Как занимается школьная библиотека с детьми. «Работа детской библиотеки как досугового центра. Видео: Детские библиотеки

Фотобанк Лори

Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

Полтора века истории

Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

Что предлагают сегодня детские библиотеки?

Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

Фотобанк Лори

В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки

В настоящее время в России сеть детских библиотек активно работает. Представляет собой отдельный социальный институт, который пользуется эффективной поддержкой у детской части населения.

Абсолютно все органы законодательной власти формируют фундаментальные нормы права деятельности библиотек, обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, согласно Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.), закреплено право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных детских библиотеках.

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Задачи библиотеки заключаются в сборе, систематизации, хранении и выдаче читателям печатных изданий. Также в обязанности входит информационно - библиографическая работа.

Детская библиотека рассматривается, как внешкольное учреждение, способствующее воспитанию и обучению школьников. Библиотека служит для оказания помощи в глубоком освоении наук, воспитание культуры чтение и при общение детей и подростков к литературе. Основная категория читателей детской библиотеки обучающиеся 1-8 классов, дети с семи до четырнадцати лет. Также есть и дошкольники, знакомые с азбукой и владеющие основами чтения и педагоги младшей школы и дошкольных учреждений.

Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

В работе с детьми существует своя специфика, внимание нужно уделять каждому читателю. Для привлечения интереса детей к библиотеке используют различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

Детская библиотека также служит для передачи традиций новому поколению. Детскую библиотеку можно сравнить с живым организмом, который развивается и становится не только адаптивной средой, но и инновационной. Дети нуждаются в гибкой сфере, для проявления творческих способностей и самостоятельности. Детская библиотека дает возможность экспериментировать в освоении новых способов взаимодействия с внешним миром, предлагает модели ценностей.

Библиотека манит детей и подростков, открывая им мир, полный информации, в том числе информацию вторично-документального уровня. В фонде публичных библиотек предоставляется широкий выбор изданий и авторов, что обеспечивает удовлетворении разнообразных интересов и разностороннее развитее ребенка. Библиотека - единственное неангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы) различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.

Современные библиотеки, используя новые технологии, имеют доступ не только к печатным изданиям, находящимся в их фонде, а и к редким изданиям, печатным и непечатным. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

Учитывая своеобразные особенности абонентов детской библиотеки, для привлечения внимания к книге, используют различные формы работы. Порой школьные, клубные методики. В детских библиотеках уже прижились традиционные мероприятия, которые используются для привлечения внимания маленьких читателей. Так уже стало привычным проведение ежегодного мероприятия «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов. Ежегодно проходят · Национальные и международные выставки детской книги,· выставки работ художников детской книги.

Регулярно проводятся читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков, для привлечения детей к творчеству - литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов, конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п..

К проблемам распространения чтения среди детей активно привлекаются родители и педагоги.

Библиотеку нельзя приравнивать к литературному архиву, который служит для узкого круга читателей. Редкие документы архивируются в электронной форме, а подлинники передаются в архив для хранения. В фонд библиотеки поступают не только текстовые документы, а и полнометражные аудиоматериалы (передачи радио, интервью), также фотодокументы и копии рукописей.

Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. При комплектовании фонда детской литературы необходима исключать материалы, в которых пропагандируется вражда, жестокость, насилие, присутствует порнография и жесткость. В каждой библиотеке имеются нормативные документы, которые четко формулируют правила отбора материалов в фонд. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. В процессе формирования фонда детской библиотеки материалы проходят проверку на соответствие критериям, которые учитывают потребности личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

Детскую библиотеку можно сравнить с мостом, который соединяет ребенка с культурой, и обеспечивает им взаимодействие. Пространством, аккумулирующим последствия деятельности школьника в культуре. Пространством, предъявляющим школьнику его ценность как деятеля культуры в процессе генерирования идей о себе, продуцирования смыслов.

Воспользуемся определением, данным П. Флоренским “Пространство - не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само - своеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение”.

Современная детская библиотека, чтобы быть средой принятия детей - деятелей (субъектов) общества, осмысливается как современный институт, действующий в культуре. Изменились условия взаимодействия ребёнка с культурой и условия её восприятия, поэтому детская библиотека сегодня привлекает к себе внимание особенностью положения, она стремится расположиться на границе разных типов культур. При этом, как открытая и пластичная система, позволяет обнаруживать современному ребёнку “точки” перехода, перетекания, сосуществования и конфликта между культурами и их субъектами. Школьник, читающий и нечитающий, в пространстве детской библиотеке переживает опыты диалога в культуре, что особенно важно в переходном периоде.

В современной детской библиотеке четко выделены два аспекта деятельности, это создание и сохранение культурного наследия. Хранится может на аудио, видео, электронных и книжных носителях. Детская библиотека обеспечивает доступ к событиям в культуре, храня и консервируя документы. Библиотека одновременно моделирует новые возможности посредствам взаимодействия с электронными носителями и продвигает значение и ценности книжных изданий. Все в мире взаимосвязано, и естественно, что библиотека не может стоять в стороне отвергать опыт миропонимания.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” - “привитием информационной культуры”.

Каждая библиотека, на протяжении многих лет, создавала длительные и кратковременные планы. Ставила перед собой определенные цели и задачи. В наше время “модным” стало определять “миссию” организации, и библиотека не исключение.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Вместе с течением времен менялись направления работы детских библиотек, усложнялись цели и задачи, поставленные перед сотрудниками библиотек. Коллектив знал, что их задача состоит в обеспечении прав ребенка на бесплатный доступ к информации, библиотечно - информационное обслуживание и предоставление услуг в доступе к фонду. Библиотека имеет одну из главных ролей в воспитании образованных, социально - активных юных членов общества, которые в дальнейшем обеспечат прогресс нации. Главная задача, которая имеет фундаментальное значение в развитии общества, это развивать и поддерживать стремление детей к знаниям, чтению. Наша нация - это читающая нация, а читающая нация, в свою очередь, это, прежде всего, читающие дети. Библиотека занимается привлечением детей и взрослых к совместному чтению.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

В наши дни, молодое поколение, делится на читающих и нечитающих, не зависимо от социального слоя, скорее разделение становится явлением универсального порядка. Частично это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

В последние десятилетия проблема грамотности молодежи снова стала актуальной, и государству и взрослому поколению необходимо стимулировать детей, проявляющих интерес к чтению. Привлекать в круги читающих новых участников. Открывать все возможности литературы.

Современность не относится к литературе, как к педагогическому инструменту, не воспринимает детскую книгу как средство воспитания, но все же необходимо понимать, что ее образовательно-воспитательное воздействие на формирование личности юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Многие дети воспринимают чтение не только как процесс образования и ознакомления с окружающим миром, а и как свое развлечение. Книги захватывают ребенка и «переносят в свое измерение».

Детская библиотека дает ребенку не только доступ к информации, но и знакомит с культурными ценностями, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.

Детские библиотеки имеют свою миссию - используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Цель существования детских библиотек состоит в содействии духовному росту ребенка, формированию у ребенка потребностей в самопознании, самообразовании, приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре. Детские библиотеки ведут пропаганду ценности чтения и книги, вводят детей в социальную и культурную среду общества через чтение. Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. В библиотеке ребенок может не только читать и знакомится с литературой, а и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. Детская библиотека предназначена для полноценного отдыха и развития ребенка. все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Приоритеты библиотечного обслуживания отображаются в том, что ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, что позволяет успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы тождественны и взаимосвязаны. Исходя из этого видно, что чтение способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Ответственным шагом в решении проблемы с приобщением ребенка к чтению, является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. И только методом совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой - взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

В понимании общественности библиотека это хранилище книг. Мнение о равнозначности библиотеки и книжного архива уже не актуально. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии - создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям .

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

В наше время дети не страдают от недостатка досуга. Школы раннего развития, разнообразные секции и студии, кружки и клубы. Все это здорово, но есть и еще одно учреждение, куда родителям имеет смысл озаботиться и записать своего ребенка. Это детская библиотека.

Начав работать в областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина, я столкнулась с рядом вопросов: и собственных, и чужих. Некоторые мои знакомые открыто интересовались жизнью библиотеки, другие откровенно недоумевали, чем же там работники занимаются. На популярном молодежном форуме вообще пришлось столкнуться с категоричным заявлением одного «прогрессивного» молодого человека: «Библиотеки изжили себя, книг в них никто не берет, а все ваши ухищрения – это уже не библиотечная работа, вот и будьте добры называть свои учреждения как-то иначе».

Только вот соответствует ли это высказывание действительности? Поверьте, поработав в этой сфере несколько лет, могу однозначно заявить: библиотеки посещаемы. Может, прозвучит резко, но у меня есть свои приметы. Если некто в разговоре задает вопросы вроде «А ходят ли сейчас люди в библиотеки?» или произносит что-нибудь, подобное «Да кто сейчас вообще в библиотеки ходит?!», это означает только одно – он сам оказался здесь случайно.

Если же человек утверждает, что современные ребята перестали читать, а интересуются только компьютерными играми, значит так ведет себя именно его ребенок, и нередко причина этого кроется в самом родителе. И если первый случай еще не так печален (ну, может, человек читает на электронных гаджетах или покупает книги), то вторая ситуация заставляет задуматься.

Итак, для чего же нужна детская библиотека сегодня? Зачем детям вообще в нее ходить? Назову ряд причин.

Причина первая и самая честная. Это выгодно. В нашем городе книготорговля находится в плачевном состоянии. Несколько крупных книжных магазинов принадлежат одной компании, и цены в них в условиях почти полного отсутствия конкуренции весьма высоки. Детские же книги вообще очень дороги. Детская библиотека предоставляет книги бесплатно. Да, библиотечные фонды пополняются не так быстро, как появляются новинки на книжном рынке. Но детям не нужны модные бестселлеры, занимающие топовые позиции в списках лидеров продаж, не нужен новый роман популярного автора сразу из типографии. Детям нужны просто хорошие, интересные, добрые книги. А этого в библиотеке хватает. Кто-то возразит мне, что книги можно купить в Интернет-магазинах подешевле, но представьте себе, что заказанная (и уже оплаченная) книга не понравилась ребенку. Вот она стоит на полке, новенькая, глянцевая… и нелюбимая. Нужно покупать другую, но где гарантия, что она придется по вкусу юному читателю. В библиотеке же книгу можно спокойно вернуть и взять новую, выбирая до тех пор, пока не отыщется та самая, главная книга, о которой с теплотой вспоминают, став взрослыми. Сэкономить можно и на подписке на журналы для детей и родителей, которые также обязательно присутствуют в библиотеке.

Причина вторая и удивительная. Сложно поверить, но в библиотеках есть книги, которых не найти в магазинах. Старые книги, прочитанные несколькими поколениями. Издания солидного возраста с превосходными иллюстрациями знаменитых художников, которые больше не выпускаются. Показать детям те книги, которые сам читал в детстве (не те произведения, а именно те страницы, по которым водил пальцем, картинки, которые сам с интересом рассматривал) – это редкая возможность. Есть и книги, которые по разным причинам перестали издаваться несколько лет назад. В обычных магазинах их не отыщешь, разве только в комиссионных и букинистических, но бережно хранятся они в библиотеках.

Причина третья и приятная. Свобода выбора. Детская библиотека дает возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным. Уже практически не осталось публичных библиотек, где доступ к фонду был бы закрыт. Ребенок может свободно копаться на полках, искать то, что ему по душе, формировать собственные предпочтения. Он может, взяв одну книгу, сделать для себя вывод, нравится ему или нет этот автор и жанр, брать ли в следующий раз подобное и продолжать экспериментировать. Ребенок становится исследователем себя самого, путешественником в мире литературы. Он может советоваться с родителями или библиотекарями, которые обязательно постараются помочь и предложить что-то стоящее.

Лирическое отступление

Бывают, впрочем, редкие исключения. Пару раз (хорошо, что не больше) я становилась свидетелем вопиющего случая. Мама с ребенком приходят в библиотеку, сдают книги, дочь/сын радостно бросаются к стеллажам за новыми. Их останавливает грозный окрик: «Положи на место, мы сегодня ничего брать не будем!» Малыш упрашивает чуть ли не со слезами мать. «Хватит! Ничего не задавали!» За ребенка заступается библиотекарь, но мама непреклонна: «И так целыми днями читает – нечего!» Ребенка уводят насильно, а слезы в глазах скапливаются уже у меня. Что тут сказать? Хорошо, если ребенок найдет достойную замену неполученной книге, и несмотря на все усилия родителей, тяга к развитию у него не иссякнет.

Часто бывает и такое. Ребенок увлеченно выбирает книги, яркие, красочные, новые, но родитель (чаще этим грешат бабушки или дедушки) не одобряет выбор: «Зачем тебе эти принцессы (драконы, мутанты и т.д.) Дайте нам о войне (пионерах, полярниках…)». И хотя выбор родителя, может быть, и выше по уровню литературно-художественного качества, такое навязывание способно отбить у ребенка охоту к чтению. Ведь про то, что интересно (а интересны ребенку, как ни крути, драконы и волшебники, а не двадцать шесть бакинских комиссаров) читать не разрешают, а «правильные» книжки читать скучно. Отсюда вывод «читать вообще скучно» и протест «Не буду читать!» Возражение родителей я предчувствую: если сейчас не привить художественный вкус, то в дальнейшем ребенок будет предпочитать второсортные романы с примитивным сюжетом. Успокаиваю: не начнет. Сейчас для него чтение – это только форма времяпрепровождения. Сейчас он читает, потому что ему это нравится. Эстетический вкус привьется позже, когда чтение из просто веселого занятия превратится в потребность. Понятно, что есть книги на все времена, но и среди современной детской литературы много замечательных произведений замечательных авторов. Конечно, контролировать процесс детского чтения нужно, но при этом необходимо направлять, а не навязывать.

Причина четвертая и полезная. Познание действительности. Мир широк, и ребенок, для которого каждый день приносит новые открытия, впитывает в себя информацию из книг, как губка воду. Книги – это самый короткий путь к развитию речи, воображения, мышления. Неудивительно, что читающие дети зачастую учатся лучше своих сверстников, ведь у них вырабатывается привычка вникать в учебный материал, и они точно знают, где можно расширить знания о заинтересовавшем их предмете или явлении. В библиотеке.

Причина пятая и дружелюбная. Общение. Некоторые родители, увы, заблуждаются, думая, что их ребенок – единственный читающий из всех детей, вымирающий вид, так сказать. Но ведь это-то и прекрасно. Любителей чтения среди детей много, и где же им встретиться, как не в библиотеке. Естественно, это относится не к крохе – тому достаточно, что вместе с ним читают родители. А вот ребята постарше уже ищут единомышленников. Дети с удовольствием делятся впечатлениями от прочитанного и советуют друг другу любимые книги. Большое значение имеет и особая умиротворенная «книжная» атмосфера. Иной раз мамы торопятся, спешат по своим делам, а малыш, обложившись стопками книжек и погрузившись в их волшебный мир, никак не хочет уходить. Подростки иногда приходят отдохнуть в библиотеке, если погода не располагает к прогулкам. В библиотеках часто проходят разные культурно-массовые мероприятия, выставки, встречи с писателями и интересными людьми, игровые занятия и праздники. Часто, побывав в библиотеке с классом или группой, детишки потом сами приводят сюда родителей. Так что по душе наверняка что-нибудь найдется, стоит только попробовать.

Причин, конечно, можно отыскать и больше, но эти самые простые и очевидные. И родителям, и детям искренне желаю приятного времяпрепровождения с книгой.

Елена Аничкина,
областная детская библиотека им. М.М. Пришвина

Завтра в Петербурге откроется обновлённая детская библиотека № 5 Красногвардейского района. The Village посмотрел, как устроен передовой читальный зал и поговорил с куратором проекта.

Библиотека представляет собой город в миниатюре, разделённой на пять функциональных площадок. Первая - «Маленький город», где выставлены книги для детей от шести месяцев и старше. Читатель может воспользоваться единым электронным билетом, самостоятельно оформить и сдать книги с помощью станции книговыдачи. Пространство наполнено игровыми развивающими компонентами: здесь есть конструкторы, сборная железная дорога, сенсорный игровой терминал и игровые модули, собранные по методике Монтессори - для развития моторики, внимания, воображения и других важнейших основ становления малыша.

На второй площадке - «Большой город» - собрали книги по всем отраслям знаний для читателей среднего и старшего школьного возраста. Есть Wi-Fi, компьютеры, столы для работы и коллекция художественных и мультипликационных фильмов.

Далее идут «Аллея» и «Парк развлечений», где можно сыграть в напольные шахматы, Xbox и многочисленные развивающие игры. Здесь же будут проходить семейные мероприятия, которые помогут подучить биологию, физику, этнографию и другие науки. Рядом расположена «Академия» - небольшой конференц-зал для детских лекций, мастер-классов, встреч с писателями и выдающимися людьми. Он оснащён проектором, интерактивной доской, домашним планетарием.

Наконец, тут есть «Театральная площадь» - театральный мини-зал, который может трансформироваться под разные события: лекции, концерты, мастер-классы, встречи, выступления кукольного театра.























ЕЛЕНА ШПАКОВСКАЯ
куратор проектов библиотек Красногвардейского района

Проекты обеих библиотек (этой и Гоголя) разрабатывались одновременно. Инициаторами этих перемен ещё с 2011 года являются коллектив и директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района.

По нашей концепции, библиотеки - это пространство для развития и действия. Мы создаём для жителей района детскую библиотеку нового поколения, мультикультурный развивающий социально ориентированный центр для детей и родителей, в котором комфортно читать, отдыхать, познавать новое, встречаться с друзьями и интересными людьми.
Помимо традиционных форм библиотечного и информационного обслуживания, в пространство библиотеки органично включаются зоны эдьютейнмента с игровым/развивающим оборудованием для детей разного возраста. Для родителей специально заказаны книги о том, как развивать своего ребёнка.

Следующий проект - реконструкция библиотеки Ржевской в Красногвардейском районе - там будет создан современный технологичный полифункциональный информационный центр, включающий самые разные форматы существования человека в информационном пространстве: от коворкинга до профессионального общения

ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгардт