангельской области. Они часто встречаются в Каргопольском районе, Мезене, Пинеге, в Поважье. К сожалению, я только в этой поездке обратил внимание на фронтоны расписных домов. Начало положено.
На фронтонах расписных домов часто можно увидеть изображения различных животных: львов; единорогов; или птицу счастья -Сирин. Считалось, что изображение льва или единорога были оберегами крестьянского дома — являлись его стражами которые отпугивали своим видом зло и прочую нечисть.

1.

2.

Так же довольно распространено на Севере изображение всякого рода растений и цветов. Образцы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи осмыслялись как райский сад.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Так же часто в росписи домов были просто геометрические фигуры или отдельные линии и элементы.
10.

На некоторых домах, художники указывали дату росписи дома. В этом доме 1928 год.
11.

Ну и как я уже писал выше, некоторые дома от старости стали настолько ветхими, что им осталось стоять на этой земле от силы пару лет, а ведь на фронтонах таких домов есть тоже росписи…
12.

Вот и все. Вот такая получилась небольшая подборка расписных северных изб. В следующих поездках по Северу, я обязательно буду заезжать к таким вот расписным домам. Ну а пока я поделился с вами тем, что смог увидеть в этот раз.

Хотя вот решил, что покажу вам еще один расписной дом. Дом этот находиться в Вельском районе Архангельской области, если мне не изменяет память. На фронтоне этого дома изображен единорог и мужчина с женщиной — скорее всего хозяева этого дома.
13.

Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов.

Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля.

Русский Север - вот, где настоящие росписи!

Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области - там, где сейчас находится Эксп.

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Как вообще появились крестьянские росписи?

В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.

Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских. В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится. Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало.

Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами.

Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи. Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы. Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер.


Самоучки - исключение

Видя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках.

Ничего подобного в действительности не было. Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками - отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее - варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце "курса обучения" мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики.

Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей.


Где же учились ремеслу?

Росписями зарабатывали все, кто мог.

Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в "лицевые", т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой - прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи.

Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров.

Крестьянских художников в то время называли "малярами". Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: "Красилъ мастеръ моляръ такой-то".

Большая удача для деревенского "маляра" - поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера. Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей. А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь "на повышение квалификации" к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит.

Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров - отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края. Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян. То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка.

Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону.

(Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут.

М.И.Мильчик ,
кандидат искусствоведения, профессор,
зам. ген. директора НИИ «Спецпроектреставрация», Санкт-Петербург
Е.В. Шевелева, Санкт-Петербург

РАСПИСНЫЕ ДОМА КАРГОПОЛЬЯ

Традиция домовой росписи во многом еще остается непрочитанной страницей культуры Русского Севера, хотя росписи жилых построек иных регионов России - Сибири, Алтая, Урала и Прикамья, отчасти средней Волги (бывших Костромской и Вятской губерний) в той или иной степени исследованы. Так или иначе, но пока существует всего несколько работ на интересующую нас тему, если не считать относительно изученного района Поважья. Среди них особое значение имеет небольшая работа Н.В.Тарановской 1970-х гг., в которой сформулированы задачи для будущих исследований: «требуется специальное изучение местных художественных особенностей росписи по отдельным районам, состава их орнаментации, связей с росписями на бытовых предметах, выявления мастеров и т.д., то есть всех тех моментов, которые бы позволили нам показать живую картину существования искусства, не менее значительного, чем домовая резьба».

Домовые росписи - явление общенациональное в народном искусстве России. Основываясь на изучении своеобразия росписей, на территории нынешней Архангельской области можно выделить следующие относительно обособленные районы, лишь условно называемые школами: северодвинская, пинежско-мезенская, важская и каргопольско-поонежская.

Последняя пока остается белым пятном на карте Русского Севера. Правда, предыдущие экспедиции в интересующем нас ареале отмечали наличие домовой росписи по р. Онеге и в бассейне р. Кены, ее притока. Однако до сих пор опубликовано (статья 2006 г.-М.З.) всего два памятника: дом Ушакова в д. Ширяихе, без какого бы то ни было анализа и филенка заборки из д. Заовражной Кенозерской волости.

Во второй половине 1970-х гг. удалось найти более десятка расписных домов в селениях по Онеге и Кене. Вышеназванными обстоятельствами был продиктован выбор маршрута нашей экспедиции, которая состоялась летом 2003 г. и была продолжена в 2004-2005 гг. Ее главная цель - выявление, фиксация памятников монументальной живописи в бассейне реки Онеги и, как следствие, решение вопроса о правомерности выделения этого ареала домовой росписи со своими, присущими только ему чертами.

Экспедиция обследовала 31 деревню в трех районах - Каргопольском, Плесецком и Няндомском и выявила 64 дома, в той или иной мере сохранивших экстерьерную, а в редких случаях и интерьерную росписи. Это количество превзошло самые оптимистические ожидания. В результате открылась, с одной стороны цельная, а с другой - фрагментарная картина: сегодня получить достаточно полное представление о развитии домовой росписи ни по одному региону уже невозможно. Многие важные памятники давно исчезли, никем не зафиксированные, а для существующих часто не удается выяснить время их создания, имена и происхождение мастеров. И, тем не менее, даже эта заведомо неполная картина позволяет сделать некоторые важные, хотя и предварительные выводы.

В Каргопольский уезд в ХVI в. входило все Поонежье. В ХIХ - начале ХХ в. он числился в составе Олонецкой губернии, но культурно и экономически более тяготел не к Онежскому озеру, а к реке Онеге и Белому морю. Такая ориентированность лишь усилилась после открытия в 1897 г. Северной железной дороги, соединившей Москву и Архангельск. До этого основным трактом Каргополья был Петербургско-Архангельский. Главным занятием крестьян края было земледелие, рубка и сплав леса. Из промыслов следует отметить смоло- и дегтекурение, кожевенное производство, ткачество и другие женские рукоделия, гончарное производство, красильное и набивное дело. По данным статистической комиссии 1902 г., в уезде зарегистрировано всего 11 маляров в восьми из 23-х волостей (в то время как бондарей насчитывалось 151, корзинщиков 108, а плотников 496 человек).

Основным местом сбыта продукции служила дальняя Благовещенская на Ваге и Крещенская (Богоявленская) ярмарки в Шуньгском погосте Заонежья, куда съезжалось до трех тысяч человек. Вторым местом торга была ближняя Никольская ярмарка, происходившая в начале декабря на территории Ошевенского погоста. Здесь же находились лавки, склады и каменный дом крупного местного купца В.А.Дружинина, имевшего также меховую мастерскую в Нижнем Новгороде. Напротив дома В.А.Дружинина еще стоит двухэтажный деревянный дом его родственника промышленника А.А.Ушакова, который владел лесными разработками в округе и снабжал строительными материалами железную дорогу от Вологды до Архангельска.

Третьим центром являлся Архангельский погост, расположенный в 60 км от Каргополя на пересечении Архангельского тракта с рекой Онегой. Четвертым - Конево, вытянувшееся вдоль Онеги на 4 км и,наконец, пятым - Заднедубровский погост, особенно быстро развивавшийся на рубеже ХIХ-ХХ вв., так как находился на сухопутной дороге, кратчайшим образом связывавшей Кенозеро и Поонежье с только что открытой железной дорогой.

Постройки обследованных селений бывшего Каргопольского уезда в своем большинстве относятся к типу северо-великорусского дома- усадьбы или большого северного дома, у которого хозяйственный двор вместе с жилой частью составляют комплекс, соединяясь брусом - по продольной оси или же глаголем - с выступающим двором. В отличие от Поважья, здесь главный тип жилья - четырехстенок на высоком подклете или дом в два жилья, т.е. двухэтажный (двужирный). Балконы встречались редко. Их в какой-то мере заменяли галереи («галдареи»), располагавшиеся на продольном фасаде над крыльцом, с которым они составляли единое целое.
Вплоть до середины прошлого столетия на Каргополье нередко встречались курные (рудные) избы, топившиеся по-черному. Они обычно строились в комплексе с белыми избами и летними (холодными) горницами.
«перед» представлял собой четырехстенок. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки) - летней комнаты на чердаке. Экстерьерная роспись размещалась на плоскости фронтона, если он был обшит, и непременно на подшивке выноса кровли, реже - на наличниках и ставнях.

Состоятельные хозяева все чаще стали обшивать свои дома. Появились гладкие поверхности фронтонов, подшивки свесов (выносов) кровель, на которых стало удобно размещать живописные композиции. Почти обязательная арка (нередко тройная) в венчающей части фронтона возникла под влиянием ампирной архитектуры города, наверное, не ранее середины ХIХ в. Здесь сосредоточивалась основная резьба, главным образом накладная и пропильная. Среди рельефного декора теперь можно было увидеть сухарики, ромбы, шашечки. Окон по лицевому фасаду дома - четыре, редко - три или пять. Декоративный пояс на уровне самого домового сруба образовывали резные наличники и распашные ставни - обоконки, которые стали служить украшением, ибо не предназначались для закрывания, а филенки их раскрашивались или же покрывались росписью. Однако главным проявлением нового вкуса в убранстве фасада стали расписные подшивки свесов (выносов) кровли, о чем еще будет сказано далее.

Последующее развитие фасадного декора связано с появлением резных карнизов, фиксирующих границу собственно сруба и фронтона. Не удивительно, что так называемый «крестьянский ампир» и пропильная резьба наибольшее распространение получили вдоль двух самых оживленных трактов - Архангельского и Пудожско-каргопольского - основных путей проникновения городских влияний. Следующим шагом в этом направлении стала покраска резьбы, а затем и роспись подшивки свесов кровли.

Как уже было сказано, время возникновения росписи крестьянского дома большинство исследователей связывают с распространением белых изб и косящатых остекленных окон, относят его к середине ХIХ в., что соответствует датам наиболее ранних из зафиксированных, раскрашенных простейшим образом домов: на Урале и Северной Двине это 1853 г. (полное совпадение дат, конечно, момент случайный), в Поважье - это дом в Долматове приблизительно середины ХIХ в. и точно датированный 1856 г. дом в Усть-Паденьге. В Каргопольско-поонежском регионе - это дома Емельяновой 1867 г. в д. Пачепельде (Онежский район) и А.В.Дмитриева - Н.И.Старицына на Кенозере в д. Першлахта, срубленный в 1860 г. Самый же поздний из достоверно датированных
-дом Макаровых в д. Бабинской - был расписан в 1929 г. Кстати, дом Макаровых вообще является последним по времени из всех выявленных расписных домов Архангельской области и знаменует собой конец, а точнее насильственный обрыв этой традиции.

Из 64-х выявленных нами расписных домов 31 имеет даты постройки и/или росписи, отмеченные краской или вырезанные на кронштейнах, а также владельческие надписи. Чаще всего они встречаются на домах четырех деревень Задней Дубровы (из девяти сохранившихся в этом кусте расписных домов на восьми можно прочесть имена владельцев!). По хронологии расписные датированные дома распределяются следующим образом: 1860-1899 гг. - 6 домов; 1900-1910 гг. - 14; 1911-1916 гг. - 8; 1928-1929 гг. – З дома. При всей относительности приведенных данных можно утверждать, что расцвет домовой росписи в Каргополье пришелся на начало прошлого века, т.е. на время, когда в Поважье эта традиция шла на спад.

Каким образом в крестьянских домах середины ХIХ в. произошло возрождение традиций росписей, корни которых уходят в глубокую древность? Откуда мастера черпали мотивы? Ответ на этот вопрос пока можт быть дан лишь в общей и приблизительный форме. Прямыми источниками, прежде всего, служила резьба и роспись бытовых предметов и мебели, традиция которых оставалась непрерывной, а опосредованными - миниатюры и заставки рукописей ХVII-ХVIII вв., иконы «северных писем», некоторые приемы и образы заимствовались из арсенала «комнатных живописцев», которые, в свою очередь, «пересказывали» композиции классицизма; не забудем ярмарочные товары и, в частности, лубки, наконец, - росписи деревянных церквей: на дверях, свечных ларях, клиросах, «тощих свечах» часто изображались «травы», вазоны с пышными цветочными кустами, на тяблах иконостасов - мотивы вьющейся виноградной лозы.

В отличие от Сибири, в северных росписях почти полное отсутствие сюжетно-повествовательных композиций возмещалось разнообразием травного и цветочного орнамента, интересом к изображению животных и птиц, попытками изобразить архитектурные элементы классицизма. Пышность кустов и садов, их многоцветье на фоне глухих бревенчатых стен, на фоне пасмурного неба или белоснежной зимы явились неосознанным стремлением преодолеть колористическую сдержанность окружающего пейзажа, напоминанием о щедрости цветущей природы. И.Я.Билибин после путешествия по Северу в 1903 г. отмечал: «...любовь к узору чувствуется и по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, - все, где только можно было красить».

Итак, деление изб на летние и зимние, членение их внутреннего пространства, повсеместная замена курных изб белыми, улучшение освещенности интерьера с помощью красных окон, вытеснивших волоковые, усиление городских влияний, выразившихся в появлении «чистых половин» наподобие «зал», применение филенчатых опечков, дверей и мебели. Это главное, что обусловило быстрое распространение в последней четверти ХIХ в. домовой росписи на всем Русском Севере.

Иконографические типы фасадных росписей Каргополья

В росписях на подшивке свесов можно выделить пять основных групп:

1. Разноцветные полосы (чаще белые, розовые, зеленые, синие или голубые), гладкокрашеные или иногда с орнаментом в виде небольших розеток или побегов. Этот тип декора встречается на фасадах домов в кусте Волосово и с. Конево на Онеге, в деревнях Враниковская, Корякино по р. Кене, в с. Грехнева Горка (Село) на реке Лимь.

Фото Ю.Огурцова
- 2. Звезды на синем фоне, изображающем небо, располагаются преимущественно на сводах арок в завершении фронтона и лишь в двух случаях - в д. Майлахта (Кенозеро) и в д. Зимницы (Волосово) на р. Чучексе - на всей подшивке свесов. Иногда они правильной формы, с шестью, пятью или четырьмя лучами, в некоторых же случаях они написаны очень грубо. Подобный мотив перекликается с росписью, встречающейся в церквах - крыльца Лядинской церкви Богоявления в Лядинах и неба Сретенско-Михайловской в Красной Ляге.
Фото Ю.Ревича
- 3. Крупные розетки с разноцветными сегментами. Остальное же поле свеса заполнено цветными вертикальными полосами, окрашенными по доскам. Внутри последних - орнамент в виде гирлянд из мелких цветов и листьев. Композиции такого рода встречаются в селениях Климовская (Архангело), Култа (перевезен из д. Харево на Онеге), Першлахта, Филипповская. Как вариант геометрической композиции, встречающейся намного реже - членение подшивки на крупные квадраты, разбитые диагоналями на четыре разноцветных треугольных поля (дома в Бережной Дуброве (не сохранился) и в с. Грехнева Горка (Село) на р. Лимь.
Фото Ю.Ревича
- 4. Живописные филенки, в прямоугольном, реже фигурном поле которых расположен цветочный куст в вазоне или без него. Количество филенок в зависимости от длины свесов, формы и размеров арки колеблется между тремя (в 16 случаях), двумя (в 11-ти) и одной (в 2-х).

- 5. Фигуры львов, чаще на подшивках сводов трехлопастных арок (например, дом М.Буянова в Малом Самкове или дом П.А.Перепелкина в д. Лисицыно (Задняя Дуброва), в четырех случаях на самих свесах: 2 дома в д. Култа, 2- в Большом Самкове.

Скажем чуть подробнее о четвертой группе изображений. Среди цветочных композиций в филенках, помимо сугубо индивидуальных решений, можно проследить три основных манеры.

Во-первых, это куст с длинными зелеными листьями, на котором небольшие полихромные цветы розового, голубого и охристого цвета, с лепестками овальной формы или в виде «сердечка», а также со стилизованными тюльпанами или колокольчиками. Поверх листьев на тонких стеблях бывают прописаны весьма характерные листики, черного цвета, напоминающие по форме запятую. Вазон здесь трактован объемно, со светотеневой моделировкой... В другом варианте этой же манеры добавляются нижние фигурные листья голубого цвета, а длинные зеленые листья приобретают тонкий графический контур. Часто филенки в росписи этого типа отводятся изящными линейными виньетками голубого цвета.

Во-вторых, это куст с тонко проработанными небольшими шестилепестковыми цветами и колокольчиками, извивающимися стеблями черного цвета, а вазон имеет две ручки и ножку, причем решен он либо плоскостно, либо в виде горшка с заполнением, похожим на сетку (росписи на домах по р. Онеге в с. Архангело и Конево или перевезенных туда из других деревень по Онеге).

В-третьих, в деревнях Задней Дубровы отмечен примитивный вариант росписи в виде куста из крупных листьев, растущих на длинных стеблях с условно трактованными цветами, составленными из круга-«сердцевины» и точек-«лепестков». Характерной особенностью изображений являются заостренные голубые листья на длинных стеблях в изображении куста - последние можно воспринимать как подражание ставшей, по-видимому, «классической» схеме Ванюкова-младшего.

Росписи фронтонов делятся на три группы:
1. полосы по бревнам или доскам фронтона (горизонтальные или же «в ёлочку»);
2. цветы в вазоне, чаще под аркой, над окном, иногда по сторонам от окна (д. Першлахта и с. Конево);
3. львы по сторонам от окна, а над ним - цветы, львенок или надпись (дома Загоскиных во Враниковской, Ушакова в д. Ширяиха, Н.И.Шулепова в Ломакино и дом Р.П.Епифановой в д. Грехнева Горка (последний дом - в Няндомском районе).

Львы в каргопольских домовых росписях близки к орнаментальным формам «барсов» в местной вышивке: они стоят на задних лапах, морда изображается в профиль или анфас, в некоторых случаях у зверя пишут длинный «процветающий» хвост с кистью, подчеркивается широко открытый глаз, когти. В двух случаях львов обрамляет дугой цветущая ветвь: на заборке дома А.Н.Дмитриева- Н.И.Старицына в Першлахте, построенного в Майлахте в 1860 г., а в Першлахту перевезенного в 1885 г., и на свесах уже упомянутого дома Н.И.Гринева в Коневе, роспись которого датирована 1894 г. Она представляет интерес по очень многим причинам, поскольку точно датирована и имеет, кроме владельческой надписи, подпись мастера. Очень выразительны и сами фигуры сказочных очеловеченных львов, изображенных на боковых сводах трехчастной арки на коричневом фоне, а над ними в голубом звездном «небе» парят толстощекие херувимы с носами «картошкой» и рыжими кудрявыми волосами. Это единственный известный нам случай изображения херувимов в домовых росписях Поонежья.

О мастерах фасадных росписей Каргополья

К сожалению, о них известно очень немногое. Пока что предварительно можно сказать следующее. Два дома - в деревнях Враниковской и Култе - имеют на фасаде подпись Ванюкова… По-видимому, мы имеем дело с двумя мастерами, а если судить поинициалам, то с отцом и сыном.
Подписной дом в д. Враниковской - эталон росписи Ванюкова-старшего. На его голубом фасаде охрой с контурной обводкой черным цветом написаны два льва с длинным туловищем, тонкой талией и внушительных размеров гривой, стоящие на задних лапах, они прикованы цепями к окну. Морды их с маленькими округлыми ушами характерной формы обращены к львенку, изображенному над окном. Он же, судя по всему, смотрел прямо на зрителя (роспись находится на южной стороне, поэтому сильно выгорела, и детали уже, к сожалению, не читаются). Колорит росписи построен на сочетаниях голубого, охры, розового, зеленого и черного. Свесы выкрашены полосами, на них нарисованы условные розетки из зеленых кругов с белильными и черными точками. Схожую по композиции и колориту роспись пока еще можно увидеть на фасаде «двужирного» дома Дружининых-Ушакова в д. Ширяихе. Там пара львов прикована к цветущему розовому кусту, расположенному над окном. На ветвях его, как это заметно лишь на фотографиях при сильном увеличении, помещена пара синих птиц (подобные птицы с намеченным штриховкой оперением, с поднятыми крыльями, как бы взлетающие или приземляющиеся, встречаются и в росписях интерьеров, и на прялках). Над окном имелась и подпись, но ныне можно разобрать только первые два слова «СЕИ ДОМЪ...». Третья роспись, возможно, также принадлежащая кисти С.Я.Ванюкова, находится на берегу Кены, в соседней с Враниковской деревне Бол. Самково. На его свесах, выкрашенных светло-зеленой краской (такой же, как и фронтона дома в Ширяихе) - два белых льва, над которым и синей и розовой краской нарисованы круги, разделенные на четыре сегмента.

Н.С.Ванюков, по всей видимости, кроме росписи на свесах упомянутого подписного дома в Култе, был автором еще нескольких композиций. Особого внимания заслуживают замечательные росписи фронтонов и свесов двух домов Н.И.Шулепова в Ломакине, 1910 г., и В.С.Назарова (в прошлом Буянова) в Шумилово, 1912 г. Первый дом ориентирован лицевым фасадом на северную сторону, стоит на высоком берегу живописной р. Волошки, впадающей в Онегу. В ряду деревенских домов он выделяется обшивкой, по-видимому, первоначальной, и росписью, в том числе и на наличниках, прекрасно сохранившейся благодаря северо-восточной ориентации. Роспись на фронтоне выполнена по белому фону. В отличие от цветных фонов Ванюкова-старшего: над окном написан цветочный куст с длинными листьями в объемном, моделированном светотенью вазоне, по сторонам от окна - подобные кусты, перед которыми - крупные парные львы. На подшивке свесов по белому фону - две филенки с синей отводкой и темно-зелеными сегментами с розовой отводкой по углам. В филенках - такой же цветущий куст с длинными массивными листьями, как и на фронтоне.

Роспись дома Буянова, расположенного также на северной стороне, но на берегу р. Кены, не менее интересна. Здесь преобладает сдержанная холодная цветовая гамма, напоминающая об излюбленном приглушенном колорите модерна: прозрачный изумрудно-зеленый, голубой, охры и розовый. Контуры и светотеневая моделировка выполняются черным цветом. Филенок на с весе также две, исчезают сегменты по углам, появляется голубая виньетка, перекликающаяся с листьями и цветами. Особую роль в этой композиции играют львы. Они размещены на подшивке арок, изображаются стоящими на задних лапах, в прыжке. Голова у них намного крупнее, нежели у зверей Ванюкова-старшего, на ней заостренные собачьи уши, крупные, широко открытые человечьи глаза. Объем моделирован живописной широкой линией, как и грива (С.Я. Ванюков использовал, напротив, графическую, жесткую линию). У правого льва, как и на филенке култинского дома, хвост поджат, направлен вниз и между лапами с тщательно прорисованными круглыми подушечками и острыми когтями, левый распускаеi хвогощеголеватой заостренной кисточкой над изогнутой спиной.

В Кенозере работал Федор Яковлевич Никифоров. Сохранилась сделанная им в 1916 г. роспись свесов дома Нифантовых в д. Майлахта (на подшивке фронтона надпись «1916 Г [...]К.М. ФЕОДОРЪ ЯКО НИКИФОРОВЪ». По сведениям В.Д.Шевелева, последний мастер исполнил и роспись заборки и шкафа в д. Горбачиха на Кенозере, где на верхней части ныне не сохранившейся заборки была такая же надпись, только датированная 3 июня того же 1916 г.

В д. Халуй (Ошевенск) есть дом с росписью на свесах в виде кустов с симметричными ветвями, на которых красно-коричневые плоды-«яблоки» и четырехлепестковые охристые цветы. Стилизованные растения довольно тщательно детализированы, заключены в фигурные филенки синего цвета. Свесы имеют одноарочное завершение, подшивка свода арки выкрашена горизонтальными полосами синего и белого цвета. Хозяйка дома... Возможно, этот же мастер выполнил роспись свесов на доме Черепановых в Большом Халуе: в голубых фигурных филенках куст, построенный строго симметрично, с графической трактовкой тонких ветвей и разноцветных листьев. В соседней д.Низ нами зафиксирован дом Черепановых с похожей расписной композицией.

В некоторых случаях дома расписывали явно не профессиональные мастера. Тогда образ льва приобретал почти неузнаваемые черты. Так, в деревне Култа рядом с домом, расписанным мастером Ванюковым, можно увидеть подражание профессиональной росписи и тут же сравнить ее с прототипом. Львы на свесах дома Сидоровой-Супаковых написаны профессиональным мастером Н.С.Ванюковым. Аналогичные звери на доме А.А.Мальцева выполнены, возможно, самим хозяином, прадедом нынешнего владельца, П.Ф.Мальцевым. Под его кистью лев, скопированный в соответствии с понятиями и умением автора с филенки соседнего дома, превращается в зеленого «лягушонка», обвитого хвостом.

Во втором случае, в д. Большое Самково, пара грубовато написанных коричневых львов размещена друг напротив друга на свесах дома Н.Ворониной, один из львов изображен в профиль, другой анфас, оба с цветущей ветвью и с цепями. На свесах же соседнего дома В.С.Балдиной - Осиповых расположились под большими кругами, разделенными на четыре цветных сегмента, схожие по иконографии, но совершенно иные по стилистике забавные белые львы розовощекие, изящные, с кисточкой в виде трех петель на тонком извивающемся хвосте. Возле передних лап обоих животных- цветущая ветвь, написанная уверенными мазками темно-коричневой краски с розовыми цветами и плодами-яблоками (одно из них напоминает скипетр под львиной лапой). Совершенно аналогичные цветочные мотивы обнаружены на свесах дома А.Супакова-В.Мальцева в д. Култа, перевезенном из д. Харево на р. Онеге. Здесь извивающиеся побеги расположены на вертикальных полосах, окрашенных по доскам подшивки между кругами, разделенными на восемь цветных сегментов (композиция относится к третьему типу)...

Анализ живописного декора более полусотни домов Каргополья позволяет со всей уверенностью говорить о быстро сложившейся здесь своеобразной традиции монументальной росписи крестьянских домов, получившей широкое распространение в конце ХIХ- первой четверти ХХ в. и прерванной в годыколлективизации. Выявленные нами особенности этой росписи и имена мастеров ставят перед исследователями вопрос об их связях с живописью на бытовых предметах.

К сожалению, большая часть таких домов уже погибла, а оставшиеся находятся в критическом состоянии. Нередко домовые росписи закрашиваются «за ненадобностью», как «старые», либо «поновляются», что равнозначно их гибели, Причем нередко это делается руками самих хозяев, не осознающих их ценности.

Таким образом, самой неотложной задачей является постановка выявленных памятников на государственную охрану, разработка программы их спасения и дальнейшего изучения.

Примечания:
1. Из сборника "Историко-культурное наследие Русского Севера" (Материалы IX научной конференции. Каргополь, 2006 г.)
2. С сокращениями.
3. Иллюстрации - из архива сайта.
4. Материал на эту же тему -

Пятая лекция из цикла "Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна" носит название "Расписные дома Русского Севера".

Традиция украшать жилище росписью уходит в седую древность. Сохранились рисунки первобытных людей на стенах пещер, удивительные живописные повествования о жизни богов и смертных в египетских пирамидах и на фресках в странах Средиземноморья. Однако в нашей северной лесной державе резко континентальный климат и ярко выраженная сезонность диктовали свои условия бытия. Крестьянские дома в России многие столетия отапливались по-чёрному, и никаких сведений об их росписи до середины ХIХ века нет.

К этому времени появляются дома, топившиеся по-белому. Крестьяне, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращаясь домой, старались привнести элементы городской архитектуры в облик своих домов. Выше становятся потолки, больше окна, шире отвесы крыши. Однако, в отличие от горожан, деревня была более консервативна и оставалась верной хранительницей народных традиций. Красота окружающего мира, остатки языческих сказаний и верований, образы христианского рая тесно сплелись в представлении крестьян о прекрасном и мощно выплеснулись на стены похорошевших домов - как снаружи, так и внутри.

Расписывали самые защищенные от солнца и непогоды места фронтона - пространство вокруг слухового окошка и подшивку выноса кровли. При этом слуховые окна приобрели самую замысловатую форму, они украшались причудливыми балкончиками с богатой росписью. Мотивы росписи традиционны: всевозможные цветы и травы, вазоны, звезды, птицы, мифологические звери, которые принимают то ангельский, то бесовский облик... Особенно интересны изображения львов, которых не видевшие их никогда художники изображали похожими то на собак, то на котов, то наделяли их человеческими лицами.

Так появился новый отхожий промысел мастеров живописи, которые обычно называли себя не художниками, а малярами, - так и подписывались. Просуществовал этот яркий промысел очень недолго - после революции украшение домов стало невостребованным. А уникальная галерея дивных образов под открытом небом пока ещё жива. Пока...

О лекторе

Александр Лыскин окончил факультет журналистики МГУ. Работал в агентстве печати "Новости", издательстве "Планета", журнале "Россия" администрации президента РФ и правительства РФ, других изданиях и организациях. В начале 90-х приглашён к сотрудничеству с британским новостным агентством Camera Press и к членству в Королевском фотографическом обществе Великобритании.

Имеет ряд высших наград международных профессиональных фотоконкурсов – золотую медаль и "Золотой глаз" World Press Photo, золотую медаль Inter Press Photo, приз международного фотоконкурса UNESCO по окружающей среде и другие награды. Автор ряда собственных масштабных проектов. Создатель авторского фотобанка Phorus. Фотограф Международного фонда защиты животных (IFAW).

А. Лыскин - член Союза фотохудожников СССР, член Союза журналистов СССР и России, член Русского географического общества, преподаватель ИПЛФ (Института профессиональной и любительской фотографии).

Для посещения лектория обязательна предварительная запись . Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!!) :

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя).