Сословная система стратификации утверждается и поддерживается. Лекция Типы стратификационных систем. Социальная структура, стратификация и мобильность. Стратификационные изменения. Социальное неравенство и стратификация общества

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Радаев В. В. предлагает девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно: физико-генетическая; социально-профессиональная; рабовладельческая; классовая; кастовая; культурно-символическая; сословная; культурно-нормативная, этакратическая.

В основе первого типа -- физико-генетической стратификационной системы -- лежит дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств -- силы, красоты, ловкости. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, -- во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой. символический благо вознаграждение материальный

Вторая стратификационная система -- рабовладельческая -- также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен "Русской правды", это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

Третий тип стратификационной системы -- кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится в клановом строе среднеазиатских государств.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие -- "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого -- "государственная власть"). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенные, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых социалистических обществах.

Далее следует шестая, социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли -- обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой. Классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам -- буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. -- не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус).

Осталось рассмотреть еще две стратификационные системы. Одну из них можно условно назвать культурно-символической. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье -- служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время -- ученым, технократам и партийным идеологам.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) -- все это ложится в основу социального деления.

Основные черты стратификационных систем.

Тип системы

  • · Основа дифференциации
  • · Способ детерминации различий
  • · Физико-генетическая
  • · Пол, возраст, физические данные
  • · Физическое принуждение, обычай
  • · Рабовладельческая
  • · Права гражданства и собственности
  • · Военное принуждение, кабальное право
  • · Кастовая
  • · Религиозное и этническое разделение труда
  • · Религиозный ритуал, этническая замкнутость
  • · Сословная
  • · Обязанности перед государством
  • · Правовое оформление
  • · Этакратическая
  • · Ранги во властной иерархии
  • · Военно-политическое господство
  • · Социально-профессиональная
  • · Род занятий и квалификация
  • · Образовательные сертификаты
  • · Классовая
  • · Размеры доходов и собственности
  • · Рыночный обмен
  • · Культурно-символическая
  • · Сакральное знание
  • · Религиозное, научное и идеологическое манипулирование
  • · Культурно-нормативная
  • · Нормы поведения, стили жизни
  • · Моральное регулирование, подражание

В реальности стратификационные тины переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В современной социологии различают девять типов стратификационных систем: физико-генетическую , рабовладельческую , кастовую , сословную , этакратическую , социально-профессиональную , классовую , культурно-символическую , нормативную .

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным» признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств - силы, красоты, ловкости. Неравенство утверждается посредством угрозы физического насилия, закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта система господствовала в первобытной общине, но существует и сейчас в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение жизненного пространства. Эта система - продукт милитаризма различных обществ. В наши дни она поддерживается военной, спортивной и эротической пропагандой.

Рабовладельческая система основана на военно-физическом принуждении. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих систем разнообразны: античное рабство, плантационное рабство в США, работа военнопленных. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. В Индии сохранилась кастовая система : каждая каста представляет собой замкнутую, эндогамную группу. Ей отводится определенное место в общественной иерархии в соответствии с системой разделения труда. Существует четкий перечень их занятий: жреческие, воинские, земледельческие и т.п.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, обязанности четко прописаны и закреплены в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей и трудовых повинностей. Примером развитых сословных систем являются феодальные общества. Сословие – это юридическое, а не этническое, религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству. Это способствует относительной закрытости данной системы.

В этакратической системе (франц. и греч. - государственная власть) дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных сферах. Распределение ресурсов, престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях: политической, военной, хозяйственной. Иерархии могут закрепляться юридически: чиновничьи табели о рангах, военные уставы. Формальная свобода членов общества, отсутствие наследования властных позиций отличает этакратическую систему от сословий (в древности – это Китай, Индия, Египет и др.).

Социально-профессиональная система делит группы по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют классификационные требования: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поддержание порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем. Оно есть в любом обществе с развитым разделением труда. В современной индустрии есть разрядная сетка, система аттестатов и дипломов об образовании, научные степени и звания, открывающие дорогу к более престижным рабочим местам.

Классы - это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между ними заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. Принадлежность к классам (буржуа, пролетарии и т.п.) не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, не имеет формальных перегородок. В XXI в. наибольших высот классовая система достигла в США, в Германии, Англии и др. странах.

В культурно-символическом типе дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, возможностей получать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем научного или религиозного знания. В древности эта роль отводилась жрецам, в Средневековье - служителям церкви, в наше время - ученым, технократам, журналистам, идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. Более высокое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями других членов общества.

Нормативная система основана на неравенстве между статусами и включает в себя такие критерии, как доход, богатство, престиж. Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы могут накапливаться и превращаться в богатства. Богатство - накопленные доходы в виде наличных или овеществленных денег: движимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимое (дом, произведения искусства, сокровища) имущество. Разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Зажиточные слои имеют явные и скрытые преимущества: лучшее образование, медицину, они дольше живут, имеют доступ к власти и привилегиям. Престиж имеет социально-психологическую окраску и может иметь разное содержание в конкретных социально-исторических условиях (профессия, место в социальной иерархии) и чаще всего связан с материальным стимулированием и социальными привилегиями.

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциаций. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Социальная стратификация – это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.

Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:

1) физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;

2) кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте – наследственное явление. Это общество закрытое;

3) сословно-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;

4) этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, распределения ресурсов, привилегий. Группы на этой основе имеют свой стиль жизни, благополучия, престижность тех позиций, которые они занимают;

5) социально-профессиональная. Важное значение здесь имеют условия и содержание труда (особые навыки, опыт). Иерархия в этой системе строится на сертификатах (дипломах, лицензиях и т. д.), отражающих уровень квалификации человека. Действительность этих сертификатов поддерживается государством;

6) классовая. Различия имеются в характере и размерах собственности (хотя политический и правовой статусы одинаковы), уровне дохода, материальных благ. Принадлежность к какому-либо классу не устанавливается по закону и не наследуется;

7) культурно-символическая. У разных групп разные возможности получать социально значимую информацию, быть носителем сакрального знания (раньше это были жрецы, в новое время – ученые);

8) культурно-нормативный. Различия образа жизни и норм поведения людей ведут к различиям уважения и престижа (различие физического и умственного труда, манеры общения);

9) социально-территориальная. Неравномерное деление ресурсов между регионами, пользование культурными учреждениями, доступ к жилью и работе разный.

Конечно же, мы понимаем, что любое общество соединяет в себе даже несколько стратификационных систем, а представленные здесь типы стратификационных систем – это «идеальные типы».

Социологи отличают «закрытые» (предусматривающие небольшие изменения в социальном положении) и «открытые» системы (допускающие значительную со­циальную мобильность) (Tumin, 1985).

Кастовая система

Кастовая система - это социальная стратификация, основанная на предписании социального положения, т. е. на происхождении. Как таковая эта система закрытая, поскольку лишь происхождение определяет судьбу человека, вероятность социаль­ной мобильности, основанной на индивидуальных достижениях, незначительна или вообще отсутствует. Кастовые системы жестко распределяют людей по кате­гориям, в рамках которых они остаются всю свою жизнь.

Два примера: Индия и Южная Африка. Многие аграрные общества - образ­цы кастовой системы. Одним из примеров является Индия. В традиционных ин­дийских деревнях проживает большая часть населения этой страны. В Индии сис­тема каст (варн - от санскрит, «цвет») состоит из четырех категорий: это брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Однако на местном уровне каждая складывается из со­тен субкастовых групп (или джати).

Каста также играла важную роль в истории ЮжнойАфрики. До недавнего вре­мени политика апартеида в этой стране обеспечивала 5 млн южноафриканцев евро­пейского происхождения богатство и власть, позволяя доминировать над прибли­зительно 35 млн чернокожих жителей страны. Между ними находились еще 3 млн людей смешанной расы - «цветные» - и около 1 млн азиатов. В предлагае­мой далее информации («Раса как каста: сообщение из Южной Африки») указы­вается, каково же состояние кастовой системы в Южной Африке теперь.

В кастовой системе сам факт рождения людей формирует их дальнейшую жизнь. Во-первых, традиционным кастовым группам соответствуют определенные профессии, поэтому на протяжении многих поколений члены одной семьи выпол­няют работу одного и того же типа. Хотя в Индии определенную деятельность (на­пример, занятие сельским хозяйством) могут выполнять все, касты различаются тем, что делают их члены (священники, парикмахеры, специалисты по выделке кожи, уборщики и т. д.). В Южной Африке белые все еще занимают большинство престижных рабочих мест, а многие чернокожие занимаются неквалифицирован­ным гНизичепсим тгшттпм

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Раса как каста: сообщение из Южной Африки

На южной оконечности Африканского континента находится Южно-Африканская Республика, по величине равная примерно Аляске и с населением около 44 млн человек (по данным на 2001 г.). Издавна населенная чернокожими людьми, эта область привлекла белых голланд­ских торговцев и фермеров в середине XVII в. Во время второй волны колонизации (в начале XIX в.) ее наводнили иммигранты из Великобритании, которые вытеснили голландцев в глубь страны. К началу 1900-х британцы захватили власть, объявив об образовании Южно-Афри­канского Союза. В 1961 г. Великобритания утратила контроль над этой страной и признала независимость ЮАР.

Однако реальную свободу получило лишь белое меньшинство. За многие годы до этого в целях обеспечения политического контроля над черным большинством белые ввели полити­ку апартеида, или расового разделения. Апартеид был узаконен в 1948 г., в результате чего чернокожее население было лишено прав на гражданство, владение землей и участие в пра­вительстве. По сути, черные южноафриканцы стали более низкой кастой, получая плохое образование и выполняя вспомогательную, низкооплачиваемую работу. При этой системе даже в доме белых из «среднего класса» был по крайней мере один чернокожий слуга. Преуспевающее белое меньшинство защищало апартеид, утверждая, что чернокожие угро­жали их культурным традициям или, проще говоря, были низшими существами. Но сопро­тивление апартеиду постоянно росло, вынуждая белых отвечать жестокими военными мера­ми, чтобы сохранить свою власть.

Постоянное сопротивление - особенно со стороны молодых чернокожих, жаждущих права политического голоса и расширения экономических возможностей, - со временем привело к политическим изменениям. Помимо давления со стороны коренного населения апартеид критиковали многие государства, включая США. К середине 1980-х гг. положение дел начало меняться, когда южноафриканское правительство предоставило ограниченные политические права людям смешанной расы и азиатам. Затем всем позволили формировать профсоюзы, устраиваться на работу, ранее разрешенную только для белых, и иметь собственность. Вла­сти страны также начали демонтировать систему законов, которая устанавливала расовое разделение в общественных местах.

Темп изменений набрал силу к 1990 г., когда из тюрьмы выпустили Нельсона Манделу. В 1994 г. по итогам первых национальных выборов, в которых приняли участие люди всех рас, Мандела был избран президентом, и на этом закончилось столетие правления бе­лого меньшинства.

Несмотря на впечатляющие политические изменения, социальная стратификация в Южной Африке все еще основана на расовой принадлежности. Даже имея право на собственность, У 3 черных южноафриканцев безработные, и большинство продолжает жить в крайней нищете. В наихудших условиях живут приблизительно 7 млн укулелека, что на языке кхоса означает «по­граничные люди». Название населенного пункта Соуэто-Бай-де-Си («Соуэто у моря») может на­поминать о месте для летнего отдыха, но в действительности это дом для тысяч укулелека, ко­торые живут в жалких, перенаселенных лачугах, сделанных из ящиков, искореженного металла, картона и другого хлама. Там нет электричества. Не имея водопровода и канализации, люди используют ведра, чтобы выносить нечистоты; женщины выстраиваются в очередь к единствен­ному крану, откуда поступает вода, которым пользуется более 1000 человек. Трудно найти хоть какую-нибудь работу, а те, кто все-таки обретают ее, счастливы заработать $200 в месяц. Нынешний президент Южной Африки Табо Мбеки, избранный в 1999 г., возглавляет нацию, все еще не избавившуюся от последствий столетнего господства расовой кастовой системы. Сфера


340 Часть III, Социальное неравенство


341

Туризма сейчас на подъеме, что обещает в ближайшие годы экономический бум. Но страна может полностью избавиться от наследия прошлого только в том случае, если предоставит всем гражданам равные возможности.

Источники: Fredrickson, 1981; Wren, 1991; Hawthorne, 1999; Mabry & Masland, 1999.

Во-вторых, поддержанию жесткой социальной иерархии способствует инсти­тут брака, согласно которому супруги должны принадлежать к одной категории; «смешанные» браки запрещены, поскольку тогда возникает путаница с распреде­лением детей по кастовым категориям. Система требует, чтобы люди женились на равных себе. Социологи называют это явление эндогамным браком (от древнегреч. эндо - «внутри»). В Индии родители традиционно выбирают супругов своим де­тям, и часто еще до того, как те достигают юношеского возраста. До 1985 г. в Юж­ной Африке межрасовые браки (и даже половая связь) были запрещены законом; сегодня же они разрешены, но поскольку большинство чернокожих и белых все еще живут в обособленных районах, они по-прежнему редки.

В-третьих, кастовые нормы предписывают людям оставаться среди «себе подоб­ных». Индусы поддерживают эту сегрегацию, полагая, что «чистый» с ритуальной точки зрения человек, принадлежащий к более высокой касте, будет «осквернен» контактом с человеком более низкого положения. Апартеид в Южной Африке был устроен во многом так же.

Наконец, кастовые системы опираются на сильные культурные предубеждения. Индийская культура построена на моральном принципе, согласно которому чело­век разделяет пожизненную принадлежность к определенной профессии незави­симо от того, какова она. Хотя в Южной Африке законов апартеида больше не су­ществует, большинство людей все еще проводят различие между «белой» и «чер­ной» профессиональной деятельностью.

Касты и сельская жизнь. Кастовые системы существуют в аграрных обществах, потому что сельский уклад жизни зависит от развитого чувства долга и дисципли­ны. Касты сохраняются в сельских районах Индии даже через 60 лет после фор­мальной их отмены; власть таковых ослабла в больших городах, где люди имеют больше возможностей в выборе работы и партнеров для брака. Точно так же быст­рая индустриализация Южной Африки сделала более важными личный выбор и права человека, поэтому отмена апартеида была лишь вопросом времени. В разви­тых индустриальных странах, например в США, сохраняются некоторые элемен­ты кастовой системы, однако обращение с людьми исходя исключительно из расо­вой и тендерной принадлежности ныне чревато обвинениями в расизме и дискри­минации по половому признаку.

Обратите внимание, что отмена каст не означает конец социальной стратифи­кации. Напротив, она знаменует собой всего лишь изменение ее характера, как это показано в следующих разделах.

Классовая система

Сельское хозяйство диктует сохранение в течение жизни человека установленно­го порядка, созданного кастовыми системами. Но индустриальное производство


стемы - социальной стратификации, основанной как на происхождении человека, так и на индивидуальных достижениях.

Классовая система более открыта; для людей, получивших образование и овла­девших соответствующими навыками, характерна социальная мобильность по отно­шению к социальным позициям родителей. Социальная мобильность стирает клас­совые различия, так что даже близкие родственники могут иметь разное социальное положение. Границы стираются также, когда люди переезжают на жительство в дру­гую страну или из сельской местности в город, стремясь получить образование и найти работу (Lipset & Bendix, 1967; Cutright, 1968; Treiman, 1970). Как правило, вновь прибывшие соглашаются на низкооплачиваемые должности, таким образом продвигая других вверх по социальной лестнице (Tyree, Semyonov, & Hodge, 1979).

Разделение людей по расовому, половому признакам или социальному проис­хождению в индустриальных и постиндустриальных обществах рассматривается как неправильное, все обладают равными политическими правами и равны перед законом. Кроме того, в обществах, где уровень доходов высок, профессия человека не определяется его происхождением, а является предметом его личного выбора. Больший индивидуализм также проявляется в свободе избрания супруга.

Меритократия. По сравнению с аграрными обществами, где касты - норма жиз­ни, индустриальные общества движутся к меритократии" - социальной стратифи­кации, основанной на личных заслугах. Поскольку члены индустриальных обществ должны обладать широким диапазоном способностей (помимо навыков ведения сельского хозяйства), стратификация основана не только на происхождении, но и на «заслугах», под которыми мы подразумеваем выполняемую работу, а также то, насколько хорошо с ней справляется человек. Содействуя развитию меритократии, индустриальные общества стремятся установить равенство возможностей, хотя при этом ожидается, что люди достигнут неравных результатов.

Если бы воцарилась абсолютная меритократия, социальное положение полно­стью зависело бы от способностей и усилий человека. Такая система отличалась бы развитой социальной мобильностью, и в ней стирались бы социальные катего­рии, по мере того как люди непрерывно перемещались бы по системе вверх или вниз - в зависимости от достигнутого. В кастовых обществах «заслуга» предпола­гает упорный труд, требующий низкой квалификации, например в сфере сельско­го хозяйства. В кастовых системах считаются достойными уважения те люди, ко­торые покорно выполняют свою работу и остаются «на своем месте».

Конечно, кастовые системы устроены так, что человеческий потенциал тратит­ся впустую, но они отличаются высокой степенью упорядоченности. И здесь кро­ется ответ на важный вопрос: почему индустриальные и постиндустриальные об­щества сохраняют некоторые особенности кастовых (например, право наследова­ния состояний), не становясь меритократиями. Это связано с тем, что в противном случае понижается значимость семьи и других социальных групп. В конце концов, экономическая эффективность - еще далеко не все. Хотели бы мы оценивать чле­нов своей семьи исключительно по их работе? Думается, нет. Следовательно,


342 ________________________________________________

классовые системы, существующие в странах с высоким уровнем доходов, посте­пенно становятся меритократиями. Так повышается их эффективность и произво­дительность труда, но сохраняются элементы кастового общества, позволяющие поддерживать порядок и социальное единство.

Статусная согласованность - это степень согласованности социального поло­жения человека по различным параметрам социального неравенства. Кастовая си­стема отличается ограниченной социальной мобильностью и высокой статусной согласованностью, так что положение человека, определяемое по критериям богат­ства, власти и престижа, остается одним и тем же. Особая же мобильность классо­вых систем приводит к меньшей статусной согласованности. Так, в США у препо­давателя колледжа, имеющего ученую степень, может быть высокий социальный престиж, но достаточно скромный доход. Низкая статусная согласованность озна­чает, что классы менее жестко определены, чем касты.

Социальное происхождение и успех: Великобритания

Хороший пример, показывающий, как в классовых системах сочетаются признаки кастового общества и меритократии, - Великобритания (в состав которой входят Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия). Это индустриальная страна, у которой продолжительная история аграрного общества.

Сословная система. В средние века в Англии была система трех сословий, по­добная кастовой. Первое сословие - наследственная аристократия - составляла 5% населения; ей принадлежало большинство земель, считавшихся в те времена главной формой богатства (Laslett, 1984). Большинство аристократов не имело никакой профессии, потому что воспринимало торговлю или любое другое заня­тие недостойными себя. Поскольку у знати было предостаточно слуг, она прово­дила время так, чтобы совершенствовать мастерство верховой езды и ратного дела, лелеять свой утонченный вкус, занимаясь живописью, музыкой и литературой.

Чтобы обширные земельные владения не были раздроблены наследниками, за­кон первородства требовал, чтобы они переходили к старшему сыну или другому родственнику мужского пола. Младшие сыновья вынуждены были искать другие источники доходов. Некоторые становились священниками (вторым сословием), духовная власть которых подкреплялась обширными земельными владениями церкви. Другие молодые люди из высшего сословия оказывались военными или адвокатами или осваивали другие профессии, которые считались подобающими людям знатного происхождения. В эпоху, когда женщины не могли наследовать собственность отца и лишь немногие из них имели возможность зарабатывать на жизнь, гарантированное будущее дочери аристократа зависело от удачного брака.

Ниже аристократии и духовенства на ступенях сословной иерархии находилось большинство мужчин и женщин, принадлежащих к третьему сословию, или про­столюдинам. Многие работали на земле, принадлежащей аристократии. Большин­ство простолюдинов были плохо образованными или вообще неграмотными.

Когда промышленная революция вызвала рост английской экономики, некото­рые из этих простолюдинов, жившие в городах, заработали столько денег, что смог­ли бросить вызов аристократии. Усиление меритократии, возросшая значимость


_____________________________________________ Глава 10. Социальная стратификация 343

цов привели к тому, что границы между сословиями были стерты и возникла клас­совая система.

Возможно, как знак времени следует рассматривать случаи, когда нуждающие­ся в деньгах дворяне продают наследные титулы с молотка. Например, в 1996 г. титул «лорд Уимблдонский» был выставлен на аукцион графом Спенсером, бра­том принцессы Дианы, чтобы выручить за него $300 тыс., требующихся на ремонт водопровода в одном из его особняков (МсКее, 1996).

Великобритания сегодня. В современной Великобритании существует классо­вая система, пусть даже и несущая на себе отпечаток феодального прошлого. Не­большая группа британских семейств владеет перешедшими к ним по наследству состояниями, обучает своих детей в дорогих школах и играет важную политиче­скую роль. Монарх, королева Елизавета II, считается главой государства, а палата лордов в парламенте состоит из пэров, половина из которых - дворяне. Однако контроль над правительством перешел к палате общин, премьер-министр и другие политические деятели, которые не принадлежат к дворянским родам, достигают такого положения на основе своих достижений, побеждая на выборах, а не но пра­ву происхождения.

Примерно одна четвертая британцев относится к «среднему классу». У многих вполне приличный доход, получаемый от работы и бизнеса и вложения в форме акций и облигаций.

Около половины жителей Великобритании по своему положению находятся ниже среднего класса, считают себя «рабочим классом», имея скромные доходы от физического труда. В последние десятилетия отмечалось падение объемов про­мышленного производства, например, уменьшение добычи угля и производства стали, что привело к высокому уровню безработицы среди рабочих. Некоторые оказались просто нищими, сместившись в число еще четверти британцев, лишен­ных всяческих социальных и экономических благ. Люди из низшего класса (про­ще говоря, бедняки) сконцентрированы в северных и западных областях Велико­британии, затронутых жестоким экономическим кризисом.

Современная британская классовая система совмещает в себе элементы касто­вого общества и меритократии, в результате чего общество в значительно]"! мере стратифицировано, положение людей неравное, в то же время часть из них пере­ходит вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Как следствие истори­ческой сословной системы можно расценить тот факт, что социальная мобильность в меньшей степени свойственна Великобритании, чем США (Kerckhoff, Campbell & Wmfield-Laird, 1985). Более жесткая система неравенства, существующая в Вели­кобритании, отражается, например, в той важности, которая придается акценту. Характерные образцы речи возникают в любом обществе, когда люди поколения­ми отделены друг от друга. Американцы рассматривают акцент как признак, ука­зывающий на место жительства человека (немногие перепутают «гнусавый выго­вор» выходцев со Среднего Запада и протяжное произношение южан), для британ­цев же это черта принадлежности к определенному социальному классу, отличие представителей элиты, которые говорят на литературном английском языке, от прочих. Как говорят, два акцента настолько различны, что, по-видимому, британ­цы - единственный няпоп. пязлеленньтй обшим языком.


344 Часть III. Социальное неравенство ___________________________________________________

Другой пример: Япония

Социальная стратификация в Японии также имеет черты кастового общества и ме-ритократии. Япония - это одновременно самая старая в мире монархия и современ­ное общество, где богатство определяется индивидуальными достижениями.

Феодальная Япония

К V в. н. э. Япония представляла собой аграрное общество с жесткой кастовой системой; население разделялось на знать и простолюдинов; всеми управляла императорская семья. Император, власть которого считалась божественной, и его помощник (или сёгун) надзирали за множеством региональных военачальников на местах.

Ниже аристократии в иерархии располагались самураи, каста воинов, само название которой означает «служить». Эта вторая категория японского общества состояла из солдат, которые обучались военному искусству и жили согласно ко­дексу чести, основанному на абсолютной верности их вождям.


Как и в Великобритании, большинство японцев в то время были простолюди­нами, трудившимися в поте лица, чтобы обеспечить себе скудное пропитание. Од­нако в отличие от европейца простой японец не принадлежал к самой низшей со­циальной категории. На дне были буракумины, или «изгои», контактов с которы­ми избегали как господа, так и простолюдины. Имея много общего с низшей кастой в Индии, представители «дна» жили отдельно, выполняли самую грязную работу и, конечно же, не могли изменить свое положение.


Глава 10. Социальная стратификация 345

Япония сегодня. К 1860-м гг. (период Гражданской войны в США) знать поня­ла, что Япония не может войти в современную, индустриальную эру со своей тра­диционной кастовой системой. Кроме того, как и в Великобритании, некоторые дворяне стремились женить своих детей на богатых простолюдинах, у которых денег было больше, чем у них. По мере того как Япония открывалась для остально­го мира, традиционная кастовая система становилась не столь жесткой. В 1871 г. была юридически отменена социальная категория «изгоев», хотя даже сегодня люди смотрят свысока на потомков представителей этой касты. После поражения Японии во Второй мировой войне дворянство утратило закрепленное законода­тельно общественное положение и император остается лишь символом традиций Японии, не владея реальной властью.

Социальная стратификация в Японии значительно отличается от кастовой сис­темы, существовавшей столетия назад. Сегодня японское общество состоит из «вер­хнего», «среднего» (здесь различаются два слоя - «верхний» и «нижний») и «низ­шего» классов. Но между ними нет никаких устойчивых границ, и многие переходят из одного класса в другой. Однако поскольку японцы уважают свои традиции, про­исхождение человека всегда учитывается при оценке его социального положения. Официально все равны перед законом, хотя на практике многие люди все еще смот­рят друг на друга сквозь призму вековой системы каст (Hiroshi, 1974; Norbeck, 1983).

Наконец, на формирование японского общества продолжают влиять традици­онные представления о тендерных ролях. Юридически оба пола равны, но мужчи­ны доминируют над женщинами во многих отношениях. Японские родители ско­рее пошлют на учебу в колледж сыновей, а не дочерей, поэтому до сих пор заметен значительный разрыв в уровне образования мужчин и женщин (Brinton, 1988). Большинство работающих японок занимают должности, которые ниже оплачива­ются, и лишь изредка бывают руководителями. Таким образом, фактор индивиду­альных достижений в современной классовой системе Японии не исключает учета традиционного доминирования мужчин.

Бывший Советский Союз

Бывший Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который конкури­ровал с США как военная сверхдержава на протяжении почти всего XX в., возник после революции 1917 г. Она положила конец феодальной сословной системе, во гла­ве которой стояли потомственные дворяне, в результате чего земли, заводы и другие средства производства перешли из частной собственности под контроль государства.

Бесклассовое общество? Русская революция вдохновлялась идеями Карла Маркса, который писал, что частная собственность на средства производства - основа существования социальных классов (см. главу 4 «Общество»). Когда госу­дарство взяло под свой контроль экономику, советские чиновники стали хвалить­ся тем, что построили первое в истории бесклассовое общество.

Однако аналитики за пределами СССР скептически относились к таким заяв­лениям (Lane, 1984). Они указывали, что по профессиональной деятельности со­ветские люди фактически разделялись на четыре неравные категории. На верши­не социальной иерархии пребывали высшие должностные лица, или аппаратчи-


346 Часть III. Социальное неравенство


Глава 10. Социальная стратификация 347

После развала Советского Союза в 1991 г. эта страна начала переход к рыночной экономике. С тех пор

некоторые люди стали очень богатыми, другие же потеряли работу, когда закрылись старые, неэффективно

работавшие предприятия. В результате за чертой бедности оказались около трети российских граждан.

Сцены, подобные этой (москвичка, просящая милостыню), стали обычным явлением

ранга, преподаватели вузов, ученые, врачи и инженеры. Ниже - рабочие, а на са­мом низком уровне - крестьяне.

Эти категории людей имели различный уровень жизни, так что в бывшем Со­ветском Союзе не было абсолютно бесклассового общества. Но государственный контроль над заводами, землями, вузами и больницами действительно ограничи­вал экономическое неравенство (хотя это усилило роль власти) по сравнению с такими капиталистическими странами, как США.

Вторая русская революция. После десятилетий строительства советского об­щества в соответствии с идеями Карла Маркса (и Владимира Ленина) в Советском Союзе начались изменения. Это случилось после того, как в 1985 г. лидером стра­ны стал Михаил Горбачев. Он проводил в жизнь программу, названную перестрой­кой. Горбачев понимал, что, хотя советская система сократила неравенство в эко­номической сфере, почти все советские люди были бедными, и их жизненный уровень оказался ниже, чем у жителей западных стран. Тогда лидер СССР пред­принял попытку стимулировать экономический рост, ослабив неэффективный централизованный контроль над экономикой.

Реформы Горбачева стали одним из самых драматичных социальных движений в истории. Во всей Восточной Европе социалистические государства рухнули, а в 1991 г. перестал существовать и Советский Союз. Люди обвиняли в своей бед­ности и отсутствии основных свобод репрессивный правящий класс бюрократов коммунистической партии. В СССР, например, только 6% населения состояли в коммунистической партии, которая управляла всей страной.

Советская история показывает, что социальное неравенство означает не одно


крайних форм богатства и бедности, существовавших в Великобритании, Японии и США. Но все равно был класс элиты, господство которого было обусловлено властью, а не богатством. Таким образом, несмотря на тот факт, что и Михаил Гор­бачев, и его преемник Борис Ельцин зарабатывали гораздо меньше, чем американ­ский президент, они обладали огромной властью.

Какой же в Советском Союзе была социальная мобильность? В течение XX в. она возрастала так же, как в Великобритании, Японии и даже США. Быстрый рост промышленности и политика властей привлекли множество обедневших кресть­ян к работе на заводах и в конторах (Dobson, 1977; Lane, 1984; Shipler, 1984). Это явление социологи называют структурной социальной мобильностью - измене­нием в социальном положении большого числа людей благодаря переменам, происхо­дящим в самом обществе, а не индивидуальным усилиям.

24 ноября. Одесса. Украина. Когда судно подходило к Одессе, южному порту бывшего Советского Союза на верном, люре, пошел первый за время нашего путешествия снег. Недалеко от причала ллы увидели ведущую в город кру­тую уЧотемкинскую лестницу. "Щалл прозвучали первые выстрелы русской ре­волюции. С нашего последнего посещения просило 6 лет, и ллногое измени-лось; Советский Союз распался. Q-lo стала ли лучше жизнь? Юля некоторых людей - несомненно: появились шикарные ллагазины, в которых хорошо оде­тые покупатели выбирают отменные вина, модельную одежду и импортные духи. Снаружи стоят блестящие новые «Т^ольво», «Мерседесы» и даже несколь­ко «кадиллаков» рядышком с небольшими «Ладами» «прежних времен». Що для большинапва людей жизнь, очевидно, теперь намного хуже. Т^доль дорог тут и там барахолки, где люди продают предметы долихшнего обихода. ЛХногие просто в отчаянии; мясо стоит $4 за срунт, в то время как средняя зарплата состав­ляет примерно $50 в месяц. Т)аже город вынужден экономить, отключая уличное освещение в восемь часов. Настроение большинства людей кажет­ся столь же унылым, как улицы Одессы.

Census Bureau, 2001; The World

Эти самые последние данные демонстрируют, как распределялся


348 Часть III. Социальное неравенство __________________________________________________

В течение 1990-х гг. структурная социальная мобильность в Российской Феде­рации ослабла. Между 1990 и 1998 гг. средняя продолжительность жизни мужчин в России снизилась на 8 лет, а женщин - на 2 года. Это объясняется многими фак­торами, в том числе плохой системой здравоохранения, но российские граждане явно страдают и от бурного периода экономических изменений (Rona-Tas, 1994; Specter, 1997b; Bohlen, 1998; Gerber & Hout, 1998).

Безусловно, закрытие неэффективных государственных предприятий оздоров­ляет национальную экономику. Но большинство граждан переживают трудные времена, поскольку уровень их жизни падает. Кроме того, поскольку управляемые государством предприятия становятся частными, пропасть между богатыми и бед­ными увеличивается, что отражено на рис. 10.1. В то время как некоторые при­ветствуют свершающиеся перемены, другие изо всех сил держатся за привычную жизнь, надеясь, что уровень жизни когда-нибудь повысится.

Идеология: власть и стратификация

Отмечая социальное неравенство во всем мире, можно задаться вопросом, почему общества не стремятся равномернее распределять материальные ресурсы. Систе­мы, подобные кастовой, существовали в Великобритании и Японии на протяже­нии многих столетий, обеспечивая передачу земель и власти во владение несколь­ких сотен семейств. В течение 2000 лет люди в Индии разделяют идею, что приви­легированное или бедственное положение связано с рождением.

Главная причина существования социальных иерархий, таким образом, лежит в области идеологии - культурных убеждений, которые оправдывают социальную стратификацию. Убеждение - например, представление о том, что богатые умны, а бедные ленивы, - относится к идеологии в той степени, в которой оно определя­ет богатого человека как достойного уважения и означает, что бедные заслужили свое тяжелое положение.

Платон и Маркс об идеологии. Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) определял справедливость как соглашение о том, кому что принадле­жит. В каждой культуре тот или иной тип неравенства считается справедливым. Карл Маркс понимал это примерно так же, хотя намного критичнее, чем Платон, относился к неравенству. Он критиковал капиталистическое общество за то, что богатством и властью обладают немногие, а общество оправдывает все «законами рынка». Капиталистическое законодательство закрепляет право собственности, на­следование которой гарантирует, что деньги передаются от одного поколения к другому, принадлежа узкому кругу семейств. Таким образом, согласно Марксу, культура и общественные институты поддерживают элиту общества, поэтому так долго и существуют иерархии.

Исторические виды идеологии. Идеология изменяется вместе с подвижками в экономике и технологиях. Поскольку аграрные общества зависят от рутинного труда людей, в них устанавливаются кастовые системы. Они предполагают, что выполнение обязанностей, соответствующих социальному статусу, - это мораль­ный долг. При капитализме приобретает особую ценность личная инициатива, раз­вивается идеология меритократии. Богатство и власть превращаются в вознаграж­дения, которые получают те, кто лучше работает. Согласно логике индустриального


Глава 10. Социальная стратификация 349

становятся объектами презрения, не заслуживающими уважения. Эта жесткая по­зиция высказана Гербертом Спенсером (см. врезку).

История показывает, насколько трудно изменить социальную стратификацию. Однако всегда кто-то бросает вызов существующему положению вещей. Традици­онные представления о «месте», отводимом женщине, сменяются иными с появле­нием экономических возможностей, которыми располагают женщины. Прогресс в обретении расового равноправия в Южной Африке ярко иллюстрирует повсеме­стное непринятие идеологии апартеида.

Функции социальной стратификации

Почему общества стратифицированы? Если исходить из структурно-функцио­нальной парадигмы, нужно признать, что социальное неравенство играет важней­шую роль в жизни общества. Эту позицию сформулировали более 50 лет назад Кингсли Дэвис и Вилберт Мур (Davis & Moore, 1945).

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Действительно ли обогащение - это «выживание сильнейших»)?

«Выживает сильнейший» - мы все слышали эти слова, к которым прибегают, описывая общество как джунгли, где царит закон конкуренции. Так сказал один из пионеров социологии Герберт Спен­сер (1820-1903), чьи идеи о социальном неравенстве и поныне имеют своих сторонников. Спенсер, живший в Англии, был рьяным приверженцем теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно его концепции биологической эволюции, по мере приспособления к естественной среде происходят постепенные изменения видов. Спенсер, желая применить теорию Дарви­на к жизни общества, предположил, что оно представляет собой своеобразные «джунг­ли», в которых «наиболее приспособленные» люди поднимаются к вершине, а слабые посте­пенно ввергаются в нищету.

В США эта точка зрения была популярна среди влиятельных промышленников того времени. Джон Д. Рокфеллер (1839-1937), который нажил огромное состояние на нефти, рассказывал «со­циальное евангелие Спенсера» маленьким детям в воскресной школе. По Рокфеллеру, развитие гигантских корпораций - и невероятное богатство их владельцев - очевидный факт природы. Ни Спенсер, ни Рокефеллер не испытывали большой симпатии к бедным, рассматривая нищету как свидетельство неприспособленности в мире конкуренции. Спенсер выступал против программ социального обеспечения, считая их штрафом, взимаемым с «лучших» членов общества (через налоги), и поощрением «худших» членов общества (через выгоды социального обеспечения). Современные социологи отмечают, что социальное положение - это не просто вопрос лич­ных усилий, как утверждал Спенсер. И совсем не обязательно, что компании или люди, кото­рые зарабатывают больше денег, приносят пользу обществу. Однако мнение Спенсера, со­гласно которому люди получают то, что заслуживают, - все еще весьма расхожее в нашей индивидуалистической культуре.

А что думаете вы?

1. Что подразумевал Герберт Спенсер, когда говорил о поощрении обществом «выживания сильнейших»?

2. Почему, на ваш взгляд, идеи Спенсера все еще популярны в США?


350 Часть III. Социальное неравенство


Глава 10. Социальная стратификация 351

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Большие деньги: достойны ли богатые получаемых ими доходов?

За час работы лос-анджелесский священник зарабатывает около $5, горничная гостиницы в Новом Орлеане - $7, водитель автобуса в Сан-Франциско - приблизительно $15, бармен в Финиксе -$20, а детройтский рабочий на автозаводе - примерно $25. Для сравнения, Бар­ри Бонде зарабатывает $40 тыс. в час, играя в бейсбол за команду San Francisco Giants. А как насчет актера Джима Кэрри, получающего $100 000 за каждый час, который он проводит на съемках фильма? Или Опры Уинфри, зарабатывающей $200 000 за каждый час, пока она бе­седует с гостями перед телевизионными камерами? Или Тима Аллена, недавно зарабатывав­шего по $1 млн за съемки каждого получасового эпизода комедии положений «Сделать свой дом лучше» (Ноте Improvement)?

Тезис Дэвиса-Мура предполагает, что вознаграждение отражает ценность работы для об­щества. Но имеют ли таланты Майкла Джордана, который заработал $33 млн лишь за один год, играя в баскетбол (больше, чем все другие игроки Chicago Bulls вместе взятые), боль­шую ценность, чем усилия всех 100 американских сенаторов или 1000 полицейских? Короче говоря, действительно ли доход отражает социальную значимость людей? В индустриальных капиталистических странах, например в США, размер заработной платы отра­жает рыночные условия спроса и предложения. Чем выше ценность созданного вами в рыночной системе, тем большее вознаграждение вы получите. Согласно этому представлению, звезды кино и телевидения, известные спортсмены, авторы популярных песен, врачи и другие профессиона­лы, а также многие менеджеры в сфере бизнеса обладают редкими талантами, на которые имеет­ся большой спрос; следовательно, они зарабатывают во много раз больше, чем обычный амери­канский рабочий. Даже состояние Элвиса Пресли - через 25 лет после смерти этого популярного певца - все еще увеличивается на $35 млн ежегодно в виде отчислений за авторские права. Но критики тезиса Дэвиса-Мура задаются вопросом: действительно ли рынок по достоинству оце­нивает важность профессии? Скорее, говорят они, в американской экономике господствует не­большая группа людей, которые управляют системой в своих интересах. Руководители корпора­ций выплачивают себе многомиллионные жалованья и премии независимо от того, преуспевают их ком­пании или нет. Лоренс Эллисон, главный управляю­щий компьютерной корпорации Oracle, заработал в 2000 г. более $350 млн, хотя цена на акции его ком­пании резко упала. Кроме того, многие люди, кото­рые вносят реальный вклад в успехи общества,

Джулия Роберте - одна из самых высокооплачиваемых женщин в мире киноиндустрии, получающая миллионы за исполнение главных ролей. Почему она зарабатывает


получают взамен небольшое вознаграждение. Средний преподаватель должен был бы работать более 10 тыс. лет, чтобы получить столько же, сколько заработал Эллисон за один 2000 г. Таким образом, мы не рискнули бы поставить знак равенства между доходом и социальной ценностью работы. Те, кто считает рыночные категории мерилом профессиональной ценно­сти, утверждают, что лучшего критерия еще никто не придумал. Критики замечают, что наша экономическая система - эта закрытая игра, в которой участвует горстка людей, располага­ющих деньгами для игры.

А что думаете вы?

1. Считаете ли вы, что высокооплачиваемые деятели шоу-бизнеса, например Джулия Роберте, заслуживают в тысячу раз большего вознаграждения, чем обычный рабочий? Почему?

2. Мы все согласны с тем, что родители выполняют важнейшую задачу, воспитывая детей. Почему работа по воспитанию своих детей не оплачивается?

3. Каков, на ваш взгляд, тот довод, что более высокая оплата труда преподавателей улуч­шила бы качество их работы? Вы согласны с этим? Почему?

Тезис Дэвиса-Мура

Согласно тезису Дэвиса-Мура, социальная стратификация благотворно влияет на функционирование общества. Как иначе, спрашивают эти авторы, можно объяс­нить тот факт, что определенная форма социальной стратификации проявляется в каждом обществе?

Дэвис и Мур отмечают, что существуют сотни профессий различной важности. Некоторые виды работы - скажем, мытье окон или ответы на телефонные звон­ки - довольно легкие и могут быть выполнены едва ли не каждым человеком. Другие - например, проектирование компьютеров или пересадка человеческих орга­нов - сложные и требуют таланта и всестороннего (и дорогостоящего) образования.

Соответственно, как поясняют Дэвис и Мур, чем функционально значимее вы­полняемая работа, тем выше вознаграждение, которое предоставляет общество. Эта стратегия способствует росту производительности и эффективности труда, по­скольку вознаграждение - заработок, престиж, власть и досуг - поощряет людей выполнять важную работу лучше, усерднее. Таким образом, неравное вознаграж­дение выгодно отдельным людям, а сама его система (которая и лежит в основе социальной стратификации) предпочтительна для общества в целом.

Авторы признают, что любое общество может быть эгалитарным 1 , но только в той степени, в какой люди позволяют какому-либо человеку выполнять ту или иную работу. Равенство также предполагает, что выполняющий ее плохо получа­ет то же вознаграждение, что и успешно с ней справляющийся. Такая система явно не стимулирует людей трудиться, прикладывать максимум усилий, что уменьша­ет эффективность общественного производства.

Тезис Дэвиса-Мура заставляет задуматься, почему всюду существует опреде­ленная форма стратификации; но он не дает ясного понимания того, какое вознаг­раждение должно быть назначено за какую-либо работу или насколько различаю­щимся. Авторы только указывают, что работа, которую общество считает ценной,


352 Часть III. Социальное неравенство


Глава 10. Социальная стратификация 353

Должна вознаграждаться в достаточной мере - это отвлекает талантливых людей от не столь важных занятий.

Критическая оценка. Хотя тезис Дэвиса-Мура - важный этап в развитии со­циологического анализа, он вызывает критику. Например, Мелвин Тумин (Tumin, 1953) задается вопросом, как оценить важность какого-либо занятия. Очевидно, мы не можем сказать, что важна такая работа, за которую больше платят. Это пороч­ная логика (предполагается, что выполнение ценной профессиональной деятель­ности высоко вознаграждается, а затем и определяется важность работы по уров­ню данного вознаграждения; тезис верен исключительно по определению). Возмож­но, высокий уровень выплат, предоставляемых обществом, скажем, врачам, - это результат преднамеренных усилий медиков, стремящихся ограничить приток новых специалистов в свою область и таким образом увеличить спрос на их услуги.

Кроме того, действительно ли оплата труда отражает вклад человека в разви­тие общества? С доходом, приближающимся к $100 млн в год, известная ведущая телепрограмм Опра Уинфри за 2 дня зарабатывает больше, чем Джордж Буш за целый год на посту президента. Но сможет ли кто-либо утверждать, что вести ток-шоу важнее, чем руководить страной? Во врезке представлены критические раз­мышления о связи между оплатой труда и его социальной значимостью.

По мнению Тумина, тезис Дэвиса-Мура игнорирует, что социальная страти­фикация может препятствовать развитию индивидуального таланта. Находясь в привилегированном положении от рождения, дети богачей имеют много возмож­ностей развивать свои способности, чего лишены одаренные дети бедняков.

Кроме того, предполагая, что социальная стратификация приносит пользу все­му обществу, сторонники тезиса Дэвиса-Мура игнорируют еще один факт: соци­альное неравенство приводит к конфликтам и даже революциям. Эта критическая точка зрения позволяет обратиться к парадигме социального конфликта, в рамках которого совершенно иначе объясняется социальная иерархия.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и .

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Представления о социальной мобильности

Понятие социальной мобильности впервые ввел П. Сорокин, определявший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой. Имеется по крайней мере две причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм. Она может быть:

  • вертикальной — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, а если автомеханик станет уборщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;
  • горизонтальной — изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет означать горизонтальную мобильность;
  • межпоколенной (интергенерационной), определяемую сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы не намного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;
  • внутрипоколенной (интрагенерационной), которая предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Как свидетельствуют результаты исследований, многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность большинства ограниченна. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность-достаточно распространенное явление, если говорить не о головокружительных прыжках из низов в элиту, а о перемещениях шаг за шагом. Например, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли, с одной стороны, десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, ас другой — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности говорят приведенные в исторических источниках названия улиц, например Хлебный переулок, улица Кузнецкий Мост в Москве. Ремесленники передавали из поколения в поколение свой статус и профессию и даже жили все рядом.

Типы стратификационных систем

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности , которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты , или порога бедности . обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

  • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
  • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент , под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социапьное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.