Гавриил Николаевич Троепольский. Цитаты. Гавриил Троепольский: краткая биография писателя Троепольский краткая биография

    - [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок… … Большая советская энциклопедия

    - (1905 95) русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953); в повести В камышах (1963) поэтизируется земледельческий труд, природа; проникновенная драматическая повесть о сострадании и жестокости в современной… … Большой Энциклопедический словарь

    Троепольский Гавриил Николаевич - (1905 1995), русский писатель. Цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953); в повести «В камышах» (1963) поэтизируются земледельческий труд, природа; в повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975) о… … Энциклопедический словарь

    ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич - (р. 1905), русский советский писатель. Ром. «Чернозем» (кн. 1—2, 1958—61). Пов. «Кандидат наук» (1958), «В камышах» (1963), «Белый Бим Черное ухо» (1971; Гос. пр. СССР, 1975). Цикл сатирич. рассказов «Из записок агронома» (1953). Пьесы … Литературный энциклопедический словарь

    Троепольский, Гавриил Николаевич - Род. 1905, ум. 1995. Писатель. Произведения: "Из записок агронома" (сатирические рассказы, 1953), "В камышах" (повесть, 1963), "Белый Бим Черное ухо" (1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1975) … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Гавриил Николаевич - … Википедия

    Гавриил Николаевич Троепольский - … Википедия

    Троепольский - Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Троепольский Г.Н. Биография. - Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… …

    Троепольский Г.Н. - Троепольский Г.Н. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Троепольский Г.Н. Биография. Белый Бим Черное Ухо, 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо оптимистической повести о собаке я иногда… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров, живёт в квартире вместе со своим… Купить за 364 руб
  • Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. Повесть "Белый Бим Черное ухо" Гавриилы Николаевича Троепольского - драматическая, пронзительно-трогательная история об охотничьей собаке по имени Бим, оставшейся без хозяина. Судьба…

Гавриил Николаевич Троепольский был членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 года. - С П РСФСР).

Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. За свою повесть о сеттере Биме он в середине 70-х стал лауреатом государственной премии.

Гавриил Троепольский стал символом духовного укрепления и духовного обогащения для всех, кто ценит его как писателя.

Из биографии Г. Н. Троепольского:

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, ныне Воронежская область в семье сельского священника Николая Семёновича Троепольского.

В семье родителей Троепольского было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книги.

В 1924 г. будущий писатель Гавриил Троепольский закончил в Алёшках Терновского района лучший в России сельхозтехникум, построенный архитектором Иосифом Суховым (его дочь Валентина стала женой будущего агронома и писателя).

Сначала Троепольский работал в избе-читальне «избачом» - так называли его односельчане, потом молодой человек был сельским учителем в этом селе, затем в Путилине и Махровке.

Отец Г. Троепольского, Николай Семёнович, был очень грамотным, умным человеком. В своём приходе и доме для прихожан он устраивал коллективное чтение Евангелия, обучал грамоте, музыке. И это в Борисоглебском ОГПУ ему было поставлено в вину! Но чем же ещё мог заниматься благочинный?! 31 июля 1931 года дело под № 111 было рассмотрено на заседании ОГПУ. Девять человек, в их числе и оговоривший отца Николая, были приговорены к высшей мере наказания.

К тому времени Гавриил Троепольский весной 1931 года, имея диплом агронома-селекционера, получил должность младшего научного сотрудника, а затем – заведующего Алёшковским опорным пунктом областной Воронежской о опытной станции.

В 1936 году молодого агронома-селекционера переводят в Острогожск. Здесь он заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в селе Гнилое. Здесь же он вёл и селекцию проса, сорта: «Острогожское – 1» и «Острогожское – 9» были районированы в центрально-чернозёмной зоне. «Я своим сортом проса «Острогожское – 1» горжусь никак ни меньше, чем «Белым Бимом», - говорил Гавриил Николаевич.

Современники Гавриила Николаевича отмечают, что он был требовательным к себе, своим рабочим, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей, скидок на возраст не делал. Вместе с колхозниками, их детьми заведующий ГСУ сажает две лесополосы: кленовую и параллельно ей – дубовую. Эти лесополосы радуют наш глаз и сегодня, защищают поля от суховеев. Клён ясеневидный до тех времён в нашей местности не рос – был диковинкой. Всем хотелось посадить такой саженец у своего дома, но Гавриил Николаевич не давал растения никому. Люди ухитрялись уносить молодой клён домой, и сейчас вспоминают об этом с неловкостью – стыдно ведь – и с радостью – добрая память о своём замечательном земляке.

Все люди, знавшие нашего Троепольского, отмечают, что на первом месте для него были духовные ценности: чистота души, порядочность, добросовестное отношение ко всему, с чем ты имеешь дело, и абсолютное безразличие к ценностям материальным. Гавриил Николаевич отказался от авторства в фильме Ростоцкого по своей книге «Белый Бим Черное Ухо». Он не согласился с некоторыми изменениями в тексте сценария. А отказ от авторства и появление в титрах «по мотивам» означало отказ от Ленинской премии. Но это для Троепольского было не главным.

Скончался Г. Н. Троепольский в 1995 году, 30 июня, прожив почти 90 лет. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество писателя Г. Троепольского:

«Это не я сочинил, это жизнь сочинила…» - эта фраза можно считать эпиграфом к творчеству Гавриила Троепольского.

Первый рассказ Троепольского, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года.

Гавриил Троепольский обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы.

Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина.

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение « «Прохор XVII и другие» из цикла «Записки агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На первый взгляд – это весёлые, забавные рассказы, а если вдуматься – сатира, но какая-то особенная, мягкая, чем-то похожая на сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Писатель показал читателям реальных людей деревни «в живой пестроте характеров, нравов, причуд», выставив напоказ тех, кто мешал народному делу. Сатира Троепольского – прямая или скрытая насмешка над бездельем, над невежеством, напускной серьёзностью. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». С того момента Троепольский посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж.

Повесть «В камышах» появляется в 1963 году. «В камышах» происходит олицетворение природы, писатель ее «очеловечил». А речка Тихая Ольха – это же река Тихая Сосна с «нежной свадьбой серых цапель», с жучками-вертячками с их поразительными глазами и самостоятельными цыплятами болотной курочки. «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь», - говорит главный герой Перегудов, который 40 лет охотится на этой речке, а по-прежнему чувствует себя учеником, новичком.

Троепольский выступал и как публицист. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем», написанный в 1965 году, и поныне сохраняет свою актуальность. Здесь он утверждает, что народ – хозяин земли, рек и лесов, во всех делах человека действует «закон многообразия», «однообразие методов, приёмов и рецептов» губительно для умных и благодатно для «сильно неумных». Эта статья не потеряет своей актуальности ещё не один век.

Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». «Здравый смысл» появляется в 1975 году.

С 1976 по 1987 год Гавриил Троепольский входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник».

Истинную огромную популярность Г. Н. Троепольскому принесла повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971 год) – прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице, Бим-1 и Бим-2. Книга открыла миру писателя, знающего, как любить и беречь друзей, «как не продавать свободу за чечевичную похлёбку», как прямо смотреть друг другу в глаза. Эта повесть о скитании собаки, попавшей в беду, о короткой счастливой жизни с Другом и горестной разлуке с ним потрясла меня, моих одноклассников и, как выяснилось, так же реагировали и люди старшего поколения. Сам автор об этом произведении сказал так: «… хотел, чтобы ужаснулся читатель, что есть люди без души. Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира.

Не многим героям художественных произведений поставлены памятники, а Биму возле Театра кукол в Воронеже памятник установили. Значит, живут Бим и его автор в душах людей. Трогательная скульптура преданной собаки мало кого может оставить равнодушным, и дети и взрослые считают доброй приметой погладить преданного четвероногого друга. От прикосновений тысяч рук, голова и бронзовое ухо отполированы до блеска и заметны издалека.

Троепольский был и поэтом. Свои стихи он не публиковал и сборник «С болью и надеждой» решился составить только в конце жизни. В своих ранних стихах Троепольский выражает минутное отчаяние из-за того, что его отцом заинтересовалось ОГПУ, он теперь …каким-то сыном наречён, Как будто с рожденья отметину вынес И в чём-то позорном теперь уличён. («Юность морозная», 1928 год) В поэзии Гавриила Николаевича мы чувствуем любовь к природе: «Как я… родного селенья молчанье люблю» (« Юность морозная», 1928 год); любовь к матери: «Мне не забыть далёкого селенья, … Где ты меня держала на коленях…» («На могиле матери»,19 ноября 1943 года); почтение к творчеству своих земляков – Кольцова и Никитина, здесь же – боль за свой народ: …Боль и у сокола – «крылья-то связаны»… Сколько же горя ещё не досказано! («У могил И. Никитина и А. Кольцова», 1969 год) Но внутренняя сила писателя, поэта, гражданина своей родины спасала его, давала надежду, он выстоит и в 1987 году напишет: Я деревом жизнь-то хотел бы дожить, Без страха пред тучей и градом. («Дожить бы», 1987 год)

Слова Г.Н. Троепольского о себе: «Каждый человек должен пахать свою борозду… Я лемех в многокорпусном плуге». Жизнь великого человека не кончилась, она продолжается. Он живёт среди нас в своих героях, сюжетах. Жизнь Г. Н. Троепольского «длится дольше века» и продлится ещё много веков, ибо вопросы человеческой души, чести и совести вечны. Пусть «нет его, но дух добра остался».

Мифы и слухи о Г. Н. Троепольском:

Домыслов и мифов, связанных с именем Троепольского много. Достоверные же факты, достойные внимания, долгое время не были всеобщим достоянием.

1. Были слухи о том, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

2. Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай рассказывал писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более – давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

3.Говорили, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того – книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который действительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

4.Поговаривали, что у Гавриила Николаевича были натянутые отношения с Солженицыным. Троепольский принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию. И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья – «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог этого Солженицыну простить.

У писателя в планах было написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени. Но эта книга так и осталась недописанной. Книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Великая Отечественная война в жизни Г. Н. Троепольского:

«Когда в 1942 году фашисты бомбили Острогожск, - вспоминает Копылова Ольга Павловна (1933 г. р.), - огонь и дым были видны даже в селе Гнилом. От свиста и взрывов бомб дрожала земля, закладывало уши. В это время семья начинающего писателя живёт в Острогожске. Оставаться там смертельно опасно. Гавриил Николаевич ехать за женой и детьми (их уже двое) не может: надо спрятать семенной фонд, результаты опытов. Помочь ему вызвался мой дедушка, Землянский Тимофей Васильевич (1860 – 1948 гг.) – он работал сторожем на ГСУ. С дедушкой поехала Мусатова Мария Даниловна (1925 - …). Через реку Тихая Сосна, слободу Пески под пулями, снарядами и перекрёстным огнём они приехали к дому агронома. Дедушка дал команду Троепольским срочно собираться, сам распряг лошадь. Раздался взрыв, от дома ничего не осталось. Лошадь откинуло на несколько метров от телеги, ранило. Ранило и деда, но спасатели сумели перевезти семью в село. До окончания войны Троепольские живут в здании сортоучастка. Уже весной 1943 года все поля и опытные делянки были засеяны зерновыми культурами – сумел-таки он сохранить государственный семенной фонд».

Был спасен Г.Н. Троепольским Мусатов Григорий Мефодьевич: «Отец строил переправу через реку Тихая Сосна в районе Ольшана. В тот момент, когда Коротояк заняли фашисты, эта переправа потеряла смысл, и строительство прекратили. Отец пошёл домой, а о том, что родное село занято оккупантами, он не знал. Тут его и схватили фашисты. Человека в военной форме приговорили к расстрелу, около церкви заставили копать себе могилу. Односельчане предали моей матери страшную весть. Мой дед, Мусатов Мефодий Поликарпович, побежал просить помощи у Троепольского, и он помог: о чём-то долго беседовал с фашистами, те приказали отцу снять военную форму и отпустили домой». Вообще жители села Гнилое относят отсутствие кровопролитий в их местности за счет дипломатических способностей агронома-селекционера.

Помогал Гавриил Николаевич и бежавшим военнопленным, строившим железную дорогу на Россошь. Ольге Павловне и Анне Никифоровне известно о троих солдатах, бежавших из концлагеря на хуторе Сибирский. Их Гавриил Николаевич прятал в поле, носил еду, одежду, своей не хватало – брал у друга Землянского Тимофея Васильевича. Когда мужчины окрепли, сумел переправить их через линию фронта в сторону Евдаково.

Как стало впоследствии известно, Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки.

Интересные факты о Г. Троепольском:

* Творчество Троепольского не осталось не замеченным народом, а также было отмечено Государственной премией СССР (1975 год). Также писатель был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

* Книги писателя переведены на 52 языка.

*В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

* Он стал лауреатом многочисленных премий, являлся Почетным доктором наук ВГУ и Почетным гражданином города Острогожск и города Воронеж.

* Уже после смерти Троепольского в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.

*По книге «Белый Бим Черное Ухо» и по сценарию «Земля и люди» сняты фильмы.

*Имея диплом агронома-селекционера, Троепольский занимался селекцией проса. Он вывел 8 сортов этой культуры.

военное время люди готовили еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским.

* Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

* Его имя носит и одна из библиотек города Воронежа.

Диалог с другом:
- А я недавно закончила о "Титанике" читать, и знаешь было такое, что прям глаза на мокром месте...
Друг даже не поднимая головы, спокойным таким голосом:
- Ой, то ты еще про Бима не читала
И я:
- На выходных читалааааааааааа......

Это я к чему? А к тому, что история Бима прошла как-то мимо меня. Я не читала книгу, не видела фильм, но этот день все таки настал.

Сказать, что меня тронуло, ничего не сказать. Я и правда плакала, сидела как дуреха и плакала. И при этом я понимаю, что подобные истории почти всегда вызывают подобные чувства и что многое утрировано, но ничего с собой поделать не смогла.

Это история об одном из вернейших спутников человека - собаке. Я соглашусь со многими, что вот коты это более независимые и несколько эгоистичные животные, а собаки - они преданные и очень жертвенные. Бим оказался именно таким. Интересно было читать, как они с хозяином притирались друг к другу, учились общаться и понимать друг друга, а главное, как они смогли стать семьей. Бим и Иван Иванович и правда были на равных. Казалось бы человек - хозяин, но нет, лично я считаю, что он был поводырем и подсказчиком. И это важно. Важно помнить, что мы разные, что мы говорим на разных языках, а от того, что нужно чувствовать, и пытаться понимать.

Эта история очень многому учит. Вроде бы все так просто, но на сколько же сильно! И кажется, что актуальность поднятых вопросов не пройдет никогда. Каждая новая глава - надрыв, каждый персонаж - личность. И здесь жизнь именно такая, какая она есть - с добрыми людьми и не очень, с честными и наоборот, с милосердными и озлобленными на весь мир...

Казалось бы, не отпусти Степановна Бима гулять, то ничего бы и не случилось. Или не встреть Бим того или иного персонажа.... Сколько всего могло быть иначе. Но жизнь такая, что в ней возможно все, и не всегда хорошее, как и не всегда и плохое.

Одно хочу сказать в конце - если есть желание завести животное, это нужно делать очень осознанно. Они не игрушки, которыми можно поиграться и запихнуть под диван. Милые щеночки и котеночки вырастают. Ласковые шиншиллки грызут провода. А щебечущие попугайчики просыпаются рано и не дают спать. Так бывает, но если человек решается, он должен учесть это все, а потом не бить зверя от того, что он натворил беды, а пытаться понять почему и как избежать подобного в будущем. С детьми проще, со временем они перестают злиться от того, что их речь не понимают, ведь они с нами начинают говорить на равных. Звери же всегда будут говорить на своем языке, и если мы ищем среди них друзей, то стоит перестать злиться от непонимания, а создать совместный язык.

1905 - 1995

Троепольский Гавриил Николаевич (16(29).11.1905-30.06.1995) - прозаик, публицист, драматург, член Союза писателей (1954), лауреат Государственной премии СССР (1975), почётный гражданин Воронежа (1993), почётный доктор ВГУ (1993). Награждён орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).
Родился в селе Новоспасское Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Грибановский район Воронежской области) в семье священника Николая Семёновича Троепольского.
Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Всего детей в семье было шестеро. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырёх средних учебных заведениях. Начинал в Новохопёрской гимназии, продолжал в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».
После закрытия школы в селе Новогольском, Г. Троепольский окончил последний класс в Новохопёрске. Затем он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (село Алешки Борисоглебского уезда).
После окончания училища (1924) Троепольский работал учителем недалеко от родных мест - в сёлах Питим и Махровка. Начало учительства по времени совпадает с первыми литературными опытами. Он постоянно вёл записи - тут и охотничьи заметки и отдельные зарисовки повседневного крестьянского быта.
В самом конце двадцатых годов в село Махровка приехал Н. Никандров, к тому времени имевший большой литературный опыт, он печатался ещё до революции. Гавриил Николаевич говорил: «Это был первый в моей жизни литератор-профессионал, с которым мне довелось познакомиться и поговорить. Ему-то и показал я свои первые рассказы. Н. Никандров сказал: «Для столичной печати это вряд ли годится, но - пишите обязательно».
С 1931 г. Гавриил Троепольский перешёл на агрономическую работу, сначала младшим научным сотрудником, а затем заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. С 1937 г. по 1954 г. заведовал государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в г. Острогожске, занимался селекцией проса. Один из выведенных им сортов был районирован в Центрально-Чернозёмной зоне («Острогожское-9»). Публиковался в журнале «Селекция и семеноводство».
Г. Троепольский прожил в Острогожске более 20 лет. В эти годы он часто посещал занятия литературной группы при редакции районной газеты «Новая жизнь», общался с сотрудниками газеты, в том числе с поэтом Василием Кубанёвым .
Г. Троепольский начал печататься в 1937 г. Его первый рассказ «Дедушка», подписанный псевдонимом «Т. Лирваг», был напечатан в альманахе «Литературный Воронеж» (1938, № 1).
В 1953-1954 гг. в жуpнале «Новый миp» опубликован цикл сатирических рассказов «Из записок агpонома», вошедших в дальнейшем в сборник «Прохор XVII и другие». Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора, и с тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.
«Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссёром С. Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г.
В пpоизведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую постpоенных на документальной основе и лично пеpежитом опыте, оpганично соединяются очеpковость и лиpизм, здpавый смысл и гpажданский пафос.
Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать (Новый мир, 1965, № 1). Гавриил Николаевич исколесил на своём стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы.
Во второй половине 1950-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы.
С 1959 г. Г. Троепольский жил в Воронеже.
В 1958 г. издана сатирическая повесть «Кандидат наук». Затем вышла в свет повесть «В камышах» (1963), возрождающая интеpес к миpу отдельного человека. Повесть положительно отмечена критикой. Роман «Чеpнозём» посвящён тpагическому пеpиоду коллективизации (1958-1961, книги 1-2).
На 66-м году жизни Г. Н.Троепольский опубликовал произведение, принёсшее ему мировую славу, - повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), которую посвятил А. Т. Твардовскому.
О создании «Белого Бима Чёрного уха» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнале «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «Идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».
Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.
По повести был снят кинофильм (1977, pежиссёp С. Ростоцкий). Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию «Оскар» (1978). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. В главных ролях были актёры: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук, Михаил Зимин, Геннадий Кочкожаров, Римма Мануковская. Фильм Ростоцкого продолжает пользоваться неизменным спросом в видеотеках, его часто демонстрируют на уроках литературы.
Радиофонд России располагает документальной записью выступления писателя о работе над повестью. В 1971 г. на радио был поставлен радиоспектакль «Белый Бим Чёрное ухо» с участием артистов А. Попова, В. Хохрякова, З. Бокаревой, Л. Соколовой, И. Потоцкой. Есть запись радиопрограммы «Мастера советской прозы. Гавриил Троепольский», где звучат выступления писателя В. Попова, литературоведа, критика В. Лакшина.
По мотивам повести «Белый Бим Чёрное ухо» в Воронежском государственном театре кукол «Шут» с успехом идёт спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств России Романом Виндерманом (Томск).
В 1976-1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г.
В издательстве «Современник» издано собрание сочинений Г. Н. Троепольского в 4-х томах (Москва, 1987), однако 4-й том так и не вышел, куда планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя.
Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
В его честь названы улицы в Острогожске и в Воронеже (1995 г., жилой массив Подгоpное Коминтеpновского pайона). установлены на домах, где он жил: в Острогожске и Воронеже, здании бывшей начальной школы села Махровка Борисоглебского городского округа.
На площадке перед Театром кукол установлен - «Белому Биму Чёрное ухо». В 2005 г. в Воронеже и области широко отметили 100-летие писателя. Воронежской присвоено имя Г. Н. Троепольского (2005). Писателю посвящены воронежских поэтов «1985. Ноябрь» , «Гавриилу Николаевичу Троепольскому», очерк прозаика Е. Д. Люфанова «Праздник жизни» (1975), рассказ Я. Ф. Кравченко "Девушка Надя".
Колоритная фигура Троепольского была привлекательной и для художников. В 1976 г. портрет писателя создал художник Б. А. Катков . Известный мастер гравюры Масабих Ахунов подарил его портрет в воронежское отделение Союза писателей России, художник Иван Лопатин нарисовал портрет знаменитого писателя для галереи почётных граждан Воронежа, воронежский художник Виктор Митин написал портрет писателя маслом.

Литература


. Скобелев В. Гавриил Троепольский / В. Скобелев. - Москва: Советская Россия, 1969. - 116 с. - (Писатели Советской России).
. Белый Бим Чёрное Ухо [Видеозапись] : экранизация одноимённого романа Гавриила Николаевича Троепольского: в 2 сериях / Мосфильм; авт. сценария и реж. С. Ростоцкий; опер. В. Шумский; комп. А. Петров; в ролях В. Тихонов, В. Владимирова, М. Дадыко, И. Рыжов, А. Баранцев, М. Зимин, Р. Мануковская, Л. Соколова, А. Чернов [и др.]. - Москва: Крупный план, 2000. - 1 вк. : цв., зв., (173 мин.). - Фильм вышел на экраны в 1977 г.
. Свиридов А. «Правдой надо жить, как растение Солнцем» // Воронежские летописцы. - Воронеж, 2006. - С. 227-237.
. Попов В. Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) // Воронежцы: Знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 156-158.
. Грибанов М. Штрихи к портретам: Заметки о воронежских писателях и деятелях искусства // Подъём. - 2008. - № 1. - С. 167-201. - Из содерж.: Гавриил Троепольский. - С. 167-169.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / под ред. О. Г. Ласунского. - Воронеж, 2009. - С. 428.
. Елецких В. От великого до смешного: Гавриил Троепольский / В. Елецких. - Воронеж: Альбом, 2010. - 56 с.
. Троепольский Г. Н. «И боль твоя - моя боль...»: [письма Г. Н. Троепольского А. Т. Твардовскому] // Подъём. - 2011. - № 2. - С. 206-213.
. Новичихин Е. «Милость Божья, которая называется душой»: малоизвестные страницы из жизни Г. Н. Троепольского // Подъём. - 2012. - № 2. - С. 192-198.
. Фёдоров М. Человек Чернозёма / М. Фёдоров. - Воронеж: Воронежская областная типография-издательство им. Е. А. Болховитинова, 2012. - 989 с.
. Кудесник «Белого Бима»: воспоминания о Г. Н. Троепольском / ред.-сост. Е. Г. Новичихин. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. - 215 с. : фото, портр. - (Неизвестные известные воронежцы).

Троепольский Г.Н. Троепольский Г.Н.

Троепольский Гавриил Николаевич (1905 - 1995)
Русский писатель. Афоризмы, цитаты - Троепольский Г.Н. Биография.
"Белый Бим Черное Ухо", 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. __________ *) Текст "Белый Бим Черное Ухо" - в Библиотеке Максима Мошкова Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле... Бим дрыхнет. И видит сон: подрыгивает ногами - бежит во сне. Этому подснежники "до лампочки": голубое он видит только серым (так уж устроено зрение у собаки). Природа создала как бы очернителя действительности. Поди убеди его, милого друга, чтобы он видел с точки зрения человека. Хоть голову отруби, а видеть будет по своему. Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом начиная с простейших и кончая высокоразвитой жизнью, везде - этот закон... Прошлое как сон... А не сон ли - настоящее? Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все - во времени и движении. А тот кто ищет только устойчивого покоя, тот весь уже в прошлом, будь он молодым радетелем о себе или престарелым - возраст не имеет значения. О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Не каждую собаку можно купить на приманку. На дурного жильца даже унитаз урчит. - (преддомкома Палтитыч) Бим давно заметил, что люди обмениваются какими-то бумажками, пахнущими не разберешь чем. Иные, правда, пока чистые, пахнут хлебом, колбасой, вообще магазином, но большинство - множеством рук. Люди их любят, эти бумажки, прячут в карман или в стол, как хозяин. Хотя в этих делах Бим ничего не понимал, однако же легко сообразил: как только хозяин дал шоферу бумажку, они стали друзьями. Какая разница - рубль я дал за малое "дело", или двадцать - за большое, или тысячу - за крупное? Все равно стыдно. Словно продаешь свою совесть по мелочам. Конечно, Бим стоит ниже человека, поэтому никогда и не догадается об этом. Не понять того Биму, что бумажки эти и совесть иногда находятся в прямой зависимости. Мне жаль стало убивать дичь. Это, наверное, старость. Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица... Раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака. Была установка руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, и все охотники убивали сорок со спокойной совестью. Была такая установка и об ястребиных птицах. Их тоже убивали. И о волках. Этих уничтожили почти начисто. Но вдруг, в новой установке, коршун и сорока объявлены полезными птицами, не врагами птиц: уничтожать их запрещено. Строжайший приказ к уничтожению сменился строжайшим наказом к запрещению. Осталась теперь единственная птица, подлежащая уничтожению, объявленная вне закона, - серая ворона. Она якобы разоряет птичьи гнезда (в чем, впрочем, обвинялась безапелляционно и сорока). Зато никто не отвечает за отравление ядохимикатами птиц степных и лесостепных районов. Спасая леса и поля от вредителей, мы уничтожали птиц, а уничтожая их, губили... Леса. Неужели виноватой оказалась серая ворона, извечный санитар и спутник человеческого общества? Что поделаешь, если собаки понимают людей, а люди не всегда понимают собак и даже друг друга. Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это - не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди. Храбрость всегда совмещается с гордостью и чувством собственного достоинства - даже у хорька. Если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди умерли бы от отчаяния. Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча. Женщина гладила Бима по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути - провожать навсегда, это все равно что хоронить живого. Это были слезы надежды, счастливые слезы, скажу я вам, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости встреч и счастья. Перестановка местами причины и следствия всегда очень выгодный прием доказательства Удивительно, как бывают правы обе стороны, когда один говорит полуправду, а другой не знает второй половины правды. У клеветы хоть и короткие, но зато прочные ноги. За деньги люди продали доброе имя Бима. Хорошо хоть, Бим не знал этого, как не знал и того, что за те бумажки иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого! Скоч-терьер, например, возьмите вы его: он делает вид, что его голова-кирпич набита разными идеями (борода! длинные усы и брови! философ!), а на деле - бестолковый, командует, ругается на хозяина день при дне, как нервнобольной, финтит беспрестанно. А толку? Да никакого! Одна внешность. А внутри пух либо вовсе пустота. О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Троепольский Г.Н." в других словарях:

    Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Гавриил Николаевич (1905 95), русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953), повесть В камышах (1963), в которой поэтизируются земледельческий труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драматическая повесть о… … Русская история

    Гавриил Николаевич [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕХДЕННОВ ТРЕХЛЕТОВ ТРИГОРЛОВ ТРИГОРОВ ТРИГОРЬЕВ ТРИПОЛЬСКИЙ ТРОЕКАШИН ТРОЕКУРОВ ТРОЕПОЛЬСКИЙ ТРОЯКОВ ТРИКУР Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в Дубровском этой фамилией: существовал знатный род Троекуровых. Но… … Русские фамилии

    Гавриил Николаевич (1905, с. Новоспасовка ныне Воронежской обл. – 1995, Воронеж), русский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937 г., первое крупное выступление – цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953,… … Литературная энциклопедия

    Вместе с кн. M. M. Щербатовым исправил слог перевода "Жития и славные дела Гос. Имп. Петра Вел.", соч. Дмитрия Феодози; изд. в Венеции, напеч. в СПб. 1774 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Г. Н. - ТРОЕПÓЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич (1905–95), рус. писатель. Цикл сатирич. рассказов Из записок агронома (1953), пов. В камышах (1963), в к рой поэтизируются земледельч. труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драм. повесть о сострадании… … Биографический словарь

    Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Троепольский Гавриил Николаевич Дата рождения: 16 (29) ноября 1905(1905 11 29) Место рождения: с. Ново Спасское на елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния … Википедия