Полномочия президента россии. Полномочия президента российской федерации Основные полномочия президента российской федерации

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации - глава государства, высшее должностное лицо в системе органов государственной власти Российской Федерации. Формально не относится ни к одной из ветвей власти, имеет полномочия как в сфере законодательной, так и исполнительной власти.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны...

1.Функции Президента РФ

Функции Президента связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества. Рассмотрим основные функции:

    Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

«Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод» 1 .

Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

Глава российского государства выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

    Президент – гарант суверенитета Российской Федерации.

Слова из клятвы Президента: «Клянусь... защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, именно Президент принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделен особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

    Президент – гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции.

    Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Эти направления политики формируются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не могут им противоречить. О том, какую политику будет проводить Президент, можно узнать еще из его предвыборной программы. Но жизнь, конечно, корректирует действия Президента, вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых и освещаются основные направления внутренней и внешней политики страны.

    Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент выполняет представительскую функцию внутри страны, которая связана с его деятельностью во взаимоотношениях с субъектами РФ: республиками, краями, областями, городами, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многогранных отношений со своей спецификой. Что касается представительства Президента в международных отношениях, то это чрезвычайно актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, прежде всего, рост международного влияния и авторитета России.

Рассмотрев все основные функции Президента России можно сделать вывод, что они характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства.

2. Полномочия Президента РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности.

Основные полномочия Президента Российской Федерации:

    Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ

    Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти

    Полномочия Президента РФ в области внешней политики

    Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ

    Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства

    Иные Полномочия Президента Российской Федерации

Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)

1.Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2.Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3.Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.

4.В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти (ст. 84 Конституции РФ)

1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.

2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

3.Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

5.Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

6.На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики

1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.

2.Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ

1.Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.

3.Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

4.Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

5.Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

6.Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства
Президент решает вопросы:

    приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

    принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

    дает разрешение на выход из гражданства;

    разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство;

    предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Иные Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные.

2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.

3. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

4. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Заключение

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой вывод можно сделать, почитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных связях.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
  • Президент Российской Федерации (5)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Думе и членов Правительства. Конституционные полномочия Президента Российской Федерации по взаимоотношению органов государственной власти... срока своих полномочий в неприступной крепости".2 Таким образом, Президент Российской Федерации – это влиятельное...

  • Президент российской федерации конституционно -правовой статус

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... (часть 2) конституции российской федерации о досрочном прекращении полномочий президента российской федерации в случае стойкой... (часть 2) конституции российской федерации о досрочном прекращении полномочий президента российской федерации в случае стойкой...

  • Президент Российской Федерации (6)

    Реферат >> Государство и право

    ... Президента Российской Федерации» . При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации ...

  • Определим состав и основные сферы полномочий Президента России .

    Согласно положениям Конституции Президент России имеет широкий круг полномочий , которые вытекают из его правового статуса главы государства. Они дают ему возможность эффективно и полноценно выполнять закрепленные за ним функции.

    Указанные полномочия в той или иной мере затрагивают практически все стороны деятельности государства. В зависимости от сферы применения их можно разделить на полномочия , связанные с:

    Участием в законотворческом процессе;

    Процессом формирования системы федеральных органов государственной власти;

    Полноценным функционированием исполнительных органов государственной власти;

    Обеспечением реализации полномочий органов госвласти на всей территории РФ;

    Осуществлением внешней и обороной политики;

    Другими сферами государственной деятельности.

    Рассмотрим вышеуказанные ключевые сферы полномочий Президента России .

    Во-первых, огромным значением наполнены те его полномочия, которые связаны с участием в процессе формирования федеральных органов государственной власти , поскольку через их деятельность и реализуются функции государства.

    Согласно положениям Конституции в формировании данных органов наряду с главой государства принимают участие и Федеральное Собрание России (парламент). Подобная схема взаимодействия реализуется двумя способами :

    Либо Президент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а парламент одобряет данное предложение;

    Либо парламент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а их кандидатуры предлагает руководитель государства.

    В процессе построения органов исполнительной власти полномочия Президента России отличаются наиболее широким охватом, поскольку именно эти органы фактически претворяют в жизнь основные пункты его программы.

    С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства России , а также по предложению последнего назначает на должность его заместителей и министров. Полномочия Президента России позволяют ему своим указом устанавливать структуру федеральных органов исполнительной власти.

    Для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Генерального прокурора Президент России представляет Совету Федерации соответствующие кандидатуры, который и назначает их.

    Глава государства представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России , а при наступлении определенных обстоятельств вправе ставить перед Думой вопрос об снятии его с должности.

    Также он назначает пять членов (одну третью часть) ЦИК (Центральной избирательной комиссии) и представляет кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека .

    Во-вторых, в Конституции на Президента России возложены и полномочия , которые связаны с деятельностью парламента (статья 84). Глава государства назначает выборы Государственной Думы России в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Он имеет полномочие распускать Государственную Думу в тех случаях и порядке, которые предусмотрены Основным законом.

    Согласно статье 107 Конституции Президент России обладает правом отлагательного вето, он подписывает и обнародует законы. В случае отклонения закона мотивы данного решения должны доводиться до сведения обеих палат Федерального Собрания РФ.

    Президент обладает полномочием вносить в Государственную Думу законопроекты, т.е. он наделен правом законодательной инициативы. Также он вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд о толковании Конституции и о соответствии Конституции РФ нормативных актов, предусмотренных в статье 125. Глава государства назначает полномочного представителя в Конституционном Суде России. Он обладает полномочием, наряду с иными субъектами, указанными в статье 134 Основного закона, предлагать поправки и пересмотр положений Конституции.

    В-третьих, Президент России наделен наибольшим объемом полномочий в сфере, которая связана с деятельностью органов исполнительной власти .

    Помимо решения вопросов о формировании состава Правительства , глава государства вправе председательствовать на его заседаниях. Постановления и распоряжения Правительства в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом России. Он наделен полномочием принимать решения об отставке Правительства. После президентских выборов согласно Конституции Правительство в полном составе слагает свои полномочия.

    Согласно части 1 статьи 112 Основного закона Председатель Правительства после назначения представляет Президенту России свои предложения о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти .

    Определение системы предполагает установление видов данных органов власти. Так, в статье 1 Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » от 9 марта 2004 года (в ред. от 28 сентября 2017 года) отмечено, что в данную систему входят:

    Федеральные министерства;

    Федеральные службы;

    Федеральные агентства.

    Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной актами Президента и Правительства России области деятельности. Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав Правительства России.

    Федеральная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в установленной области деятельности. Также она реализует специальные полномочия в сфере обеспечения общественной и государственной безопасности, обороны, охраны и защиты государственной границы, борьбы с преступностью. Во главе службы находится её руководитель (директор). Она может иметь статус коллегиального органа.

    Федеральное агентство представляет федеральный орган исполнительной власти, который реализует в установленной области деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также осуществляет правоприменительные полномочия (кроме функций по контролю и надзору). Во главе агентства находится её руководитель (директор). Оно может иметь статус коллегиального органа.

    Помимо системы Президент определяет и структуру федеральных органов исполнительной власти , иными словами он устанавливает конкретный их перечень. Каждый новый Президент утверждает данную структуру при формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти фиксируются изменения, которые вносятся в их структуру. Так, устанавливается состав упраздняемых органов, наименование органов, количество заместителей Председателя Правительства. В Указе также отражается конкретный перечень действующих министерств, служб и агентств и иных органов.

    Согласно положениям Конституции и законодательства полномочия Президента предполагают руководство деятельностью следующих федеральных органов исполнительной власти :

    МИД, Министерство обороны, МВД, Министерство юстиции, МЧС,

    Федеральные службы: внешней разведки, безопасности, охраны, по контролю за оборотом наркотиков, фельдъегерская;

    Управление делами Президента.

    По представлению Председателя Правительства России глава государства утверждает положения об указанных органах и назначает их руководителей , а Правительство координирует деятельность этих органов. Также он отправляет и иные полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета Безопасности .

    В-четвертых, совместно с Правительством РФ Президент как руководитель государства обеспечивает согласно Конституции осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России .

    В процессе реализации данной функции Президента России важное значение имеет Государственный Совет РФ и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах .

    Значимым полномочием Президента как гаранта соблюдения Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина, выступает обеспечение единства правового пространства России . Необходимой предпосылкой для выполнения данной задачи выступает создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федеральный регистр), его построением и актуализацией занимается Министерство Юстиции.

    В-пятых, Президент РФ как руководитель государства наделен широкими полномочиями в военной и внешнеполитической сферах . Так, Президент России:

    Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

    Утверждает военную доктрину России;

    Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

    Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

    Имеет полномочия присваивать высшие воинские звания;

    Осуществляет общее руководство внешней политикой и определяет её основные направления;

    Ведет переговоры с руководителями других государств и подписывает международные договоры от имени РФ;

    Имеет полномочия принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также подписывать ратификационные грамоты;

    Назначает и отзывает дипломатических представителей России в международных организациях и иностранных государствах после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

    Совет Безопасности представляет собой конституционный орган, который производит подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов общества, личности, государства от совокупности внешних и внутренних угроз, а также проведения единой государственной политики в сфере безопасности. Аппарат Совета Безопасности выступает самостоятельным подразделением в Администрации Президента России в статусе главного управления Президента.

    В случае агрессии против России либо её непосредственной угрозы глава государства вправе вводить на территории страны или в отдельных её местностях военное положение , незамедлительно сообщая об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Соблюдая последнее условие, Президент имеет полномочие объявлять о введении чрезвычайного положения на территории России. Указы о введении военного и чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации. Обстоятельства и порядок введения режима военного и чрезвычайного положения устанавливаются федеральными конституционными законами.

    В-шестых, Президент России наделен и иными полномочиями , которые вытекают из его статуса как главы государства. К подобным полномочиям принято относить решение вопросов :

    Гражданства;

    Предоставления политического убежища;

    Награждения государственными наградами, присвоения почетных званий и высших специальных званий РФ;

    Помилования.

    В пункте «в» статьи 84 Конституция указано, что к полномочиям Президента относится право назначения всероссийского референдума . Глава государства назначает референдум в соответствии с положениями федерального конституционного закона, в котором указан порядок его назначения и состав субъектов, по чей инициативе Президент России может назначить референдум. Президент не входит в состав субъектов, которые наделены право на инициирование процесса назначения референдума.

    Таким образом, полномочия Президента России характеризуются широким разнообразием, их реализация позволяет ему эффективно и полноценно выполнять свои функции и задачи.

    • Назад
    • Вперёд

    Президент - глава государства, представляющий его интересы как внутри страны, так и на международной арене. Выступая а также основных прав человека, он не относится к какой-либо ветви власти и координирует деятельность всех высших госорганов.

    Полномочия президента классифицируют в зависимости от сфер осуществления его деятельности. Можно выделить следующие группы:

    • по обеспечению конституционного и правового статуса личности;
    • во ;
    • в области обеспечения безопасности и обороны страны, стабильности общественного порядка;
    • в отношениях с исполнительными органами;
    • касающиеся формирования госорганов;
    • в отношениях с законодательными органами;
    • в военной сфере;
    • в иных сферах госдеятельности.

    Существуют и другие классификации. Однако общим является то, что все группы полномочий, которые выделяются различными авторами, полностью охватывают президента.

    Полномочия главы государства РФ во внешней политике

    Обеспечивает суверенитет государства. Является представителем от РФ в отношениях между странами, проводя переговоры и подписывая и международные договоры. Он вправе назначать и отзывать дипломатических представителей.

    Полномочия президента в сфере исполнительной власти

    В РФ орган исполнительной власти - правительство, деятельность которого регулируется конституцией и ФКЗ «О правительстве РФ». Президентом назначается председатель в этот госорган с согласия Госдумы. В случае если предложенные кандидаты будут отклонены трижды, он может распустить палату, провести новые выборы и самостоятельно назначить председателя. Кроме того, по предложению последнего президент утверждает на должность его заместителей и

    Глава государства может председательствовать на проводимых в правительстве заседаниях и, таким образом, непосредственно руководить этим исполнительным органом. В полномочия президента входит руководство деятельностью федеральных исполнительных госорганов, ведающих вопросами безопасности и обороны; предотвращения чрезвычайных ситуаций; иностранных и внутренних дел; а также назначение их руководителей. К таким органам относятся следующие: МИД, МВД, МинЮст, ФСБ и другие.

    Президент наделен надзорными полномочиями по отношению к исполнительным органам, он имеет право отменить распоряжения и постановления правительства при их противоречии конституции, ФЗ, а также его указам.

    Полномочия президента в законодательной сфере

    Он наделен правом назначения референдумов и выборов в Госдуму. Может внести законопроект; в случае если тот является срочным, то должен быть рассмотрен на внеочередном заседании палаты. Ему предоставлена возможность внесения предложений о поправках в Основной закон и пересмотре его положений. Президент обязан подписывать ФЗ и обнародовать их, чтобы они вступили в силу. У него есть право отлагательного вето в отношении ФЗ.

    Полномочия президента по обеспечению обороны

    Является Он обладает правом назначения и освобождения высшего командования. Им издаются указы о призыве на воинскую службу граждан. При агрессии в отношении РФ либо непосредственной угрозе вводит на территории государства военное положение, информируя об этом парламент. Имеет право присвоения высших воинских званий и награждает государственными наградами.

    Срок полномочий президента

    С 2008 года в РФ он составляет 6 лет. Кандидат может быть переизбран, но следует иметь в виду, что Конституцией запрещены выборы одного и того же лица более 2 раз подряд.

    Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

    Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

    • 1) формированием федеральных органов государственной власти;
    • 2) участием в законотворчестве;
    • 3) функционированием исполнительных органов государственной власти;
    • 4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
    • 5) внешней политикой и обороной;
    • 6) иными сферами государственной деятельности.

    Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.

    1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 864.

    Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

    На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

    Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

    Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

    Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 864.

    В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне.

    Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

    В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

    Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

    • 1) Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
    • 2) Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ);
    • 3) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Президент управомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;
    • 4) Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 865.Отрешению предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

    В соответствующих случаях, когда органы субъекта Федерации не принимают установленных федеральным законом мер в отношении нарушившего своим актом федеральную конституцию или закон представительного органа муниципального образования или главы последнего, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления, а также отрешить главу муниципального образования от должности.

    Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 866.

    Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

    Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

    Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

    В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

    Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. В них конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 867.

    Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

    Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2011. С. 867.

    Учреждены следующие государственные награды Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации; ордена - "За заслуги перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

    Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. "в" ст. 84).

    Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном уровне (п. "и" ст. 83).

    Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

    Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года . Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство РФ; законодательная - Федеральное собрание РФ; судебная - суды РФ).

    При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов . Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

    Теперь подробнее...

    Национальная безопасность

    Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

    В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

    Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир . Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

    Внешняя политика

    Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

    Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

    Исполнительная власть

    Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

    Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно Конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости .

    Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

    Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

    Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти , он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.


    Законодательная власть

    Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской Конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства. По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

    С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ).

    Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях :

    Если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;

    Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;

    Если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

    Суды и прокуратура

    Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов . В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

    Другие полномочия

    Российский президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям РФ. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор. К компетенции главы государства также относится награждение граждан РФ орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

    Процедура импичмента (отрешения от должности)

    Согласно Конституции, президент РФ обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношение высшего должностного лица выдвигает Государственная дума (две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.