Дефекты характера химически зависимых людей. Интервью. Психолог — о проблемах, ожиданиях и пороках современных людей

75 910 0

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про недостатки и достоинства человека. Все мы знаем, что в этом мире нет ничего идеального. У каждого существа на этой Земле есть свои уникальные нестандартные особенности, кто-то может назвать их достоинствами, кто-то — недостатками. Тут многое зависит от того, мешают ли данные черты самому человеку. Если да, то можно ли избавиться от изъянов и как это сделать?

Недостатки человека

Каждый человек на этой Земле обладает своим уникальным набором качеств. Причем практически любое из них можно отнести и к достоинствам, и к недостаткам человека. Возьмем к примеру, отзывчивость и щедрость. В обществе эти качества принято считать хорошими, но стоит посмотреть на них под другим углом и перед нами появляется недостаток.

Отзывчивый человек всегда готов откликнуться и прийти на помощь. Достоинство? Безусловно! Но чрезмерная отзывчивость мешает жить самому человеку, он не может сказать «нет» и часто становится предметом эксплуатации более ушлыми окружающими. Под таким углом этот изъян мешает жить и быть счастливым прежде всего самому обладателю этого качества.

Щедрость — неоспоримое достоинство. Но иногда оно превращается в расточительство, чрезмерно щедрый человек даже может обделять себя и своих близких, раздавая блага «вовне».

Выходит, недостатки — это черты и качества личности, которые мешают жить, быть успешным и счастливым, прежде всего самому обладателю этих качеств. Изъянами могут стать разрушительные эмоции (гнев, раздражительность, перепады настроения, боязливость и т. д.), пороки (чревоугодие, алчность, зависть и т. д.), а также другие человеческие слабости.

Условно все недостатки можно разделить на несколько групп.

Тип недостатков Примеры изъянов К чему могут привести?
Психологические Неусидчивость, тревожность, излишняя общительность или замкнутость, лень, низкая или завышенная самооценка, страхи, жестокость, цинизм, отсутствие самостоятельности, постоянная нужда в контроле и оценке действий, меркантильность, лживость и прочие. Этот тип недостатков может отпугнуть от их обладателя людей, создать проблемы в личной жизни, стать препятствием для карьерного роста, лишить человека сил и загнать в глубокую депрессию.
Физические Рост, вес, цвет глаз, форма лица, тип фигуры, неидеальная кожа, проблемы с волосами или зубами, несоответствие кому-либо стандарту и т. д. Этот тип недостатков очень субъективен. Любое физическое качество при желании можно превратить в изюминку или достоинство. Однако если ничего не делать, физические изъяны провоцируют появление комплексов, неуверенности в себе и непринятию себя как к личности. Это, в свою очередь, может привести к глубоким личностным проблемам, недопониманию во взаимоотношениях с другими людьми и нереализованности.
Женские Излишняя скромность или развязность, разговорчивость, двуличность, потребительство, шопоголизм, алчность, непринятия себя как девушки или излишние самолюбование собой, черствость, неумение демонстрировать собственные эмоции, обидчивость и т. д. Такие недостатки могут привести женщину к болезням, разладу в личной жизни. Кроме этого, неумение обращаться с собственными эмоциями блокирует свободное течение женской энергии и отпугивает мужчин.
Мужские Диктаторство и патриархальный взгляд на жизнь, грубость, отсутствие юмора, низкий интеллект, скупость, жадность, неряшливость, трусливость, отсутствие целеустремленности и т. д. Эти недостатки причиняют мужчинам неудобства в карьере и личной жизни.

Как избавиться от недостатков

Рост и самосовершенствование — это то, что улучшает качество нашей жизни, придает смысл нашему существованию и делает нас самих легче, лучше и счастливее. Поэтому если какое-то качество вам мешает жить, от него нужно избавляться.

  1. Найдите недостаток. Чаще всего изъяны в поиске не нуждаются, люди знают, что тянет их назад и мешает жить. Если вы хотите просто стать лучше, но не знаете с чего начать, обратите внимание на то, что раздражает вас в других людях. Скорее всего, именно это есть в вас, но вы не можете это принять.
  2. Не стоит специально выискивать в себе недостатки, а потом смаковать их, не предпринимая никаких действий и жалуясь на жизнь. Позиция жертвы доставляет некоторым людям удовольствие, но делает их безответственными и не способны управлять собственной жизнью.
  3. Осознайте недостаток, признайтесь себе, что он у вас есть, и постарайтесь его принять. То же касается и близких людей, не стремитесь переделывать недостатки любимого человека. Старайтесь принять его вместе с его изъянами. А если что-то не дает покоя, начинайте работу над собой, а не над воспитанием близкого человека.
  4. Начните отслеживать и контролировать свои мысли. По началу это может показаться сложным, но если вы сможете научиться это делать, рано или поздно недостатки не смогут переступить за черту вашей осознанности. Читать:
  5. Проанализируйте свой изъян. Каков его характер? В чем и почему он вам мешает? К каким последствиям он может привести? Опишите самый ужасный расклад, если этот недостаток навсегда останется с вами. Чем закончится дело? Используйте данную картинку как мотивацию для скорейшего искоренения своего недостатка.
  6. Найдите достоинство, на которое вы замените недостаток. Помните пословицу «Свято место пусто не бывает»? Это высказывание справедливо и в работе над собой. Как только вы уничтожите раздражающий вас изъян, появятся пустоты, которые нужно заполнить чем-то правильным или положительным. Иначе есть риск обзавестись новыми недостатками и плохими привычками или укрепить старые.
  7. Прекратите оправдывать себя и свой недостаток.
  8. Постарайтесь найти источник «бед». Откуда у вас появилось негативное качество? Чаще всего ноги растут из глубокого детства, когда мы неосознанно перенимаем установки и программы поведения своих родителей.
  9. Взращиваем достоинство на месте недостатка.

Если посмотреть на развитие человечества с точки зрения теории эволюции, то становится непонятно, почему в процессе естественного отбора не исчезли ленивые, прожорливые и агрессивные люди? Выходит, существование пороков необходимо?

Лень
Многие изобретатели без стеснения признавались, что главным мотивом их труда было желание облегчить себе жизнь. Именно из-за лени были придуманы пульты дистанционного управления, кухонный комбайн, стиральная машина и другая бытовая техника. Но даже изобретя автоматически работающие устройства, лучшие умы цивилизованного мира заняты созданием роботов, которые избавят человека от необходимости нажимать кнопки. Уже существуют программы, позволяющие превратить своё жилище в "умный дом", где свет включается при появлении хозяина, а вода в кране всегда имеет оптимальную температуру.

Впрочем, не всё так радужно: современные люди расплачиваются за все эти удобства "болезнями цивилизации" - инфарктами, инсультами, остеохондрозом. Однако и для этих проблем есть решение: тренажёры, меняющие своё положение и создающие необходимую нагрузку на мышцы спокойно лежащего человека .

Неудивительно, если скоро мы услышим об очередном сенсационном изобретении: автоматическом подавателе пищи со стимуляцией глотательных движений.

Похоть
Несмотря на большие минусы сексуального раскрепощения, только благодаря силе половых инстинктов человечество получило множество жизненно необходимых изобретений. Например, контрацепция возникла, потому что люди не хотели, чтобы число их сексуальных контактов равнялось количеству детей. Возможно, это нанесло некоторый ущерб демографической ситуации, но зато параллельно с защитой от нежелательной беременности маленькие резиновые друзья человека стали препятствовать передаче половых инфекций.

Сексуальная революция поспособствовала ещё одному важному событию - женской эмансипации. Поскольку оказалось, что женщины имеют такие же желания, как мужчины, стало невозможным ущемлять их в правах. Покладистые и холодные домохозяйки вышли из моды. После сексуальной революции женщины старались освоить образ независимой и сильной "самки". Они перестали быть добычей, им пришлась по душе роль "охотника".

Алчность
Один из распространённых человеческих пороков - алчность. Но именно этот недостаток является тем стимулом, который заставляет человека работать. Ведь большинство людей получает зарплату, гораздо большую той суммы денег, которая необходима, чтобы не умереть от голода. Но с каждом годом человек требует от работодателя повышения оклада, чтобы иметь возможность покупать всё больше ибольше вещей.

Психологи давно заметили, что ничто так хорошо не мотивирует участников психологических исследований, как денежное вознаграждение, пусть и не очень большое. Будучи направленной в мирное русло, алчность способна увеличивать производительность труда в несколько раз.

Зависть
Ещё один двигатель прогресса - зависть. Благодаря ей существует конкуренция как между людьми, так и между целыми корпорациями. Несмотря на сломанные карьеры и уязвлённые самолюбия отдельных людей, всё человечество только выигрывает: повышается качество продукции, потребитель получает широкие возможности выбора.

Завистливый человек благодаря своему недостатку преодолевает лень и ведёт себя более активно. Конечно, не обходится без трагических эпизодов, как это случилось с Моцартом и Сальери. Но гораздо чаще личная неприязнь к другому человеку позволяет добиваться значительных успехов.

Воровство
Когда-то один крестьянин не досчитался в своём хозяйстве одной курицы и пошёл к соседу, чтобы обвинить его в краже. "Чем докажешь, что у тебя было больше кур?" - спросил хитрый сосед. Так родилась юриспунденция и бюрократия, позволяющие оформлять на бумаге право собственности, порядок выяснения претензий и т.д.

Чем больше в истории права встречалось мелочных и придирчивых людей, тем более подробно были прописаны законы. В наше время преступления также помогают законотворчеству: допустим, различные схемы ухода от уплаты налогов позволяют обращать внимание на "дыры" в законах.

Лживость
Умение лгать - не самое большое достоинство человека , и вряд ли кто-нибудь рискнёт им хвастаться. Зато если это качество назвать "дипломатичностью", "политкорректностью", оно выглядит гораздо более привлекатель

Информация семинара основана не просто на ведической философии, а на той ее части, которая известна, как философия . Философия Санкхья может сравниться с высшей физикой или математикой - там много вещей, которые логическим интеллектом человек воспринять не может. Мы живем в трехмерном пространстве, и это пространство наложило отпечаток не только на нашу настоящую жизнь, но и на прошлые жизни - у нас это закрепилось на очень глубоком уровне подсознания. И вот то, что находится на таком глубоком уровне подсознания, сейчас нужно пробудить и посмотреть на это иначе.

Кто-то из великих философов древности сказал: “Давайте делать добро из зла - из чего его еще можно делать?” Это были уникальные слова, они очень сильно резонируют с той темой, которая у нас будет звучать здесь. И сегодняшняя лекция будет общая, а дальше мы будем на каждой лекции рассматривать какой-то человеческий. Мы будем рассматривать со всех точек зрения, что лежит в глубине этого порока, во что он может превратиться.

Как нам всегда представлялась эта тема - ? Социальные институты, особенно религиозные, формировались в Средние века, когда проходила малая Кали-юга, т.е. малая Кали-юга наложилась на великую , и это создало эффект очень сильной деградации всего человечества. История, которая нам дана, очень сильно приукрашена. Если бы мы сейчас оказались в Средние века и смогли увидеть, что там происходит - мы бы ужаснулись. Ужаснулись тому, на каком уровне сознания находились люди: уровень интеллекта составлял 1-2% максимум.

Люди жили не осознавая, зачем они живут и как, они не понимали, почему они родились в таких условиях. Человеческая жизнь ничего не стоила, люди постоянно погибали, смерть наступала так часто, что люди привыкали к ней. Средняя продолжительность жизни составляла 30-36 лет, потому что многие люди просто не могли дожить до старости из-за того, что постоянно были болезни, эпидемии, которые уносили миллионы жизней - были опустошены порой многие страны, города, деревни просто вымирали. Это было везде - на Западе, на Востоке.

Например, в Бенгалии в во время эпидемий целые деревни вымирали. В то время не была еще вырублена растительность - в сейчас сохранилось только 13% от тех джунглей, которые покрывали территорию Индостана. Тогда же вся территория была покрыта джунглями, и если деревня вымирала, то через несколько лет никто не мог найти даже следов этой деревни, потому что растительность очень быстро все скрывала. Люди привыкли к тому, что можно было умереть молодым. Молодость очень быстро терялась, они быстро старели - у людей было глубокое невежество, они просто не знали, отчего возникали болезни. Когда начинались эпидемии, возникала паника и ужас. Мы уже и не говорим про насилие, с которым человек сталкивался с детства, еще ребенком, потому что люди считали, что нужно обязательно избивать своих детей, жестоко их наказывать - ведь их также избивали в детстве и они к этому привыкли. Была жестокость очень сильная, насилие по отношению к детям. Многие из детей умирали - они рождались, чтобы умирать. Половина детей во многих семьях, даже выше среднего уровня, умирало еще в раннем детстве. Войны шли все время без перерыва, разрозненные государства превратились в княжества, которые вели между собой беспощадную войну везде - и на территории Европы, и Азии. Это были очень смутные, тяжелые времена, и вот в этот период зарождаются религиозные институты как социальная система.

В начале малой Кали-юги приходит Будда, потом , Магомет… Все эти религии сначала зарождаются как общины, преследуемые государством, как неудобные. Затем они становятся религиозными институтами с целью управления сознанием людей. Происходит очень страшный переворот, переписываются учения этих посланцев Бога. Даже ведическая традиция, которая, несомненно, имеет корни многих миллионов лет, переписана и искажена.

На сегодняшний момент мы по-прежнему имеем ситуацию, когда эти институты, в той или иной степени, сохранили средневековые подходы, и слово, которое пошло от этих религий - слово грех. Когда мы сталкиваемся с религией, нам говорят, что плохо грешить. В какой-то степени для людей Средних веков это было хорошим мотивом для сдерживания тех многочисленных пороков, которые неконтролируемо прорастали в человеке - возможно, другого механизма просто не существовало. Хотя посланцы Бога говорили об ином подходе: чтобы выжить в этих условиях, нужно научиться любить.

Тему греховной гордости отразил итальянский художник Доменико Беккафуллини в картине «Падение восставших ангелов», основу сюжета которой (из Библии) составляет связь ангелов с «дочерями человеческими». Гордость представляет собой способность человека давать высокую оценку собственным достоинствам. В зависимости от этической и культурной традиции, а также от соответствия самооценки реальным свойствам индивида гордость как черту характера можно рассматривать и как добродетель, и как порок.

Понятие о порочной гордости было раскрыто в древнегреческом представлении о hybris’e - особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке. Теория Аристотеля о пороках и добродетелях затрагивала сугубо нравственные аспекты порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Характерные ее черты выявлялись в процессе анализа таких параллельных понятий, как честолюбие, кичливость и спесь . В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими».

Тщеславие, предшествующее в восточно-христианской литературе понятию гордость понимали как разновидность единого стремления к собственному возвеличиванию. Ему противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о сильнейшем желании человека продемонстрировать, не только, свое превосходство над окружающими, но и, неподвластность Божественной воле. Выделяли два основных типа тщеславия (и соответственно гордости): простое «превозношение» плотскими, видимыми вещами и более изощренное «превозношение» своими духовными достижениями.

Такое тщеславие возникает ка фоне весьма успешной борьбы с низшими, порочными помыслами, однако при этом полностью менялись местами цели и средства нравственного совершенствования. Добродетельный поступок становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества - любовь к Богу - и главная его цель - прославление Его имени - уходили на второй план. Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей греховной природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость добивается полного «уничижения» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним.

Это прекрасно, когда учитель может гордиться достижениями своих учеников Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 - 430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим.

В эпоху Возрождения переход к представлениям о ведущей роли человека в мире, обусловил позитивную трактовку гордости, поставив ее в один ряд с такими понятиями, как «человеческое достоинство», «самоуважение», «независимость».

Так, английский философ Д. Юм (1711 - 1776) резко выступал против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, — то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.