Мост условное обозначение. Условные знаки, кресты, масштаб топографической съёмки. Действия водителя при виде знака «Неровная дорога»

Как бы это печально ни звучало, но наши дороги далеки от идеальных. Винить в этом можно как нерадивых чиновников, так и сложные климатические условия. Хотя если вспомнить ту же Финляндию или Голландию, где климат ещё более суровый, а асфальт ровный, как стекло — все вопросы исчезают.

Некачественное дорожное покрытие приводит к тому, что трансмиссия машины намного быстрее приходит в негодность, мало того, ударные вибрации негативно влияют на все узлы автомобиля. Единственный способ бороться с негативными эффектами — вовремя снизить скорость.

Вот только постоянно смотреть под капот нельзя. Поэтому в большинстве случаев водитель узнаёт о плохом дорожном покрытии тогда, когда колесо попадает в яму. Ничего страшного, если это произойдёт на низкой скорости, но на высокой всё может закончиться крайне печально.

Нередки случаи, когда из-за плохой дороги и большой скорости водители лишались глушителей или даже колёс. Мало того, от резкого удара двигатель может заглохнуть. С учётом, что позади едет другая машина — данная ситуация может закончиться ДТП. Лишь быстрая реакция и чёткие движения способны помочь при отказе мотора.

Внимание ! Чтобы не повредить автомобиль и не попасть в ДТП существует знак «Неровная дорога».

Данное обозначение предупреждает водителя, что вскоре будет участок, на котором могут быть ямы, выбоины и другие признаки хорошей работы местной администрации. Безусловно, знак «Неровная дорога» есть далеко не везде, где плохое дорожное покрытие, поэтому при его виде нужно проявить двойную осторожность.

История возникновения дорожных знаков

Первые дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1903 году. Это были квадратные вывески. Фон был чёрным или синим, сами же символы рисовались белым цветом. Но в процессе эволюции данная концепция была изменена на противоположную.

Как ни странно, но знак «Неровная дорога» был одним из первых, появившихся на улицах города. Хотя это легко объясняется тем, что хороших дорог в то время было не так-то уж и много.

С каждым годом на городских дорогах становилось всё больше машин. Это привело к увеличению количеств ДТП, чтобы как-то бороться с этой опасностью в 1909 году была собрана конференция среди представителей европейских стран, основной задачей которой было решение этой проблемы. Именно на ней была принята первая конвенция, которая регламентировала передвижение машин на международном уровне .

Что такое знак «Неровная дорога» и как он выглядит

Порядковый номер знака «Неровная дорога» в ПДД 1.16. Это обозначение на обочине может свидетельствовать не только о ямах и выбоинах, но и, к примеру, о наличии впереди колеи. Именно поэтому для соблюдения безопасности необходимо соблюдать двойную осторожность при его обнаружении.

Сам знак «Неровная дорога» выглядит как белый треугольник, по бокам которого идёт красная окантовка. Внизу имеется схематическое изображение неровностей. Оно выполнено в чёрном цвете и немного напоминает волны. Подробнее его можно рассмотреть на изображении снизу.

Значение и правильная трактовка

Знать, что значит знак «Неровная дорога» недостаточно для правильных действий при его обнаружении. Необходимо понимать, когда именно начнётся проблемное дорожное полотно.

Если подобное обозначение находится в черте города, то ямы и выбоины начнутся через 50—100 метров. За городской чертой вам придётся проехать не менее 150 м перед тем, как начнёт трясти.

Внимание! В некоторых случаях допускается и другое расстояние до проблемного участка дороги. Но при таком раскладе знак «Неровная дорога» дополняется табличкой 8.1.1.

Табличка 8.1.1 будет точно указывать, когда начнётся неровная дорога. Поэтому вы сможете не волноваться о состоянии транспортного средства. Ведь снижение скорости минимизирует урон, получаемый автомобилем от езды по неровной поверхности.

Многие водители интересуются, почему расстояние до проблемного участка при установке знака «Неровная дорога» отличается в городе и за его чертой. В действительности всё довольно просто. Если верить статистике, то за чертой города, средняя скорость транспортного средства гораздо выше. Соответственно для того, чтобы затормозить нужно больше времени.

Действия водителя при виде знака «Неровная дорога»

От того, насколько правильно будет действовать водитель при виде знака «Неровная дорога» зависит целостность транспортного средства, а также безопасность. Алгоритм действий должен быть следующим:

  1. Снижение скорости.
  2. Просмотр качества дорожного полотна. Данная мера предосторожности позволит объехать самые проблемные участки.
  3. Слежение за дорожной разметкой. Иногда слишком пристальное внимание к неровностям приводит к потере бдительности и выезду на встречную полосу.

Соблюдение этих простых инструкций при виде знака «Неровная дорога» позволит вам, не создавая аварийной ситуации, беспрепятственно добраться до конечной цели поездки.

Итоги

Безусловно, данное дорожное обозначение играет весомую роль в контроле движения. Его главная задача — это предупредить водителя о сложном участке, который ждёт впереди. Особое значение имеет то, где вы встретите данный символ. Если в черте города, то расстояние до проблемного участка составит порядка 100 метров, на просёлочной трассе от 150 и больше.

На участках дороги с видимыми неровностями должны устанавливаться предупреждающие об этом знаки.

Часто встречающейся проблемой дорог является появление колеи от большегрузов.

При попадании в колею, автомобиль становится трудно управляемым, особенно с широкой резиной. А если это происходит на скорости, может послужить выездом в кювет или на встречку.

В этой статье:

Требования дорожного знака 1.16

Знак «Неровная дорога» предупреждает автомобилистов о возможной опасности столкновения с другими участниками дороги, а также износа или получение повреждений подвески автомобиля.

Первое что требует знак – это держать безопасную скорость. Второе быть готовым объехать препятствие или притормозить.

Частой ошибкой водителей является резкое торможение перед носом сзади едущего автомобиля, что влечет столкновение. Однако в мало известной местности или в темное время суток водитель не может знать наверняка дорожного покрытия дороги.

Для чего и предусматривается установка знака 1.16, с тем, чтобы в любой момент среагировать рулевым колесом или тормозным усилием с неровностью на дороге.

Для исправления ситуации с повреждением дорог многотонными фурами, в законодательстве РФ введена плата за километр пути для большегрузов свыше 12 тонн. Это позволит держать дороги в исправном состоянии по смыслу нашего законодателя. Что ж поживем увидим.

Правила установки знака 1.16

Неровность дороги может быть связана с волнистостью, выбоинами, не плавными состыковками с мостовым сооружением. В этом случае в соответствии с положениями ГОСТ, необходимо устанавливать предупреждения.

Знак «Неровная дорога» устанавливается непосредственно перед участком с неровностями. Если этот участок находится в городе, то предупреждение будет действовать на расстоянии 50-100 метров, за городом на расстоянии 150-300 метров, а также на ином расстоянии в соответствии с указателем на табличке 8.1.1.

При проведении ремонтных работ в зоне ведения указанных работ могут встречаться неровности дороги, о чем, перед въездом, могут ставить временные предупреждения знака 1.16. Отличие стационарного знака от временного будет иметь место смены изображения знака на желтый фон, который будет являться временным.

Действие знака будет распространяться до ближайшего перекрестка, если дорога сохранит неровное покрытие, знак 1.16 будет продублирован после перекрестка.

В любом случае, водитель должен быть предупрежден об опасности, так как своевременное предупреждение обеспечить безопасность движения для автомототранспортных средств.

Ответственность за нарушение знака 1.16

Правовые акты административного характера не предусматривают мер ответственности за нарушение требований знака 1.16. Но игнорирование водителем мер предупреждения негативно скажется на безопасности движения. Из колеи машину может бросить на , что неминуемо вызовет столкновение со встречным автомобилем.

По статистике дорожно-транспортных происшествий, лобовое столкновение часто приводит к тяжелым последствиям для водителей и пассажиров. А если на встречке окажется грузовик, то это может иметь летальные последствия для водителя, вылетевшего на встречную полосу под колеса грузового автомобиля.

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению - т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Скорость и направление течения реки (0,6 м/с)

Характеристика рек и каналов: 30 - Ширина (м), 0,8 - Глубина (м), К - Тип грунта (К - каменистый, П - песок, Т - твердый, В - вязкий)

Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м)
Броды: 0,3 - глубина, 10 - длина, К - каменистый грунт, 1,0 - скорость (м/сек)
Болото проходимое
Болото непроходимое
Характеристика мостов: Д - материал постройки (Д - деревянный, К - каменный, ЖБ - железобетонный), 43 - длина моста, 4 - ширина проезжей части (м), 10 - грузоподъемность в тоннах
Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, 6 - ширина проезжей части в метрах
Гать - дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 - ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни

Фото некоторых географических объектов


Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)


Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)


Гать - дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)


Скальное обнажение, парма (Камень "Великан", Ср. Урал)


Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть .

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. "Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны," - а если не поняли,то не беда! Главное - запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Тема 8. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

На картах и планах изображение объектов местности (ситуации) представлено в картографических условных знаках. Картографические условные знаки - система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».
Для удобства чтения и запоминания многие условные знаки имеют начертания, напоминающие вид изображаемых ими местных предметов сверху или сбоку. Например, условные знаки заводов, нефтяных вышек, отдельно стоящих деревьев, мостов по своей форме сходны с внешним видом перечисленных местных предметов.
Картографические условные знаки принято делить на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные (рис. 8.1). В некоторых учебниках в отдельную группу выделяют линейные условные знаки.

Рис. 8.1. Типы условных знаков

Масштабными (контурными) знаками называют условные знаки, применяемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе плана или карты . По плану или карте можно определить при помощи такого знака не только местоположение объекта, но его размеры и очертания.
Границы площадных объектов на плане могут быть изображены сплошными линиями разного цвета: черным (здания и сооружения, ограды, дороги и т. д.), голубым (водохранилища, реки, озера), коричневым (естественные формы рельефа), светло-розовым (улицы и площади в населенных пунктах) и т. д. Точечный пунктир применяется для границ сельскохозяйственных и естественных угодий местности, границ насыпей и выемок у дорог. Границы просек, тоннелей и некоторых сооружений обозначаются простым пунктиром. Заполняющие знаки внутри контура располагаются в определенном порядке.
Линейные условные знаки (разновидность масштабных условных знаков) применяются при изображении объектов линейного характера - дорог, линий электропередачи, границ и т. п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8 - 10 раз.
Если объект на плане (карте) не может быть выражен масштабным знаком из-за своей малости, то применяется внемасштабный условный знак , например, межевой знак, отдельно растущее дерево, километровый столб и др. Точное положение объекта на местности показывает главная точка внемасштабного условного знака. Главная точка находится:

  • у знаков симметричной формы - в центре фигуры (рис. 8.2);
  • у знаков с широким основанием - в середине основания (рис. 8.3);
  • у знаков, имеющих основание в виде прямого угла, - в вершине угла (рис. 8.4);
  • у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, - в центре нижней фигуры (рис. 8.5).


Рис. 8.2. Знаки симметричной формы
1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек


Рис. 8.3. Знаки с широким основанием
1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни


Рис. 8.4. Знаки, имеющие основание в виде прямого угла
1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции; 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации;
5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья


Рис. 8.5. Знаки, представляющие собой сочетание нескольких фигур
1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы (культовые сооружения)

Объекты, выраженные внемасштабными условными знаками, служат хорошими ориентирами на местности.
Пояснительные условные знаки (рис. 8.6, 8.7) применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными; они служат для дополнительной характеристики местных предметов и их разновидностей. Например, изображение хвойного или лиственного дерева в сочетании с условным знаком леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке указывает направление ее течения, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей.

Рис. 8.6. Пояснительные условные знаки моста, шоссе, реки



Рис. 8.7. Характеристики древостоев
В числителе дроби - средняя высота деревьев в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов, справа от дроби - среднее расстояние между деревьями

На картах помещаются подписи собственных названий населенных пунктов, рек, озер, гор, лесов и других объектов, а также пояснительные подписи в виде буквенных и цифровых обозначений. Они позволяют получить дополнительные сведения о количественной и качественной характеристике местных предметов и рельефа. Буквенные пояснительные подписи чаще всего даются в сокращенном виде согласно установленному перечню условных сокращений.
Для более наглядного изображения местности на картах каждая группа условных знаков, относящаяся к однотипным элементам местности (растительный покров, гидрография, рельеф и т. п.), печатается краской определенного цвета.

8.2. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Населенные пункты на топографических картах масштабов 1:25 000 - 1:100 000 показывают все (рис. 8.8). Рядом с изображением населенного пункта подписывается его название: города - прописными буквами прямого шрифта, а населенного пункта сельского типа - строчными буквами более мелкого шрифта. Под названием населенного пункта сельского типа указывается число домов (если известно), а при наличии в них районного и сельского Советов - их сокращенная подпись (PC, CC).
Названия городских и дачных поселков печатают на картах прописными буквами наклонного шрифта. При изображении населенных пунктов на картах сохраняют их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные и сквозные проезды, промышленные предприятия, выдающиеся здания и другие постройки, имеющие значение ориентиров.
Широкие улицы и площади, изображающиеся в масштабе карты, показывают масштабными условными знаками в соответствии с их действительными размерами и конфигурацией, другие улицы - условными внемасштабными знаками, главные (магистральные) улицы выделяются на карте более широким просветом.


Рис. 8.8. Населенные пункты

Наиболее подробно населенные пункты изображаются на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Кварталы с преобладающими огнестойкими и неогнестойкими строениями закрашиваются соответствующим цветом. Строения, расположенные на окраинах населенных пунктов, показываются, как правило, все.
На карте масштаба 1: 100000 в основном сохраняется изображение всех магистральных улиц, промышленных объектов и наиболее важных предметов, имеющих значение ориентиров. Отдельные постройки внутри кварталов показываются только в населенных пунктах с весьма разреженной застройкой, например, в поселках дачного типа.
При изображении всех других населенных пунктов постройки объединяются в кварталы и заливаются черной краской, огнестойкость построек на карте 1:100 000 не выделяется.
Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. К числу таких местных предметов относятся различные вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви и отдельно расположенные постройки, радиомачты, памятники, отдельные деревья, курганы, скалы-останцы и т. п. Все они, как правило, изображаются на картах условными внемасштабными знаками, а некоторые сопровождаются сокращенными пояснительными подписями. Например, подпись шах. уг . при знаке шахты означает, что шахта каменноугольная.

Рис. 8.9. Отдельные местные предметы

Дорожная сеть на топографических картах изображается полно и подробно. Железные дороги показывают на картах все и подразделяют по количеству путей (одно-, двух- и трехпутные), по ширине колеи (нормальные и узкоколейные) и состоянию (действующие, строящиеся и разобранные). Особыми условными знаками выделяют электрифицированные железные дороги. Количество путей обозначается перпендикулярными к оси условного знака дороги черточками: три черточки - трехпутная, две - двухпутная, одна - однопутная.
На железных дорогах показывают станции, разъезды, платформы, депо, путевые посты и будки, насыпи, выемки, мосты, туннели, семафоры и другие сооружения. Собственные названия станции (разъездов, платформ) подписывают рядом с их условными знаками. Если станция расположена в населенном пункте или поблизости от него и имеет одинаковое с ним название, то подпись ее не дается, а подчеркивается название этого населенного пункта. Черный прямоугольник внутри условного знака станции указывает расположение вокзала относительно путей: если прямоугольник расположен посередине, значит, пути проходят по обеим сторонам вокзала.


Рис. 8.10. Железнодорожные станции и сооружения

Условные знаки платформ, блок-постов, будок и туннелей сопровождаются соответствующими сокращенными подписями (пл., бл. п., Б, тун.). Рядом с условным знаком туннеля, кроме того, помещается его численная характеристика в виде дроби, в числителе которой указываются высота и ширина, а в знаменателе - длина туннеля в метрах.
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия. К дорогам с покрытием относятся автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги. На топографических картах показывают все имеющиеся на местности дороги с покрытием. Ширину и материал покрытия автострад и шоссейных дорог подписывают непосредственно на их условных знаках. Например, на шоссе подпись 8(12)А означает: 8 - ширина покрытой части дороги в метрах; 12 - ширина дороги от канавы до канавы; А - материал покрытия (асфальт). На улучшенных грунтовых дорогах, как правило, дается только подпись ширины дороги от канавы до канавы. Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах оранжевым цветом , улучшенные грунтовые дороги - желтым или оранжевым цветом.


Рис 8.11. Шоссейные и грунтовые дороги

На топографических картах показывают не имеющие покрытия грунтовые (проселочные), полевые и лесные дороги, караванные пути, тропы и зимние дороги. При наличии густой сети дорог более высокого класса некоторые второстепенные дороги (полевые, лесные, грунтовые) на картах масштабов 1:200 000, 1:100 000, а иногда и 1:50 000, могут быть не показаны.
Участки грунтовых дорог, проходящие через заболоченные места, выстланные по деревянным лежням связками хвороста (фашинами) и засыпанные затем слоем земли или песка, называют фашинными участками дорог. Если на таких участках дорог вместо фашин сделан настил из бревен (жердей) или просто насыпь из земли (камней), то их называют соответственно гатями и греблями. Фашинные участки дорог, гати и гребли на картах обозначают черточками, перпендикулярными к условному знаку дороги.
На шоссейных и грунтовых дорогах показывают мосты, трубы, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы (в горных районах).
Мосты изображают на картах различными по начертанию условными знаками в зависимости от материала (металлические, железобетонные, каменные и деревянные); при этом выделяют двухъярусные, а также подъемные и разводные мосты. Особым условным знаком выделяют мосты на плавучих опорах. Рядом с условными знаками мостов, имеющих длину 3 м и более, и расположенных на дорогах (кроме автострад и усовершенствованных шоссе), подписывают их численную характеристику в виде дроби, в числителе которой указывают длину и ширину моста в метрах, а в знаменателе - грузоподъемность в тоннах. Перед дробью указывают материал, из которого построен мост, а также высоту моста над уровнем воды в метрах (на судоходных реках). Например, подпись рядом с условным знаком моста (рис. 8.12) означает, что мост каменный (материал постройки), в числителе - длина и ширина проезжей части в метрах, в знаменателе - грузоподъемность в тоннах.


Рис. 8.12. Путепровод над железной дорогой

При обозначениях мостов на автострадах и усовершенствованных шоссе даются только их длина и ширина. Характеристика мостов длиной менее 3 м не дается.

8.3. ГИДРОГРАФИЯ (ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ)

На топографических картах показывают прибрежную часть морей, озера, реки, каналы (канавы), ручьи, колодцы, источники, пруды и другие водоемы. Рядом с ними подписывают их названия. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее изображаются водные объекты.
Озера, пруды и другие водоемы показывают на картах, если их площадь составляет 1 мм2 и более в масштабе карты. Водоемы меньших размеров показывают лишь в засушливых и пустынных районах, а также в тех случаях, когда они имеют значение надежных ориентиров.


Рис. 8.13. Гидрография

Реки, ручьи, каналы и магистральные канавы на топографических картах показывают все. При этом установлено, что на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 реки шириной до 5 м, а на картах масштаба 1:100 000 - до 10 м обозначают одной линией, более широкие реки - двумя линиями. Каналы и канавы шириной 3 м и более изображают двумя линиями, шириной менее 3 м - одной.
Ширину и глубину рек (каналов ) в метрах подписывают в виде дроби: в числителе - ширина, в знаменателе - глубина и характер грунта дна. Такие подписи помещаются в нескольких местах на протяжении реки (канала).
Скорость течения рек (м/с ), изображаемых двумя линиями, указывают в середине стрелки, показывающей направление течения. На реках и озерах подписывают также высоту уровня воды в межень по отношению к уровню моря (отметки урезов воды).
На реках и каналах показывают плотины , шлюзы , паромы (перевозы ), броды и дают соответствующие им характеристики.
Колодцы обозначают кружками синего цвета, рядом с которыми помещается буква К или подпись арт . к . (артезианский колодец).
Наземные водопроводы показывают сплошными линиями синего цвета с точками (через 8 мм), а подземные - прерывистыми линиями.
Чтобы легче отыскать и выбрать по карте источники водоснабжения в степных и пустынных районах, главные колодцы выделяют более крупным условным знаком. Кроме того, при наличии данных слева от условного знака колодца дается пояснительная подпись отметки уровня земли, справа - глубины колодца в метрах и скорости наполнения в литрах за час.

8.4. ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

Почвенно -растительный покров изображают на картах обычно масштабными условными знаками. К ним относятся условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот и солончаков, а также условные знаки, изображающие характер почвенного покрова: пески, каменистая поверхность, галечники и т. п. При обозначении почвенно-растительного покрова часто применяют сочетание условных знаков. Например, для того чтобы показать заболоченный луг с кустами, контуром обозначают участок, занимаемый лугом, внутри которого помещают условные знаки болота, луга и кустов.
Контуры участков местности, покрытых лесом, кустарником, а также контуры болот, лугов обозначают на картах точечным пунктиром. Если границей леса, сада или другого угодья служит линейный местный предмет (канава, забор, дорога), то в этом случае условный знак линейного местного предмета заменяет собой пунктир.
Лес, кустарники. Площадь леса внутри контура закрашивают зеленой краской. Породу дерева показывают значком лиственного, хвойного дерева или их сочетанием, когда лес смешанный. При наличии данных о высоте, толщине деревьев и густоте леса указывается его характеристика пояснительными подписями и цифрами. Например, подпись обозначает, что в данном лесу преобладает хвойная порода деревьев (сосна), их средняя высота 25 м, средняя толщина 30 см, среднее расстояние между стволами деревьев 4 м. При изображении на карте просек указывают их ширину в метрах.


Рис. 8.14. Леса


Рис. 8.15. Кустарники

Площади, покрытые порослью леса (высота до 4 м), сплошным кустарником, лесные питомники внутри контура на карте заполняют соответствующими условными знаками и закрашивают бледно-зеленой краской. На участках сплошных кустарников, при наличии данных, специальными значками показывают породу кустарника и подписывают его среднюю высоту в метрах.
Болота изображают на картах горизонтальной штриховкой синего цвета с разделением их по степени проходимости в пешем порядке на проходимые (прерывистая штриховка), труднопроходимые и непроходимые (сплошная штриховка). Проходимыми принято считать болота глубиной не более 0,6 м; глубину их на картах обычно не подписывают
.


Рис. 8.16. Болота

Глубина труднопроходимых и непроходимых болот подписывается рядом с вертикальной стрелкой, указывающей место промера. Труднопроходимые и непроходимые болота показываются на картах одинаковым условным знаком.
Солончаки на картах показывают вертикальной штриховкой синего цвета с разделением их на проходимые (прерывистая штриховка) и непроходимые (сплошная штриховка).

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные топографические условные знаки объединяются в группы, последние - в один обобщённый знак и т.д. В целом, систему данных обозначений можно представить в виде усечённой пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1:500, а на вершине - для обзорно-топографических карт масштаба 1:1 000 000.

8.5. ЦВЕТА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа - коричневым ; водоёмы, водотоки, болота и ледники — синим (зеркало вод - светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности - зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники - светло-зелёным), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе - оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги - жёлтым.
Наряду с топографическими условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Луганская область - Луг.) и пояснительных терминов (например, электростанция — эл.-ст., юго-западный - ЮЗ, рабочий посёлок - р. п.).

8.6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Шрифтом называется графическое начертание букв и цифр. Шрифты, которые применяются на топографических пианах и картах, называются картографическими.

В зависимости от ряда графических признаков, картографические шрифты подразделяются на группы:
- по наклону букв - прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонам вправо и влево;
- по ширине букв - узкие, нормальные и широкие;
- по светлоте - светлые, полужирные и жирные;
- по наличию подсечек.

На топографических картах и планах, в основном, используют два вида основных шрифтов: топографический и остовный курсив (рис. 8.17).



Рис. 8.17. Остовные шрифты и скорописное письмо цифр

Топографический (волосной) шрифт Т-132 применяется для подписи населенных пунктов сельского типа. Он вычерчивается толщиной линии 0,1-0,15 мм, все элементы букв - тонкие волосные линии.
Остовный курсив находит применение при оформлении топографических карт, сельскохозяйственных карт, землеустроительных пианов и т. д. На топографических картах остовным курсивом выполняются пояснительные подписи и характеристики: астрономические пункты, развалины, заводы, фабрики, станции и т. д. Конструкция букв имеет ярко выраженную овальную форму. Толщина всех элементов одинаковая: 0,1 — 0,2 мм.
Вычислительный шрифт или скорописное письмо цифр, принадлежит к группе рукописных шрифтов. Был сконструирован для записей в полевых журналах и вычислительных ведомостях, поскольку в геодезии многие процессы полевых и камеральных работ были связаны с записью результатов инструментальных измерении и их математической обработкой (см. рис. 8.17).
Современные компьютерные технологии обеспечивают широкий, практически неограниченный выбор шрифтов разного вида, размера, рисунка и наклона.

8.7. НАДПИСИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Кроме условных знаков, на топографических планах и картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображаемые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений.

По своему значению надписи являются:

  • собственными названиями географических объектов (городов, рек, озер
    и др.);
  • частью условного знака (огород, пашня);
  • условными знаками и собственными названиями одновременно (подписи названий городов, объектов гидрографии, рельефа);
  • пояснительными подписями (озеро, гора и т. д.);
  • пояснительным текстом (передают сведения об отличительных особенностях объектов, конкретизируют их характер и назначение) (рис. 8.18).

Надписи на картах выполняются различными шрифтами, отличающимися рисунком букв. На картах могут использоваться до 15 различных шрифтов. Рисунок букв каждого шрифта имеет элементы, присущие только данному шрифту, что основывается на знании особенностей различных шрифтов.
Для групп родственных объектов применяются определенные шрифты Например, для названий городов используются шрифты прямого начертания, для названий объектов гидрографии - курсивные шрифты и т. д. Каждая надпись на карте должна хорошо читаться.
В расположении надписей собственных названий имеются отличительные особенности. Названия населенных пунктов располагают с правой стороны контура параллельно северной или южной стороне рамки карты. Это положение наиболее желательно, но не всегда выполнимо. Названия не должны закрывать изображения других объектов и помещаться в рамке карты, поэтому необходимо располагать названия слева, сверху и снизу от контура населенного пункта.



Рис. 8.18. Примеры надписей на картах

Названия площадных объектов располагают внутри контуров, так чтобы подпись равномерно была распределена по всей площади объекта. Название реки располагают параллельно ее руслу. В зависимости от ширины реки, надпись помещают внутри или вне контура. Крупные реки принято подписывать несколько раз: у истоков, на характерных изгибах, при слиянии рек и т. д. При впадении одной реки в другую надписи названий располагают так, чтобы не возникало сомнении в названии рек. До слияния подписывают главную реку и приток, после слияния - обязательно название главной реки.
При расположении надписей расположенных не горизонтально особенное внимание обращается на их читаемость. Придерживаются следующего правила: если вытянутый контур, вдоль которого должна быть помещена надпись, расположен с северо-запада на юго-восток, то надпись располагают сверху вниз, если контур тянется с севера-востока на юго-запад, то надпись располагают снизу вверх.
Названия морей и крупных озер располагают внутри контура бассейнов по плавной кривой, в направлении их протяженности и симметрично берегам Надписи небольших озер располагают как надписи населенных пунктов.
Названия гор помещают по возможности справа от вершины гор и параллельно южной или северной рамке. Названия горных хребтов, песчаных образований и пустынь подписывают в направлении их протяженности.
Пояснительные надписи располагают параллельно северной стороне рамки.
Числовые характеристики располагают в зависимости от характера передаваемых ими сведений. Число домов в поселках сельского типа, отметки высот земной поверхности и урезов воды подписывают параллельно северной или южной стороне рамки. Скорость течения реки, ширина дорог и материал их покрытия располагают вдоль оси объекта.
Располагать надписи следует в наименее загруженных местах картографического изображения, чтобы не возникало сомнения, к какому объекту они относятся. Надписи не должны пересекать слияния рек, характерные детали рельефа, изображения объектов, имеющих значения ориентиров.

Основные правила построения картографических шрифтов: http://www.topogis.ru/oppks.html

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое условные знаки?
  2. Какие виды условных знаков вы знаете?
  3. Какие объекты изображаются на картах масштабными условными знаками?
  4. Какие объекты изображаются на картах внемасштабными условными знаками?
  5. Для каких целей служит главная точка внемасштабного условного знака?
  6. В каком месте внемасштабного условного знака располагается главная точка?
  7. В каких целях применяют цветовое оформление карт?
  8. В каких целях применяют пояснительные подписи и цифровые обозначения на картах?

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты - разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.


  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов.

Виды условных знаков:


  • площадные (масштабные) - для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные - для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные - ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные - характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные - наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:
  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Вследствие правильного нанесения знаков на карту можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:


  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно - высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:
  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.
Положению на местности соответствуют:
  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Знания о правильном размещении и нанесении знаков помогут правильно составить топографическую карту или план местности, сделав их понятными для других пользователей.

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.


  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь - это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко - пологим.

Хорошая топографическая карта должна быть предельно точной, объективной, полной, достоверной и чётко обозначать контуры объектов. При составлении карты необходимо учитывать требования заказчика.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.