Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Какие типы крестиков попадаются на копе? Нательный крестик православный 18 век

Священник Михаил Воробьев

Наперсные и киотные кресты XVII – XIX столетий

Покидая отеческий дом, юный курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем - великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, - составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.

Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом удивительном многообразии, необходимо, прежде всего, обратить внимание на размеры и, если так можно выразиться, на предпочтительную функциональную предназначенность изделий. По этим двух признакам, меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. Киотные – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты - ставротеки. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными, а часто и отливались то с проушиной, то без нее; да и сама проушина иногда предназначалась только для того, чтобы крест было удобнее повесить на стену. Даже в наше время среди участников какого-нибудь крестного хода обязательно встретится человек, на груди которого висит особым образом подвязанный явно киотный крест немалого веса и размера.

Основная историческая особенность распространения этого художественного стиля в России состояла в том, что, начинаясь как собственный стиль, главным образом, в архитектуре, московское барокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. В течение полутора столетий с середины XVII и до самого конца XVIII столетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии, стиле мышления, линии поведения.

Неоспоримо влияние барокко на иконопись, а также церковно-прикладное искусство, в том числе и медное литье. Наиболее явственно стилистические особенности барокко проявляются в пластике нательных крестов, которые были самыми многочисленными изделиями литейного производства, а так же появившихся в это время крестов наперсных и киотных. Многообразие и изменчивость, которые являются главной особенностью художественного стиля барокко, очень наглядно проявляются в этой области церковного искусства. При этом барочные элементы возникают здесь ранее других областей искусства, едва ли не ранее архитектуры. Так В.Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца 15-го или с начала 16-го века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует в промышленности до 19-го в. включительно.…Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные, разнообразной формы, кресты неопределенного назначения (киотные, надворотные?), украшенные иконками праздников, иногда увенчанные цепью херувимов на стержнях…».

Наперсный крест XVII в.

Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.

Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.

Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия. Однако более сдержанные кресты эпохи Большого Московского Собора были приняты старообрядцами и находились в обращении в течение по меньшей мере еще одного столетия. Это большие, размером 120х80 мм, изделия с криновидными завершениями ветвей. Заметим, что такая форма перекладин креста характерна для древнерусских тельников домонгольского времени.

Наперсные кресты XVII–XVIII вв.

Первое, что бросается в глаза каждому, кто видит крест данного типа - это две «троицы», расположенных в верхней и нижней частях креста. Безусловно, такая композиция является данью стилю барокко с его склонностью к «симметричной асимметрии». Если верхняя Троица не вызывает сомнений – это традиционный для русского искусства образ Святой Троицы, то нижняя при внимательном рассмотрении оказывается «троицей нечестивых», изображением трех упомянутых в Евангелии римских воинов, увлеченных дележкой одежды распятого Христа. Истинность этой догадки подтверждается надписью, идущей по контору нижней лопасти креста; это известный текст псалма «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий».

Кресты данного типа очень нарядны. Нередко они были украшены разноцветными эмалями. Существует несколько изводов данного типа креста. На некоторых из них под руками Спасителя находятся схематические изображения храмов. Существуют кресты, в нижней лопасти которых вместо воинов изображаются двое святых. Чаще всего это Никита бесогон в паре с Николаем Чудотворцем (в этом случае выше у подножия Креста помещены святые Тихон и Мина) или двое Сергий и Никон (?) Радонежские (на крестах данного типа на средней перекладине над руками Спасителя расположены изображения ангелов).

Наперсный крест конца XVII в.

Бурное вторжение барокко в русское церковное искусство затронуло и производство меднолитых икон и крестов. Однако эстетика этого большого художественного стиля не вполне коррелировала с традиционным русским благочестием. Не отрицая красоты как таковой, оно не удовлетворялось красотой барокко, которая представлялась лишенной духовной глубины, и подлинной религиозности и сводилась особенно в поздних образцах к чистой декоративности. Эксперименты в этой области создавали удивительные по изысканности изделии, которые, однако, не шли в серию, не воспроизводились в повторных отливках, оставаясь свидетельством художественного поиска мастера, в котором «чувство всемирной отзывчивости» компенсировалось укорененностью в духовной традиции.

Примером таких экспериментов является наперсный крест конца XVII столетия с образом Входа в Иерусалим в верхней лопасти, херувимами, переместившимися в подножие и традиционными ангелами в верхней части, более напоминающих своими формами античных купидонов.

1. Статья проиллюстрирована изображениями предметов из собственной коллекции автора, любезно предоставленных Дмитрием Анатольевичем Остапенко, а также выловленных в бескрайних просторах Интернета.
2. Обилие таких крестов среди археологического материала позволяет предположить, что большинство из них является позднейшими старообрядческими переливками XVIII – XIX столетий. Для обозначения данной формы креста при достаточном многообразии типов поисковиками и коллекционерами используется устойчивое название «пропеллеров».
3. Исчерпывающая типология нательных крестов стиля московского барокко представлена в статье Э.П. Винокуровой «Металлические литые кресты-тельники XVII века» в сборнике «Культура средневековой Москвы. XVII век”, М. Наука, 2000, с. 326.
4. Перетц.В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л. 1933. С. 7-8 .
5. Для обозначения последнего креста в последние годы установилось название «курского», поскольку большинство находок происходит именно из Курского региона. Однако, по мнению А.Н. Спасенных, такие кресты отливались в одном из монастырей Рязанского края.
6.
Существует несколько изводов крестов разного типа. В большинстве источников они датируются концом XVI века. Однако наглядная барочная стилистика, а также некоторая тяжеловесность отливки делают возможным датировать их концом XVII столетия.

История появления старинных крестиков на Руси, классификация старых крестов и их разновидности (нагрудные, кресты-тельники, энколпионы, киотные и другие).

Отыскать клад - цель, о которой мечтает каждый копатель. Но часто в ходе поиска попадается если не , то интересные и ценные находки. Это - разнообразные трофеи военных времён, монеты, старинные кресты. О последних поговорим особо.

Кресты: естественные и божественные знаки

Оглянись вокруг: кресты окружают нас повсеместно. Это не только современные уличные перекрёстки, здания крестообразной формы или «крестовые» технические приспособления. Это - скрещенные ветви деревьев, камни в виде «крестовины» и многие другие предметы, которые имеют вид креста или их легко можно превратить в перекрестье.

Потому неудивительно, что знак креста был известен человечеству на самых ранних этапах цивилизации. Опытные кладоискатели знают, что нарисованный крест различного вида можно встретить в пещере, на скале. В ходе археологических раскопок попадаются изображения крестиков, датируемых каменным веком.

Повсеместное естественное присутствие крестов человек сделал не только видимым, но и осязаемым: кресты легли в основу декоративных орнаментов, стали частью грамоты (буквами), конструктивной и духовной основой строительства - многие храмы и здания обязательно строятся в виде креста. Крестики изготавливались и для религиозных нужд: медные, золотые, серебряные, железные, костяные, из янтаря. Они стали и оберегом, и символом, и источником духовной веры.

Старинные крестики: история появления на Руси

Христианская религия, принятая Древней Русью, сделала крест важнейшим религиозным символом. Православные русичи не только осеняли себе крёстным знамением, но и целовали массивные церковные кресты, и носили на теле крестики, полученные при крещении. Сотни веков люди, населявшие русские земли, не мыслили себя без крестов, особенно нательных.

Старинные крестики, найденные сегодня в ходе , представляют собой значительный исторический интерес. Тем более, что цена такого креста может иметь не только материальное значение, но и большую культурную, а подчас и художественную ценность.

Старинные и современные кресты, их виды

Крест - мощнейший символ одной из мировых религий. В христианской традиции он означает и само орудие пыток Христа - деревянную крестовину, ставшую впоследствии святым крестом, и распятую фигуру сына Божия - символ божественного покоя и величия. Крест-распятие христиане понимают как одновременную и смерть бога-человека, и победу Бога-Духа.

Неудивительно, что кресты, главнейший религиозный символ, различают по типам назначения, т. е. где и кто может ими пользоваться.

Напрестольный крест . Хранится в храме на престоле алтаря. Отличается большим размером - от 30 см и выше.

Киотный крест . Хранится в красном углу на киоте (полке с иконами). Иногда врезался в икону. Брался в странствия и походы. Найти сегодня такой старинный крест - большая удача.

Крест-мощевик или энколпион . Энколпион ранее представлял собой 4-хконечный ящичек. На крышке изображался крест. В самой коробочке древние христиане держали частички мощей. Затем энколпион получил крестообразную форму. На Руси кресты-мощевики с нагрудными крестами носили поверх одежды цари, князья, монахи и паломники.

Наперсные/нагрудные кресты. Высотой св. 8 см. Полагаются к ношению поверх одежды на груди священникам различного сана.

Кресты тельники . Мменно они - те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые получают при крещении и носят всю жизнь. Нательные кресты - наиболее частая при раскопках находка, которая может рассказать много интересного.

Разнообразие форм нательных крестиков

Любая крестообразная форма считается в православии «правильным» крестом и религиозным символом.

А потому для придания символичности различным церковным догмам, и для художественного восприятия и даже гендерной принадлежности нательные крестики имеют разное количество лучей - от 4 до 8 и различные формы: с нижним полукружием, криновидные, лепестковые, каплевидные и др. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени - тогдашней «моды».

В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это - наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней - прямая укороченная перекладинка, и под средней же перекладиной - укороченная перекладина косая.

Крест 4-хконечный различают греческий с равными по длине перекладинами перекрестья и латинский, у которого стойка вертикальная длиннее поперечной.

Крест с 4-мя концами, если они имеют вид лепестков, а соединяющая их серёдка имеет вид цветочной серединки, называется лепестковым.

Листики – эти старинные кресты традиционно считались женскими, т.к. одновременно напоминали своей формой листок растения и стилизованную женскую округлую фигуру.

Крестик каплевидной формы- один из самых любимых и распространённых у христиан. Капельки в полудужьях с 4 концов каплевидного креста символизируют круглые капли крови Христовой.

Криновидный крест представляет собой перекрестье лепестков лилии (по-старославянски лилия - крин).

Старинные кресты - удачная находка кладоискателя

Крест-тельник, как правило, очень частый артефакт, который попадается при . Такая для нас - сегодня единственная и самая совершенная машина времени. Ведь старый нательный крестик может поведать об очень многом.

Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.

Но почему же в ходе поисков старинные крестики попадаются довольно часто? Этому имеется несколько объяснений. В пределах территорий, где обычно ведутся поиски, с незапамятных времён христианство было доминирующей религией. Практически каждый человек носил нательный крест. И неудивительно, что тельник мог сломаться, потеряться, а то и быть предметом для к.-л. обрядов и действ.

Прежде всего, находка старого креста укажет на то, что в этом месте жили и работали люди, даже если сегодня здесь растут сосны или кустарник. Во время сельхозработ крест мог сорваться со шнурка или обломиться и потеряться А вот место, где она найден сейчас – сигнал для копателя присмотреться к такому участку повнимательнее.

Кроме того тельник могли просто бросить на дорожном перекрёстке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы «освятить» обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в тоже время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.

Существовало и поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадётся постороннему, который возьмёт себе и крестик, и проблемы вместе с ним.

Старинный крестик: артефакт или реликвия?

Часто у кладоискателя, буквально отрывшего старый нательный крест, возникает вопрос, насколько находка ценная и как с ней поступить. Варианты возможны различные, и руководствоваться следует собственным мнением. Если вдруг особенно повезёт, и обнаружится, что старинная реликвия изготовлена из драгметаллов, то о материальной цене такой находки можно говорить в первую очередь.

Если, к примеру, попался тельник из меди, но старинный и уникальный? Известны случаи, когда подобные находки имели цену в денежном выражении намного большую, чем из золота, т. к. их историческая, культурная, а подчас и художественная значимость была намного выше.

Часть кладоискателей предпочитают собирать из найденных предметов личные коллекции, гордясь не только собственной удачей, но и большой культурной ценностью такого собрания. Некоторым даже удается размещать свои находки в персональных музейных экспозициях.

Встречаются среди поисковиков и те, кто считает обязательным вернуть в храм религиозный символ и относит крест священнику. Ведь православный знак не может нести к.-л. негатив из-за обстоятельств, при которых он попал в землю. Но есть и такие, кто, найдя старый крест, закапывает его в землю снова. Эти люди явно наделяют кресты мистической силой.

В любом случае извлечённый из земли тельничек – маленький кусочек истории и святой для многих предмет. Это находка, которая требует уважения и почитания. А потому, что делать с найденным крестиком, каждый должен решать сам.

Заказывайте в нашем интернет-каталоге коллекционные иконы из русской металлопластики, и вы получите подлинные изделия, представляющие собой настоящую историческую ценность. Несмотря на свой солидный возраст изделия пребывают в отличном состоянии и украсят собой вашу антикварную коллекцию. Ценителям изящной старины предлагаются также кресты, складни и подвески.

Достоинствами предлагаемых нами товаров являются следующие:

  • подлинность;
  • художественность;
  • высокое качество исполнения;
  • доступная стоимость.

Коллекция металлоплопластики

Все предлагаемые нами предметы прошли экспертизу, и мы гарантируем, что вы купите у нас не новодел, а оригинальный образец русской металлопластики прошлых столетий, выполненный в старинной меднолитой технике с элементами филигранной чеканки.

История и традиции православного креста.

Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству.

Русские нательные кресты

Известны кресты - исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты - меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ

Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный. Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см). Наперсные кресты. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Энколпион. Крест-мощевик.

Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священнных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Киотный крест

Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Напрестольный крест. Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше.

Коллекционная металопластика.

Изредка при раскопках встречаются золотые и серебряные, но чаще всего - меднолитые. На старообрядческих нательных крестах помещается чаще всего молитва Кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его...» или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим». В XVI веке на Руси распространяются неизвестные ранее нагрудные кресты с фигурой Ангела-хранителя. Из всех святых, изображаемых на нательных образках и крестах, пользовался особой популярностью мученик Никита - как «победитель дьявола» и «смущение бесам». В XVII веке на русских напрестольных, наперсных и тельных металлических крестах стали помещать орудия Страстей Христовых, среди которых были гвозди (в православной традиции - четыре), молоток, клещи, плеть, копие, трость, перчатка (символ заушения), а также мешочек с высыпающимися монетами, игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы, и т. д. В начале XX века во Владимирской губернии мужчины, женщины и дети всегда носили на шее «на гайтане» (шнурке) крестик либо иконку, обыкновенно медные, причем крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что первые к концам расширялись либо имели прямые или закругленные концы, а женские, наоборот, сужались, напоминая по форме стилизованный лист дерева. Эта особенность была присуща крестам, которые носили старообрядцы. С течением времени форма, и декор крестов подвергались в определенной степени изменениям в связи со сменой стилей в искусстве. Изменения не коснулись только нательных крестов, носимых старообрядцами, которые сохранили архаичность вплоть до настоящего времени. В XIX веке пышные барочные формы процветших крестов сменяются более строгими, что было связано с господствовавшим в России в первой половине XIX столетия стилем классицизм. Во второй половине XIX века, когда резко возрос интерес к археологии и древнему" искусству, вновь появляются кресты, воспроизводящие ранние формы, - такие, как каменные кресты-«корсунчики», и другие. (Из книги: С.В.Гнутова «Крест в России». М., «Даниловский благовестник», 2004.) Как выбрать нательный крест Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались - золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, - так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М., 2002. Почему надо носить нательный крест Нательный крест (на Руси его называют «тельник») возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Символика и таинственное значение православных крестов Восьмиконечный крест - самый распространенный в России. Нажмите для просмотра прикрепленного файла Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной - короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя - подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина - табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина - подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Антикварные тельные кресты в коллекцию и на подарок.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине - приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой - луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце - как образ славы Божества, луна - как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все - от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет многочисленные значения и с.других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость,Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Крест шестиконечный "Русский православный" Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное. Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193), изображается "серебряный Русский крест". Крест "терновый венец" Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10). Крест "Греческий", или древнерусский "корсунчик" Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную. Крест схимнический, или "Голгофа" Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: "IC" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы. Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания. В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест. "Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста. Крест "Просфорный - Константиновский" Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает - "Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3:21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти. По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, разделенные по временным периодам.

Ставрографофилия - коллекции нательных крестиков. Коллекционирование крестов - это процесс собирания различных видов крестиков, который организован на основе определённых принципов. Например, некоторые люди собирают нательные крестики (железные, деревянные или из драгоценных металлов). Данный процесс сопряжён с поиском соответствующих предметов, их систематизацией, а также хранением и экспонированием.

История коллекционирования крестов начинается несколько веков назад, но точная дата не определена, т.к. многие семьи хранили и передавали их из поколения в поколения, а их могло быть в каждой семье до нескольких десятков штук. Разные крестообразные предметы, сделанные из драгоценных металлов с дорогими камнями, хранились у царей и богатых дворян. Считалось, что крест - это символ выбора пути или дороги, а также символ пересечения двух противоположностей. Первые христиане изображали специальные гамматические кресты. В Византии такая форма употреблялась для украшения церковных предметов и Евангелий. В 9 веке по заказу императрицы Феодоры изготовили Евангелие, которое было украшено золотым крестным орнаментом. Существует много вариантов крестов, а различные графические их виды используются в оформлении наград за подвиги. Такие изделия имеют большую ценность среди коллекционеров крестов. Не менее ценным является Георгиевский орден Первой степени, т.к. эта награда была чрезвычайной и за всю историю существования в дореволюционной России её имели всего несколько десятков человек, и в коллекции крестов она всегда занимает самое достойное место.

Очень интересно то, что при создании ордена святого Георгия художники-оформители допустили ошибку. В центральном медальоне просматривается изображение всадника, который убивает дракона. Однако, геральдика того времени говорит о том, что дракон - это силы Добра, а по легенде Георгий победил не дракона, а змея. Занимательно и то, что до 1856 года действовал такой порядок, согласно которому данный орден после смерти владельцев должен быть возвращён в орденскую думу. Поэтому достать такой орден в свою коллекцию практически невозможно, т.к. все экземпляры хранятся в музеях или в частных коллекциях. На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, начиная от простых нательных, и заканчивая ценными Георгиевскими орденами.

Антикварные иконы мы предлагаем на выгодных условиях. Поэтому приобретение антикварных товаров в нашем интернет-каталоге позволит вам сэкономить денежные средства. С учётом оригинальности изделий и их хорошей сохранности предлагаемая нами цена является невысокой и доступной практически каждому покупателю. Оформляйте заказ прямо сейчас, и в самый короткий срок вы получите купленный вами предмет старины.

Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы - подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время - территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.

Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип

Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.

Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»

Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».






Навершия киотных крестов XIX в.
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в.

В нижней части киотных крестов часто помещалось изображение некоего куста. Символика этого образа достаточно сложна. В первую очередь это пришедшее из апокрифической литературы «трисоставное» древо, произрастающее из могилы Адама, которое дает материал для Креста Господня. Однако существуют кресты, где вместо куста изображается плод, похожий на яблоко. Вероятно, это символ древа познания добра и зла, плод которого, устойчиво ассоциирующийся в народной мифологии с яблоком, стал причиной грехопадения Адама. В этом случае символика образа становится более глубокой: Крест Христов – истинное Древо Жизни возвышается над древом греха и побеждает последствия грехопадения, главное из которых – смерть.
Пожалуй, самым удивительным и редким изображением в подножии креста является простой бесхитростный цветок, окруженный разноцветными эмалями. Наверное так, по мысли художника, создававшего матрицу для отливки, должно было выглядеть растение из райского сада.

Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.

Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных».

Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.

Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.


c. 20 ¦ На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.

Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты - самые многочисленные.

Древнейшие кресты X–XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский».

Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI–XV веков являются кресты-энколпионы.

Как правило, на лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова.

В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов - Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.

Основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.

Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII - первой трети XIII века.

Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV–XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест. c. 20
c. 21
¦

Кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо креста», что было связано прежде всего с «Древом Жизни» - прообразом креста в Ветхом Завете [Троицкий Н. Крест Христа - «Древо жизни» // Светильник. 1914, № 3. С. 8–10].

В XVII–XVIII веках фантазия русских золотых и серебряных дел мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера - Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.

На крестах-тельниках часто можно встретить изображения демоноборцев - Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XIV–XVI веков. Особенно богаты такими находками были Новгород, Тверь, Старица.

Например, в Старице найдено множество мелких красномедных крестиков (высотой 1,0–4,5 см) с изображением на них Спаса Нерукотворного, святых Николы и Никиты, а также архангела Михаила [Романченко Н. Ф. Образцы старицкого медного литья // Материалы по истории русского искусства. - Л., 1928. Т. I. С. 37–42]. По всей видимости, это были детские крестики, надевавшиеся на умерших младенцев.

В XV–XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконами и металлическими змеевиками-оберегами.

Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились следующие буквы: М. Л. Р. Б. Г. Г., что означает «Место лобное рай [либо «распят»] бысть. Гора Голгофа»; возле черепа - Г. А., то есть «Глава Адамова», а также К. Т., то есть «Копие. Трость», и другие. На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы.

Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата.

Разработка и утверждение новых форм и иконографии меднолитых крестов тесно связаны со старообрядцами-поморцами, признававшими за истинный только восьмиконечный крест. Исключение составляли нательные четырехконечные кресты, на которых, однако, всегда присутствовало изображение креста с восемью концами.

Поморцы отрицали также изображение на крестах Господа Саваофа и Духа Святого в виде голубя, признавая лишь образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Другие толки старообрядцев (например, поповцы) изображали Господа Саваофа и Духа Святого в верхней части напрестольных крестов, что, безусловно, восходит уже к западной традиции.

Техника медного литья позволила изобрести и такую крупную многосоставную форму, как крест восьмиконечный, окруженный клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон. c. 21
¦

Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XI–XIII вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XIV–XVI вв.
Крест нательный XVII в.
Крест нательный XVII в.
4 Крест-энколпион XII в.
5 Крест-энколпион XII в.
6 Створка креста-энколпиона XII в.
7 Крест-энколпион XII в.
8 Крест-энколпион XII - начало XIII вв.
9 Крест-энколпион Конец XII в.
10 Крест-энколпион XII - начало XIII вв.
11 Створка креста-энколпиона XIII в.
12 Створка креста-энколпиона XIII в.
13 Крест-энколпион Вторая половина XIII - начало XIV вв.
14 Створка креста-энколпиона XIV - начало XV вв.
15 Крест-энколпион XIV в.
16 Крест-энколпион XVIII в.
17 Створка креста-энколпиона XV–XVI вв.
18 Крест-энколпион XVI в.
19 Крест-энколпион XVI в.
20 Крест «Архангел Михаил» XVIII в.
21 Створка (оборотная) креста-энколпиона XVI в.
22 Крест двусторонний XVI в.
23 Крест «Распятие Христово» XVI в.
24 Створка креста-энколпиона XVIII в.
25 Крест двусторонний XVIII в.
26