Кодекс джедаев. Обсуждение кодексов Приветствие джедаев

Пятистрочная Мантра

Погружаемся в Lore

  • Кристальный Кодекс

    Кристалл - сердце клинка.
    Сердце - кристалл джедая.
    Джедай - кристалл Силы.
    Сила - клинок сердца.
    Всё взаимосвязано.
    Кристалл, клинок, джедай.
    Вы едины.
  • Кодекс джедаев был переписан гранд-мастером Люком Скайуокером при восстановлении Ордена джедаев:
    1. Джедай является хранителем мира в Галактике.
    2. Джедай использует свои знания для защиты.
    3. Джедай уважает любые формы жизни.
    4. Джедай служит другим, а не правит ими, на благо галактики.
    5. Джедай стремится к самосовершенствованию через познание и тренировки.
  • Четвертая строка «Нет хаоса - есть гармония» отсутствует в некоторых джедайских текстах.
  • В помощь джедаям написаны другие кодексы, которые не входят в исходный Кодекс джедаев.
  • Существуют другие принципы, которые не упомянуты в Кодексе, но должны быть известны всем джедаям:
    1. Джедаи - защитники цивилизации, но не позволяют цивилизации беспричинно нести разрушение.
    2. Джедай использует силу ради знания и защиты, никогда для нападения или личной выгоды.
    3. Как очевидно следует из Кодекса: джедай не может действовать ради обретения власти.
    4. Световой меч - символ принадлежности к Ордену джедаев.
    5. Джедаи не вступают в брак (кроме исключительных случаев), чтобы не создавать привязанностей - как объясняла Верджер - чтобы не создавать династий, чувствительных к Силе. Однако в различные периоды истории Ордена, например, в эпоху до Экзара Куна и в реформированном Скайуокером Ордене джедаев, брак запрещён не был. Не был запрещён брак и в среде кореллианских джедаев, являвшихся автономным образованием внутри Ордена.
    6. Джедаи уважают друг друга и любые формы жизни.
    7. Джедай ставит нужды общества выше нужд отдельной личности
    8. Джедай должен защищать слабых и беззащитных от зла.
    9. Джедай всегда должен помогать в бою или конфликте.
    10. Джедай не должен иметь желаний, он должен проявлять самодостаточность.
    11. Джедай не должен управлять другими. (В последние годы Республики были споры, являлся ли этот принцип частью Кодекса).
    12. Мастер-джедай не должен одновременно иметь более одного падавана. (Это правило появилось после Старых войн ситхов. Большинство древних мастеров: Арка Джет, Тон, Водо-Сиоск Баас и Кринда Дрей - его не соблюдали. Митра Сурик также одновременно тренировала несколько учеников из-за их чувствительности к Силе и необходимости дать галактике джедаев. К 32 ДБЯ принцип «один учитель - один ученик», по-видимому, стал общепринятым. Однако из-за нехватки мастеров в Академии Люка Скайуокера каждый из них был вынужден тренировать нескольких падаванов, например, Джейден Корр и Рош Пенин обучались у Кайла Катарна).
    13. Кодекс не устанавливал ограничений по возрасту, в котором можно стать падаваном, однако мастер-джедай Симикарти написал вариант Кодекса, в котором вводилось такое ограничение. Со временем оба варианта слились в один. В эпоху Ревана в ученики брали с раннего детства. После окончания Новых войн ситхов джедаев стали обучать с младенчества, что вызвало неприятие тех, кто не состоял в Ордене. В то же время Номи Санрайдер начала обучение взрослой, так же, как и ученики Митры Сурик, и многие джедаи Нового Ордена.
    14. Джедай не убивает безоружного оппонента. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер казнил графа Дуку).
    15. Джедай не ищет мести. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер вырезал племя народа песков).
    16. Джедай не цепляется за прошлое.
    17. Джедаи не убивают пленных.

Кодекс джедаев - правила, определяющие поведение джедаев.

Мантра джедая звучит так:

Нет эмоций – есть покой.

Нет неведения – есть знание.

Нет страсти – есть безмятежность.

Нет хаоса – есть гармония.

Нет смерти – есть Великая Сила.

Значения строк:

Нет эмоций - есть покой

Эмоции - естественная часть жизни. Джедаи не были холодными статуями им были подвластны эмоции. Мастер-джедай Оби-Ван Кеноби и Йода испытывали горечь, узнав о убийстве маленьких падаванов от рук Дарта Вейдера. Эта строка из кодекса не требует обязательно отчуждения от эмоций, она просит оставить их в стороне. Если юный джедай не сможет подчинить себе свои чувства и мысли, он никогда не найдет покой. Эмоции нужно контролировать и понимать.

Нет неведения - есть знание

Джедай должен замечать всё, что происходит вокруг, чтобы понимать окружающий мир. То, что неведения не существует, - ложь. Нежелание принимать факты, равносильно глупости. В жизни всегда есть неведение, но его не следует бояться. Принцип указывает, что джедай должен руководствоваться не только логикой, но и интуицией, чтобы понять истинную суть любой ситуации. Этому принципу учил Энакина Скайуокера Куай-Гон Джинн: «Чувствуй, а не думай».

Нет страсти - есть безмятежность

При высоком эмоциональном всплеске, джедай должен сохранять ясность ума и спокойствие. Если использовать свои способности поддавшись эмоциям и страсти это рано или поздно приведет на темную сторону. Джедай должен сохранять хладнокровие.

Нет хаоса - есть гармония

Когда вокруг творить хаос и беспредел, джедай с помощью силы должен понять все взаимосвязи, природные инстинкты. Каждое событие имеет предназначение. Однажды мастер Йода сказал Энакину Скайуокеру: «Смерть - естественная часть жизни». Мелкие неурядицы, вроде неудачи, разочарования, несогласия также неизбежны и должны быть приняты как часть жизни. Джедаи не отрицают, что происходят трагические и ужасные вещи, они лишь говорят, что это - просто другая сторона жизни. Это также ведет к равновесию, объективности и реальному восприятию действительности. Без этого принципа все остальные принципы джедаев были бы бессмысленными.

Нет смерти - есть Великая Сила

Наблюдение за предметом меняет сам предмет, поэтому те, кто знает, что не живёт вечно, не могут видеть мир таким, каким его видит Сила. Джедай, как рыцари древних времен, должен всегда быть готов к смерти, но не одержим её ожиданием, и не действовать, исходя из этого знания. Воин как в бою, так и в обычной жизни, джедай может легко пасть и легко подняться, не испытывая мук и не обретая тяжёлых воспоминаний. Чувство потери часто более сильно у тех, кто ощущает её сквозь Силу, и сохранять при этом спокойствие трудно. Но смерть - не трагедия, а всего лишь часть жизненного цикла. Без смерти не могла бы существовать сама жизнь. Сила, пронизывающая нас, остается и после нашей смерти.

Джедай не боится смерти и не оплакивает ушедших слишком долго. Джедай должен приветствовать смерть, как приветствует жизнь. Принцип часто произносится при смерти джедая, иногда означая, что умерший слился с силой.

Остальные принципы джедая:

  • Джедаи - защитники цивилизации, но не позволяют цивилизации беспричинно нести разрушение.
  • Джедай использует силу ради знания и защиты, никогда для нападения или личной выгоды.
  • Световой меч - символ принадлежности к Ордену джедаев.
  • Джедаи не вступают в брак, чтобы не создавать привязанностей.
  • Джедаи уважают друг друга и любые формы жизни.
  • Джедай ставит нужды общества выше нужд отдельной личности
  • Джедай должен защищать слабых и беззащитных от зла.
  • Джедай всегда должен помогать в бою или конфликте.
  • Джедай не должен иметь желаний, он должен проявлять самодостаточность.
  • Джедай не должен управлять другими.
  • Мастер-джедай не должен одновременно иметь более одного падавана.
  • Джедай не убивает безоружного оппонента.
  • Джедай не ищет мести.
  • Джедай не цепляется за прошлое.
  • Джедаи не убивают пленных.

Самодисциплина:

Самодисциплина - одна из ключевых черт джедая. Падаваны учатся ей с самого раннего возраста. Уроки начинаются с того, что вполне по плечу обычному студенту, но постепенно сложность заданий повышается.

Преодолей самомнение:

Джедаи должны были запомнить, что хотя они способны использовать Силу, это не делает их лучше, тех, кто этого не может. Джедаев учили, что они стали джедаями только потому, что кто-то решился их обучить, а не потому, что они в чем-то превзошли других, и что мастер-джедай стал мастером только потому, что отказался от чувства собственной значимости и подчинился воле Силы.

Преодолей самоуверенность:

Многие джедаи-студенты, изучая путь Силы, начинают думать, что их способности безграничны. Многие юные джедаи погибли, взявшись за дело, которые было для них слишком сложным, не осознав, что Сила не имеет предела только для тех, кто освободился от пределов сознания.

Преодолей пораженчество:

«Не пытайся! Делай, или не делай. Не пытайся ». (Йода)

Юных джедаев также учили тому, что пораженчество так же опасно, как и самоуверенность. Хотя этот урок входит в некоторое противоречие с предыдущим, джедай должен сначала думать об успехе, и лишь потом о неудаче. Джедай, который ждет неудачи, скорее всего, успеха не добъется. Он использует минимум усилий, чтобы можно было сказать, что он «пытался».

Преодолей упрямство:

Джедай всегда готов смириться с поражением, если цена победы выше, чем цена поражения. Джедаев учат, что лучше решить разногласия миром, чем победить или проиграть в сражении.

Преодолей опрометчивость:

Многим юным джедаям не хватает сдержанности. Они готовы в любой момент включить световой меч и ринуться в бой. Они видят цель и несутся к ней сломя голову, не раздумывая о скрытых опасностях или альтернативных вариантах. Поэтому джедаев учат, что спешка не всегда приводит к успеху.

Преодолей любопытство:

Многие чувствительные к Силе, не имеющие достаточного опыта, используют Силу ради удовлетворения собственного любопытства, пытаясь вмешиваться в чужие дела. Вмешательство прямо указывает, что джедай считает себя выше прав другой личности. Джедаев учат, что хотя использование силы для незаметного раскрытия чужих секретов иногда необходимо, оно не должно становится общепринятой практикой, иначе джедаям перестанут доверять.

Преодолей агрессивность:

«Джедай использует Силу для знаний и защиты, и никогда для нападения ». (Йода)

Заметное число джедаев, проходящих обучение, не понимает, что значит нападение, защита и агрессия. Им объясняют, что джедай может сражаться без агрессии, если не действует опрометчиво, в гневе или из ненависти. Джедаю позволено убивать из самообороны - но только если нет иного выхода. Но инструкторы объясняют джедаям, что даже убийство из самозащиты не должно становиться привычным. Чтобы преодолеть агрессивность, даже в бою, джедай должен рассмотреть все варианты, включая сдачу, прежде чем наносить смертельный удар. Джедай, прибегающий к убийству, приближается к тёмной стороне.

Преодолей внешние привязанности:

От каждого джедая ждут, что он откажется от максимально возможного числа внешних привязанностей. По этой причине Орден принимает в ученики только малолетних детей: у них ещё не сформировались сильные привязанности, и в дальнейшей жизни им запрещают такие отношения. Джедаям не позволено вступать в брак без особого разрешения. Джедаям запрещено принимать чью-либо сторону в политике или принимать подарки. Их учат верности только Ордену джедаев и ничему и никому другому.

Преодолей вещизм:

«У меня есть одежда, чтобы согреться; у меня есть световой меч, чтобы защищаться; у меня есть немного кредитов, чтобы купить еды. Если Сила захочет, чтобы у меня было что-то ещё, она найдет способ сообщить мне об этом » (Кагоро)

Джедаям запрещалось иметь больще вещей, чем необходимо. Для этого было две причины: во-первых, вещи отвлекают от восприятия Силы, во-вторых, при повышении в ранге джедаи должны быть готовы отправиться на задание как можно скорее, и множество вещей могло их тяготить. Редко когда джедаи имели что-то кроме того, что носили с собой.

Ответственность:

Когда джедай в совершенстве овладевал самодисциплиной, он мог принимать на себя ответственность за свои действия. Джедай, не желавший отвечать за свои поступки, не допускался к тренировкам. Джедаю, который проявлял ответственность, никогда в обучении не отказывали.

Будь честен:

Честность - первое проявление ответственности, которое требуют от начинающего джедая. Джедаю позволено скрыть правду, если этого требует ситуация, но делать это нужно максимально выверенно. Честный джедай всегда честен перед собой, своим учителем и Советом.

Держи слово:

Джедаев учат, что если они дали слово, они должны быть готовы его сдержать, или обещать осторожнее. Таким образом, джедай не должен давать слово, если не уверен, что сдержит его. Джедаям предлагают обращаться к своим учителям, прежде чем давать обещания.

Уважай своего падавана:

Джедай-учитель должен с уважением относиться к своему падавану. Он не должен выговаривать падавану при свидетелях или наказывать за несогласие. С другой стороны, учитель должен хвалить ученика, особенно при посторонних. Это повышает уверенность падавана и укрепляет связь между учителем и учеником.

Уважай своего учителя:

Точно также, падаван должен выказывать глубокое уважение своему учителю, особенно при посторонних. Падавана учат при несогласии не доводить дело до спора, а при публичном обсуждении обращаться к учителю, если кто-то обратился к нему самому. Это избавляет учителя от необходимости извиняться за поведение ученика.

Хотя Высший совет джедаев являлся верховной властью в Ордене джедаев, он не мог поспеть везде. Таким образом, когда Совет направлял джедая на задание, джедай говорил от имени Совета и представлял его на месте. Совет отвечал за все слова джедая, так что джедаю следовало быть крайне осторожным, чтобы не подставить Совет, так как подобное стало бы проявлением глубочайшего неуважения к Совету джедаев.

Уважай Орден джедаев:

Каждое действие джедая отражается на всём Ордене. Хорошие дела улучшают репутацию Ордена, плохие иногда наносят невосполнимый урон. Джедаев учат, что каждое существо, которое им встретится, может видеть джедая впервые, и действия всего одного джедая будут влиять на восприятие всего Ордена джедаев.

Уважай закон:

Одной из наиболее важных ролей джедаев является защита мира и справедливости в Республике, и ни один джедай не стоит выше закона. От джедаев ожидают соблюдения законов, как и от любого другого существа. Джедаю позволено нарушать закон, но только если он готов понести соответствующее наказание.

Уважай жизнь:

Предполагается, что джедаи не должны убивать ни по каким причинам. Однако если борьба идет не на жизнь, а на смерть, джедай может убить, чтобы завершить свою миссию. Такие поступки не приветствуются, поскольку они усиливают тёмную сторону. Но если действие было обоснованным - если джедай спасал чужую жизнь или действовал по велению Силы - светлая сторона усиливается в равной степени. Джедай также должен думать о тех, кого убил, и о страданиях, вызванных их смертью. Джедай, не думающий о своих жертвах, находится на пути к тёмной стороне.

На службе обществу:

Хотя джедаи служили Силе, их финансирование осуществлялось Сенатом, так как джедаи стояли на страже общественных интересов. Если бы джедаи не могли использовать Силу, они всё равно служили бы обществу, так как считали это своим долгом. То, что Сила существует, а джедаи являются её искусными и преданными практиками, лишь усиливает их решимость служить добру.

Служба Республике:

Хотя джедаи и Республика отделены друг от друга, и Орден джедаев не имеет власти над гражданами, джедаи служат Республике и должны соблюдать её законы, чтить идеалы и защищать граждан. Однако члены Ордена не занимают государственных должностей и могут действовать, только если их попросят. В иных случаях им следует быть в стороне. Это странное соглашение между двумя группами существует так давно, что никто не помнит, как и почему оно появилось.

Оказывай помощь:

Джедаи обязаны помогать тем, кто нуждается в помощи, если это возможно, и желательно быстро. Джедаев учат, что хотя спасение одной жизни важно, спасение многих жизней важнее. Это не значит, что джедай в любом случае должен отказаться от других задач, но требует, чтобы джедай, по крайней мере, сделал всё от него зависящее, чтобы помочь тем, кто больше других нуждался в помощи.

Защищай слабых:

Точно так же, джедай должен защищать слабых от тех, кто их притесняет, будет ли это защита одного лица от другого или целой расы от порабощения. Но джедаям напоминают, что всё может быть не таким, как кажется на первый взгляд, и следует уважать иные культуры, даже если они противоречат моральным или этическим нормам джедая. Джедаев также предостерегают от действия там, где им не позволено, и всегда принимать в расчет последствия своих действий.

Обеспечивай поддержку:

Иногда джедаю следует отступить и позволить другим людям защитить слабых, даже если он считает, что сделал бы это гораздо лучше. Джедаев учат, что следует помогать словом или делом, в зависимости от ситуации, предлагая совет, когда просят, предупреждение, если необходимо, и споря, только если убеждение не помогло. Джедаи должны помнить, что в их руках изумительная Сила, и использовать её следует только для добрых дел.

Слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки » (яп. 時代劇 ) , который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого религиозного течения под названием «джедаизм » .

Кодекс Джедая

Кодекс Джедая приводится во многих книгах о «Звёздных войнах» и состоит из пяти истин :

Нет волнения - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Истина о хаосе и гармонии приводится не во всех публикациях Кодекса .

Символ веры Джедая

В книгах о «Звёздных войнах» также приводится Символ веры Джедая. Иногда его тоже называют кодексом, что неверно и вносит некоторую путаницу. Символ веры Джедая (англ. Jedi Creed ), в отличие от Кодекса (англ. Jedi Code ), был написан уже в эпоху Новой Республики, после того, как Люк Скайуокер восстановил Орден Джедаев. Символ веры состоит из пяти основных постулатов :

Джедаи - защитники мира в Галактике.
Джедаи используют свои способности чтобы охранять и защищать - никогда для нападения на других.
Джедаи уважают каждую жизнь, в любой форме.
Джедаи служат другим, а не властвуют над ними, во благо Галактики.
Джедаи стремятся к самосовершенствованию через познание и тренировку.

Оригинальный текст (англ.)

Jedi are the guardians of peace in the Galaxy.
Jedi use their powers to defend and protect, never to attack others.
Jedi respect all life, in any form.
Jedi serve others rather than rule over them, for the good of the Galaxy.
Jedi seek to improve themselves through knowledge and training.

основной галактический, хаттский, аквалишский, бокке, ласатнийский, иторианский, убезийский, эвокский и др.

Отрывок, характеризующий Джедаи

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.

Нет эмоций – есть покой

Будь республика подобна осьминогу с несколькими сердцами – Храм джедаев был бы одним из них, бьющимся, живым и бесконечно старым, и джедаи – со светлыми горящими мечами и умами во всех, даже самых отдаленных уголках галактики – той самой голубой кровью по венам космических дорог, отходящей и возвращающейся, к Совету и сердцу. Не стоит экономить на риске сердечных болезней – Храм джедаев красив, величественен, огромен, и у юнлингов уходят месяца, чтобы запомнить его коридоры. Восторгает, как и должны проявления силы, бьющаяся в нём мощь, и каким бы сильным ты ни был, сколько бы ни было у тебя мидохлорианов в крови – ты ребенок, когда входишь туда впервые, и Храм потрясает. И Энакин ходит за ним, держась за его палец, чуть приоткрыв рот – втрое сильнее для бывшего раба, не видевшего ничего, кроме дроидов и пустынь. Он старше, чем должен быть юнинг, это заметно любому из Совета, в нем слишком много склонности к Темной стороне – это чувствует даже Оби-Ван, но он мальчишка, который, как и любой другой открывает от удивления рот, глядя ввысь колонн Храма. У него мягкие голубые глаза, за него просил учитель, и Оби-Ван никогда не спорил с решениями Совета, кроме как ради него. Энакин не понимает, слишком много не понимает, как и положено детям, и в Темную сторону не верится совсем, и пока Совет принимает окончательное решение, Оби-Ван гуляет с ним по паркам Храма, смотрит, как тот увлеченно изучает пойманных садовых дроидов, подсматривает за вечерней медитацией юнлингов – настороженно и недоверчиво, как свою возможную будущую стаю. Когда становится уже поздно, юнлингов уводят в Храм, а решение еще не принято, и небо над шпилями Храма становится ало-золотым – они гуляют у небольшого, ухоженного дроидами пруда, Оби-Ван сидит на скамейке и смотрит, как Энакин кидает мелкие камни, заставляя идти рябью его темную гладь. Он невиданно силен, и он уже разрушает покой, он не умеет пользоваться силой своей еще ни капельки, а Кеноби уже спорит с Советом. - Учить его можешь ты, - раздается над самым его ухом, и Оби-Ван вздрагивает. Потерял бдительность, почти заснул. - Благодарю вас, Мастер Йода. Магистр встает рядом с ним, пряча свои маленькие зеленые руки в рукавах плаща, как и он смотрит на мальчика. Камень прыгает по водной глади, по воде идут, разрастаясь, неровные круги, камень прыгает и тонет. - Положи сегодня с собой его, завтра найдется юному Скайуокеру комната. Кеноби кивает, соглашаясь, может, виной тому усталость от долгого перелета, может, смерть учителя сделала его слабым, может, одно единственное возмущение было пределом его возможностей, может, это сады Храма умиротворяют – но ему совсем не хочется возмущаться больше ничуть. И закат. - Думаете, он правда может перейти на Темную сторону? Магистр встает, опираясь на небольшую трость, он старше любого из них, движения его медлительны и заторможены, когда того не требует бой. - Любой обратиться на Темную сторону может. Не в нём сейчас беспокоит меня эта сторона, а в тебе.

Нет неведения - есть знание

Нет никакой договоренности, письменного предписания или, упаси Сила, договоренности с Магистрами, это не заметно даже, никто не говорит об этом, не выделяет его особо и не спрашивает меньше или больше других, но даже юнлинги, кажется, чувствуют – у Оби-Вана Кеноби особенный ученик. Нет, его не забирают с положенных всем занятий, не спрашивают мягче на экзаменах, не позволяют вольностей, тренировки и медитации начинаются с рассветом, никто не должен подумать, что у него есть привилегии, да и нет их, просто – все чувствуют Силу, и Сила его огромна, даже не обузданная. Энакин любит учиться, его не приходится будить на занятия, и иногда он даже прибегает пораньше и ждет учителя. Он всё любит: и учиться, и отдыхать, и ходить с учителем в город, и играть со сверстниками, и ест за троих, он спешить жить так жадно, это совсем не удивительно для бывшего раба, совершенно нормально для мальчишки и недопустимо для джедая. Оби-Ван вздыхает, прикрывает глаза на его шалости и говорит себе: с возрастом это пройдет. Всё время говорит себе это, и когда на Корусанте жаркое расслабляющее лето, а Энакин смеётся и тащит его купаться – поверить в это очень легко. Летом они тренируются еще засветло, а потом вместе медитируют под открытым воздухом, прямо напротив поднимающихся солнц. Медитировать его ученик любит меньше, чем всё остальное, но на занятия прибегает без опозданий, он обожает драться на мечах с учителем, он вообще обожает драться – и это пройдет. С молодыми джедаями тренируются деревянными подобиями мечей, но синяки Энакина совсем не пугают, он учится очень быстро и, показав ему новый прием, Оби-Вану на следующий день приходиться от него же защищаться. - Я просто мечтаю хоть раз достать вас, Учитель, - говорит он, чередуя все известные приемы. Он по-юношески ловкий и верткий, но никогда не отрабатывает удары как следует – сразу бьет как можно сильней, и парировать их пока ничего не стоит, слишком много огня, слишком мало техники, и в его возрасте Оби-Ван и не думал о возможности превзойти кого-либо, гордыня, о которой не должен знать Совет. - Для начала, - улыбается Кеноби в ответ, и движения у него легкие и выверенные, текучие, как и должны быть у джедая. – Научись хотя бы защищаться он моих атак. И его меч легко пробивает защиту и тыкается тупым концом под ребра, оставляя болезненный – судя по тому, как сморщился Энакин – синяк. Оби-Ван плохой учитель – он может говорить правильные слова, верить в них разумом и не верить сердцем, сердцем ему даже за такую боль жаль своего ученика, но он говорит строго, и выходит совсем никак: - Будь это настоящий меч – ты был бы мертв. - Знаю, Учитель, - отвечает Энакин. И атакует еще сильнее, плохо у него с защитой, и единственно верная для него тактика – умотать неопасными атаками, не давая времени собраться и ударить самому, слишком самоуверен, и когда он делает сальто, почти дотянувшись мечом до спины учителя – тот плавным, вытренированным движением разворачивается и сильно бьет его по ногам. Энакин морщится, шипит, падая на пол – еще бы, деревянным мечом у самых колен, но глаза его горят восторженно. - Я почти достал вас. Оби-Ван качает головой, хочет подать ему руку и помочь подняться или хотя бы погладить ушибленные колени, но сдерживается изо всех сил, ведь в битве его снисхождение к ученику стоило бы тому куда дороже; Оби-Ван куда худший, просто куда более усидчивый боец, и знает это. - Я отрубил тебе ноги. Энакин еще морщится, но встает, трет колени, уже снова тянется за своим мечом. - Это ерунда, учитель. Вы потом покажете мне, как защищаться от этой атаки, и я запомню. Но он не запомнил.

Нет страстей - есть ясность мыслей

Темная сторона опасна не только тем, что дает невиданную силу и власть, точнее – не во власти же дело, она может прятаться где угодно, в любой из страстей. Если ты сильно любишь женщину – знай, ты уже на полпути к Темной стороне, она пообещает вам вечную любовь, спокойствие и процветание. Если ты амбициозен и горд – Темная сторона пообещает тебе славу, и, что гораздо страшнее, даст её. Если ты слаб – а со страстью ты всегда слаб – она даст тебе Силу. Темная уродливая завлекающая госпожа с тысячью дорогих тебе лиц, подберет самое подходящее, против которого у тебя нет защиты. К моменту, когда Энакину исполняется шестнадцать, Оби-Ван уже знает: у его персональной Темной стороны яркие голубые глаза, угловатые большие ладони и губы. Такие губы, что не стоит смотреть на них пристально. Энакин совсем не уважает учителя и потому все понимает и дразнится, а, может, просто кажется, и не понимает он ничего. Тяжело рыцарям-джедаям ладить с падаванами в его возрасте. Особенно тем, кто очень плохо умеет говорить им нет. Энакину снятся кошмары – это не секрет ни для кого в Храме. У падавана нет никого ближе учителя – и это не секрет. То, что иногда Кеноби видит его на пороге своей спальни по ночам тоже сложно держать в секрете, но пока ученик мал, не кажется страшным или предосудительным. Магистр Йода видит дальше других, но он пока не определился. Оби-Ван знает, что должно произойти рано или поздно, и он готовится к этому, как к величайшей из своих битв, но когда Энакин стучится ночью в дверь его спальни и не мучается от кошмаров – он не готов. Он открывает дверь и впускает его, как предатели открывают врагам ворота крепости. - Могу я войти, Учитель? – спрашивает он, и кажется испуганным не меньше. Он еще не знает о том, что он Темная сторона, и отказать ученику в утешении от простого своего страха – значит подтолкнуть его туда, потому Кеноби кивает и пропускает. Просто поэтому, конечно же, а не потому, что хочет, и может отослать его в любой момент. Энакин садится на его кровать, кусает губы, не поднимая взгляда, Оби-Ван садится рядом, гладит его по плечу успокаивающе и готов объяснить и рассказать, как и должен хороший учитель, он говорит: - Я знаю, о чем ты думаешь. Нам нельзя делать этого. Он долго готовился к этому дню, он знает ответы на все возможные почему и утешения, и наставления, но Энакин просто фыркает, как будто не верит – тому, что учитель сам верит в эти глупые правила и нельзя в глубине души – ни капельки, и тянется, и кусает его губы настойчиво и неумело; губы у него мягкие, как у девушки. - Всего один разочек, Учитель, - ноет он шепотом. Мальчишка.

Нет хаоса - есть гармония

Вы многого не знаете даже о своих родных детях, даже если вы живете вместе и они отлучаются только на учебу и встречи с друзьями, даже если вы каждый день сидите у их кроватей, пока они не уснут, даже если они шепотом доверяют вам свои тайны. Падаваны не живут со своими учителями, не засыпают с ними вместе, Энакин не его сын и совсем на него не похож. Оби-Ван никогда бы не подумал, что его ученик может писать стихи, да и не интересовался тот никогда, но когда приезжает Падме – оказывается, всё время писал. Подслушивать нехорошо, но так случайно получается, когда Кеноби идет передать распоряжение Совета, случайно задерживается за дверью и слышит, как он читает ей стихи. Дрянные и глупые ужасно, он зовет её ангелом в них, она смеётся тихо, а потом он говорит – тихо, мягко, так незнакомо для его голоса: - А это – в тринадцать. И снова читает; он вспыльчивый, резкий и откровенный, вы очень много не знаете о своих детях, даже если по ним не скажешь, что они хоть что-то могут держать в себе. У него красивый голос, когда он читает эти плохие стихи, не стоит падавану так откровенно проявлять чувства к сенатору – к кому угодно – и можно легко представить, как шевелятся его губы и как он смотрит на неё – смущенно, но прямо. Надо бы сделать выговор ему за это, но подслушивать нехорошо, и Кеноби отходит от двери и ничего ему не говорит. Если бы это было возможно – это невозможно, никак, нет, но – они были бы прекрасной парой в райских пейзажах Набу.

Нет смерти - есть Сила

Он рано седеет, рано превращается в чудного старика-отшельника на краю пустыни, рано отвыкает говорить, впрочем, его эпоха уходит куда раньше, чем он сам. Старик Кеноби присматривает за мальчиком, старик Кеноби больше не хочет учить. Джедаи не испытывают эмоций, страха, горечи или вины, их не царапает совесть маленькими зелеными коготками, им не снятся кошмары, джедаев нет давно, и когда старик Бен приходит в город в потрепанном коричневом плаще – никто даже не собирается его ловить, не узнает даже как героя сказок, и – всё это грустно. У Люка голубые, как у отца, глаза, и Кеноби всё же часто снятся сны. Он не видел своего ученика – бывшего ученика – живьем с тех пор, как оставил, но достаточно – в записях и донесениях, когда еще не был стариком Беном, чтобы знать, какое теперь у него дыхание, как слышатся его шаги, что движения у него теперь медлительные и неестественные, под черной маской не видно лица и – словом, знать достаточно. Он знает, что им придется встретиться – так шепчет Сила, таковы законы судьбы, которая совсем разлюбила джедаев – он думает об этом слишком часто, да и чему, как не ностальгии предаваться на старости лет, наверняка, потому сны и снятся. В этих снах он такой же – седой, со сморщенными болезненными руками, он слышит шаги – те, из записей, которые он представлял сотни вечеров подряд, слышит его дыхание – уродливое сопение машины, предателя. А потом он оборачивается и – у Дарта Вейдера совсем не такие, легкие, мальчишеские движения. Дарт Вейдер снимает шлем и смотрит на него сияющими, укоряющими голубыми глазами, он не изменился ничуть, он мальчишка, а Кеноби – старик. У него непослушная челка, полные губы и шрам у брови, и ни единого ожога на лице, у Энакина его ученика. - Что же вы, учитель, - говорит он грустно. Каждый сон говорит так. А потом падает, словно резко убрали ему ноги из-под защитной брони, кричит, и ожоги покрывают его лицо. Или – прижимается к нему, к груди его, и плачет. Или – говорит пойдем со мной, нет никакой Темной стороны, пойдем, пойдем, канючит, и становится меньше, десятилетним мальчишкой на глазах, мне страшно там одному. Или – говорит давай я убью императора, если я убью его – ты простишь меня? Возьмешь к себе назад? Я всё исправлю, - говорит он. Всё такой же ужасно самоуверенный. Кеноби не знает, как это будет, но уверен в одном – Дарт Вейдер закончит то, что начал лет двадцать назад, и убьет, наконец, старика.

Восемь основ
Медитация
Тренировка
Лояльность
Честность
Нравственность
Отстраненность
Храбрость
Сражение

Восемь основ
Хотя Кодекс это и прямая карта к мастерству Силы, иногда возникают сложности с применением его на практике. Галактика сильно изменилась с тех пор как впервые был принят Кодекс Джедаев, и намного сильнее, чем это мог предполагать Мастер Одан-Урр. И хотя сущность Кодекса предполагает его актуальность вне зависимости от течения времени и изменения мира вокруг, Вселенная зачастую не дает Джедаю достаточно времени, чтобы обдумать эти изменения.
Однако, Джедай может предвидеть очень многие вещи заранее, и заранее лучше подготовиться к ним. Спустя тысячелетия, со времен основания Ордена, Мастера Джедаи признали и сформулировали восемь основ, совершенного понимания и применения которых должен достичь каждый Джедай прежде, чем ситуация вынудит его действовать. Джедай, понимающий эти восемь основ, в моменты необходимости принятия быстрого решения, уже будет готов к этому, благодаря Силе.
Мастер Одан-Урр дал коментарии относительно этих основ. Другие Мастера Джедаи за многие столетия, включая Магистра Йоду, сформировали основу для так называемого "Расширенного Кодекса" преподаваемого Падаванам по всей галактике. Эти восемь основ представлены ниже.

“Каждый Джедай должен проводить время в медитациях, размышляя каждый день о велениях Силы. Причина проста: Если невольно действовать вопреки велениям Силы, то даже после признания ошибки еще много время должно пройти чтобы ее компенсировать.”
Мастер Одан-Урр

Медитация
Мастер Одан-Урр мог бы также сказать, что регулярно исследуя собственные побуждения, Джедай может убедиться, что Сила не позволяет эмоциям, невежеству, страсти или хаосу вторгнуться в его сознание. Джедай, не находящий времени для медитаций, может легко потеряться в себе. Проще говоря, Джедай, отказывающийся от медитаций, уже не может знать, что его побуждения чисты, и таким образом обманывает самого себя. Так Мастер Йода однажды сказал: “Джедай, не учитывающий советы Силы, темную сторону слушает.”

"Обучение Джедая Силе не заканчивается никогда."
Мастер Йода

Тренировка
Мудрый Джедай должен помнить, что о Силе всегда можно узнать что-то новое. Великая Сила открывает свои тайны лишь тем, кто того желает и имеет достаточно знаний, чтобы понять ее. Утверждающий, что постиг Великую Силу, похож на смотрящего на копыто банты и говорящего: “Теперь я понимаю бант”. Чтобы продолжать расти, Джедай должен тренироваться каждый день. Это относится к тренировкам и в других дисциплинах Джедаев.

Лояльность
Джедаи существуют во Вселенной лишь потому, что существует Великая Сила. Но Орден Джедаев требует большего: он требует лояльности. Само собой разумеется, что Джедаи должны быть верны друг другу, и не развязывать конфликтов между собой. Но, что более важно, каждому Джедаю необходимо помнить, что он должен действовать в соответствии с волей своего Мастера. Мастер же в свою очередь, должен действовать в соответствии с решениями Совета. Это не принцип старшинства, но принцип понимания воли Великой Силы, наибольшего мастерства в котором достигли именно члены Совета.

"Многие говорят, что Джедай должен быть идеально честен, никогда не извлекать преимуществ с помощью обмана, и никогда не скрывать ничего от других. Это - нонсенс."
Мастер Одан-Урр

Честность
Великая Сила требует от Джедая быть честным с самим собой. Однако она не обязывает его быть честным с каждым. Если Джедай действует не в собственных интересах и соблюдает Кодекс – он уже следует велениям Силы.
Так Мастер Одан-Урр часто указывал на ошибку тех, кто считал, что Джедай должен быть идеально честен. С некоторой точки зрения, Джедай не лжет, если позволяет людям верить в то, во что они желают верить. Джедай может и должен предлагать совет всем, кто в нем нуждается, но только не убеждать в необходимости следования этому совету. Каждый делает свой выбор сам.
В служении Силе, Джедай может использовать обман, отговорку и даже мошенничество, если он поступает так со справедливой целью. И хотя большинство разумных существ питают отвращение к таким методам, Сила не знает подобных эмоций. Однако не путайте это с “моральной гибкостью.” Джедай делает только то, что должен делать. И всегда помнит, что он не стоит над законом.

Нравственность
Наиболее опасная цитата, когда-либо произнесенная Мастером Джедаем: “Джедай - не существо нравственности.” Эти слова к сожалению были неправильно поняты многими Джедаями, понимающими под ними лишь то, что Джедай не имеет право на ошибку.
На самом деле это утверждение означает, что Джедай не является судьей нравственности. В то время как Джедаи могут восстанавливать порядок, мир и справедливость, они не должны самостоятельно осуждать действия других. И для этого имеются две причины.
Первая заключается в том, что Галактика – огромное пространство, полное культур и обычаев, понять которые полностью не сможет ни один Джедай. Так в одной известной истории повествуется о том, как один Джедай узнал, что его компаньон пожирал себе подобных. Когда же позже его спросили, почему он не осудил своего компаньона за такие поступки, Джедай ответил: “Я не осудил его, поскольку Кодекс Джедаев не порицает поедание плоти разумных существ, в то время как существа данного вида, не занимающиеся каннибализмом считаются безумными с точки зрения их же сородичей.” Этот Джедай признал, что наказание для его компаньона согласно нормам морали Джедаев было бы следствием проявления эмоций и невежества.
Вторая причина в том, что осуждение, зачастую, составляющая мести, а месть ведет на темную сторону. Это легко понять, хотя не настолько легко этому следовать. Неужели известному убийце можно позволить свободно уйти? Должен ли убийца быть убитым? Чтобы ответить на любой вопрос, Джедай должен сначала понять веление Силы. Никакое решение не может быть принято в спешке, кроме того, где промедление угрожает жизням.
В то же время, не будучи судьями, Джедаи могут быть миротворцами. Они предназначены именно для этой роли, и действуя так, они будут действовать в соответствии с волей Великой Силой, поскольку всякое примирение ведет к равновесию.

“В галактике всё будет спокойно, если обращать внимание на одни вещи и закрывать глаза на другие.”
Мастер Одан-Урр

Отстраненность
Хотя Мастер Одан-Урр и верил в справедливость, он также понимал, что иногда Джедаю следует отстраняться от некоторых проблем. Некоторые видели в этом признак джедайской слабости или безразличия. Другие полагали, что Джедаи игнорируют маленькие проблемы, чтобы предчувствовать большие. Очевидно, что ни одна из этих точек зрения не является верной. Правда в том, что несмотря на свою связь с Силой, Рыцари Джедаи рассеяны по всей Галактике. И это главная причина, почему Джедаи активно не взаимодействуют с жизнью обычных людей. Джедаи существуют для сохранения мира, порядка и справедливости, а они не падут из-за нескольких преступлений. Цель Джедая - создавать и хранить атмосферу, в которой правосудие будет процветать, нежели непосредственно самим вершить правосудие. Магистр Йода часто говорил, что Республика однажды бросит вызов праву на существование Ордена Джедаев, и поддержка Джедаев обычными людьми будет зависить от их отношения к Джедаям: “Если нас они боятся, помогать нам не будут. Если ненавидят - они преследовать нас станут.”

“Храбрость в бою ничего не доказывает. Сама храбрость вообще не значит ничего. Джедай должен быть внутренне готов отбросить гнев, страх, нерешительность и сражаться, бежать, сдаться или умереть.”
Мастер Одан-Урр

Храбрость
Молодые Джедаи часто ошибочно считают храбрость противоположностью страху. Им кажется, что так как страх ведет на темную сторону, храбрость является защитой от нее.
Это не так. Если Джедай понимает веление Силы, то он знает что лучше: продолжать ли сражение, бежать или предложить перемирие. Помните о том, что храбрость сама по себе - это лишь эмоция, а Джедай должен хранить спокойствие даже во время боя.

“Если Джедай активирует свой световой меч, он должен быть готов забрать жизнь. Если Джедай не готов к этому, он должен оставить оружие при себе.”
Мастер Одан-Ур

“Если оружие показываешь ты, "Воин я!" говоришь. И кто лучший - должны остальные воины знать.”
Мастер Йода

Сражение
К сожалению, мы живем в Галактике, где конфликты – слишком частое явление, чтобы Джедаи могли оставаться в стороне. И не один Джедай не должен надеяться избежать этого явления в своей жизни. Но в первую очередь, никогда не провоцировать конфликт сам. Говоря: “И кто лучший - должны остальные воины знать.” – Мастер Йода напоминал Джедаям, что одни лишь их боевые навыки могуть стать причиной конфликтов, и агрессии со стороны других воинов. Потому, чтобы избежать ненужных поединков, Джедай не должен впустую хвалиться своими умениями.
Но когда же необходимо сражаться? Великая Сила подскажет Джедаю, когда у него не останется другого выхода, и мудрый Джедай доверится Силе.
Всегда ли в бою необходимо использовать только световой меч? Ответ - нет. Световой меч - страшное оружие, но это не оружие для устрашения. Вот что хотел сказать Одан-Урр. Не используйте световой меч, чтобы устрашить противника. Но используйте его, чтобы закончить бой быстро и милосердно, насколько это возможно. Если при этом необходимо уничтожить противника, то пусть так и будет. Но если Джедай может закончить битву без жертв, тем лучше. Истинный Мастер может одержать победу одним лишь словом.
В прошлом, некоторые Джедаи поняли это как необходимость носить при себе второе, менее смертельное оружие. Но такого оружия не существует. Если оружие не может убивать, это не настоящее оружие. В то время как бластер может позволять Джедаю нападать на расстоянии, это так же эффективно как и в соответствии с Кодексом использовать Силу вместо этого. Это - то, почему все великие Джедаи носят с собой только световой меч как оружие, идеально подходящее для владения им в союзе с Силой.

Не полагайтесь на Силу, в ущерб остальным своим ощущениям и способностям."
Мастер Одан-Урр

Хотя Мастерами Ордена были сформулированы лишь восемь основ, коментарии к которым были даны Мастером Одан-Урром, к ним часто добавляют девятую основу-предупреждение, которая также основывается на мудрости Мастера, с использованием его слов и методов.

Зависимость
Эта мудрость предупреждает учеников, что нужно развивать другие свои таланты и способности, а не полагаться только на Великую Силу. Использовать Силу для выполнения любого, даже самого обычного действия, означает сделать ее обыденной. Использование Великой Силы не всегда является единственным решением любой проблемы, иногда оно даже не является лучшим решением. Тогда-то и пригодятся другие способности и таланты Джедая. Обучение Джедая содержит множество практик, и владение Силой – только одно из них. Ученики выполняют многие другие, в том числе и физические упражнения. Великая Сила может существенно облегчить их, но ее использование ухудшит мастерство Джедая. Джедай должен познать свои способности без участия Силы, чтобы полностью познать себя, а также понять, на что способны те, кто не чувствителен к Великой Силе. Использовать Силу потому, что так легче, даже если есть более разумные способы, означает приблизится к ее Темной стороне. Отсюда остаётся один шаг до использования Силы с целью получить богатство и власть, а это – извращеное понимание воли Силы.

Данные восемь основ определяют направление развития каждого Джедая. Как и пять правил, они тесно связаны между собой. Лишь достижение понимания каждого и всех вместе может служить залогом того, что Джедай верно понимает свой Путь.