Сознание как предмет научной психологии кратко. Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития. Сознание как предмет психологии

Отросли психологической науки.Критерии их выделения.

Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология);

2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология);

3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).

Методы психологического исследования.

a) не экспериментальные психологические методы-Наблюдение

б) диагностические методы- Тест(тест способностей, тест восприятия)

в) экспериментальные методы- Естественный(школа), Моделирующий эксперимент ,Лабораторный эксперимент.

г) формирующие методы-Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), ". . . не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".(преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования)

Научная и житейская психология.Их взаимоотношения.

Отличие житейской психологии от научной.

1)Житейс.псих.приурочена к конкретным людям,задачам,ситуациям,а науч.псих.использует науч.понятия чётко определяются,соотносятся друг с другом,и связанны в законы.

2)Житейс.псих.знания носят ситуативный хар-ер,науч.псих.знания рациональны и осознаны.

3)В житей. псих. знания передаются из уст в уста и т.п., а в научной псих. в научных трудах монографиях, статьях.

4) В жит. псих. методы получения, а в науч. псих. наблюдения, размышления.

5) Науч. псих. распологает уникальным фактич. материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному посетителю жит. психологии.



Душа как предмет психологии.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Общее представление о психике и сознании

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым,важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями,которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".

Сознание – это высшая форма психики , необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология,искусство, религия . Изменения в производстве, в общественных отношениях,отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные

Сознание как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания , то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

Сознание - это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Введение

Психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения,

Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи (головного мозга).

В психике есть две стороны: сознательное и бессознательное.

Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность.

Эти две стороны психики являются противоположностями, находящимися в постоянном взаимодействии, в результате которого возникают различные психические явления и состояния человека.

Цель данной работы является исследование сознания и бессознательного и их взаимоотношение.

Сознание как предмет психологии

психика бессознательный сознание рефлекторный

Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которых происходит осознание.

В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структуризации, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков.

Эти положения подытожил Выготский на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени.

Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи.

Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.

Появление предметного образа на позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. По Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла.

Всеми исследователями до начала XVIII века предметом психологии признавалась душа. Душу считали причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения".

В XVIII веке место души заняли явления сознания, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания это не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоциативная психология, которая в середине XIX века достигает особого расцвета. К этому времени относятся работы Милля, Бена, Спенсера.

Милль рассматривал сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывал на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. Он считал, что существуют законы ума, которые отличаются от законов материи, но схожи с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента.

Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений.

Для Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой - "заглядывающее внутрь себя сознание".

Согласно учению Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Это текст моих лекций с педагогической практики. Студентам-психологам будет интересно как краткое содержание курса "история психологии" с основными датами и деятелями этой науки.
Текст составлен мной!

Основные исторические этапы формирования
представлений о предмете психологии.

План.
1. Периодизация истории предмета психологии;
2. Душа как предмет психологии;
3. Сознание как предмет психологии;
4. Понимание предмета психологии как науки о психике в её направлениях;
5. Современная психология.


1. Периодизация истории предмета психологии.

Первые научные психологические представления возникли ещё в 6 веке до н.э., и развитие этих представлений долгое время происходило в рамках философии и других наук – естествознания, медицины. Лишь в середине 19 века психология выделилась как самостоятельная наука. Поэтому принято выделять два крупных этапа в истории представлений о предмете психологии: до возникновения психологии как отдельной науки (с 6 века до н.э. до середины 19 века) и этап существования психологии как науки (с середины 19 века до настоящего времени).
Каждый из этих крупных этапов делится в свою очередь на более мелкие. Однако существует множество вариантов таких более дробных периодизаций. Это может быть периодизация по хронологическому критерию (психология 18 века, психология 19 века и т.д.), возможно разделение развития психологии в разных странах (отечественная психология, психология в зарубежных странах, мировая психология). Но наиболее ясно отражает развитие предмета психологии периодизация, которая имеет в своей основе собственно смену взглядов на природу психического (Ждан А.Н. 1999; Марцинковская Т. Д., 2004).
На разных этапах истории человеческих цивилизаций люди различно представляли себе предмет психологии. Самым первым предметом психологии, развивавшейся тогда в недрах философских учений, была душа. Душе долгое время уделялось внимание исследователей, однако в эпоху Нового времени взгляды учёных сменились. Новым предметом психологии стало сознание. И только в середине 19 века, когда психология стала самостоятельной наукой, её предметом была названа психика. С тех пор и до наших дней психика остается предметом психологии. В современности предметом психологии является психика и психические явления как одного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. (Маклаков А.Г., 2008)
Далее рассмотрим краткую характеристику развития взглядов на предмет психологии в истории.

2. Душа как предмет психологии.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Древние люди иногда представляли себе душу в виде зверька или маленького человечка, находящегося в теле человека. Сон или транс они воспринимали как временное отсутствие души в теле, а смерть – исчезновение души навсегда.
С возникновением философии психологические знания начинают развиваться научно. Происходит это в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции и в Древнем Риме. Психологические вопросы были частью философии. От донаучных представлений первобытных людей эти знания отличаются несколькими важными свойствами: они направлены на объяснение души и её функций, изучение её структуры - в отличие от мифологических представлений, не требовавших объяснения. Так как в те времена происходило постоянное взаимодействие народов и различных культур, многие представления о душе созвучны в философских школах Древней Греции и Древнего Востока.
Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков.
Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес (7-6 века до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Анаксимандр (7-6 века до н.э.) тоже считал воду началом жизни. Гераклит (6-5 века до н.э.) назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Анаксагор (5 век до н.э.) считал, что мир состоит из гомеомерий – различных веществ, которые упорядочены разумом – «нусом». Душа, по его мнению, является сотканной из самых тонких гомеомерий. Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.
В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности тела и могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Когда эйдол попадает в орган чувств, человек получает ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и пр.) предмета, копией которого был этот эйдол. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Кроме ощущений, по Демокриту, душа человека обладает ещё мышлением. Мышление даёт большее количество знаний, чем ощущение. Развиваются мышление и ощущение параллельно.
Одним из важнейших философов античности был Сократ (470-399 до н. э.). Сократ понимал под душой прежде всего психические качества человека, его совесть и стремление к возвышенным целям. Душа, как считал Сократ, не является материальной и не состоит из элементов первоосновы мира. Человек должен стремиться к познанию истины, а истина заключена в абстрактных понятиях. Чтобы её познать, человек должен размышлять (при помощи своей души). Сократ изобрёл метод, помогающий человеку познать истину, и пользовался им, когда учил своих учеников. Этот метод представляет собой ряд наводящих вопросов, которые подталкивают человека к решению какой-либо задачи. Таким образом, Сократ связал душу не с физической активностью тела, как это делалось до него, а с разумом и способностью мыслить в абстрактных понятиях.
Следующий важнейший мыслитель античного периода - Платон (ок. 428 – 347 годов до н. э.). Платон продолжал идеи Сократа и связывал душу с разумом. По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель (384-322 годы до н.э.) переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку.
У Демокрита, Платона и Аристотеля было множество последователей. Атомисты – ученики и продолжатели Демокрита, развивали идею мира, состоящего из многочисленных атомов, элементарных частиц, и связывали с атомами душу. Последователи Платона – платонисты и неоплатонисты, развивали свои идеи в период поздней античности и в средневековье. Основная их идея заключалась в представлении об идеальном мире идей, который может познать душа. Учениками Аристотеля являются перипатетики. Их школа была очень организованной и активно развивалась. Они занимались изучением и преподаванием многих наук, в том числе естествознания, истории, этики; комментировали труды Аристотеля.
Кроме философии, предмет психологии рассматривался в эпоху античности в рамках медицины того времени. Самыми известными учёными-врачами были Алкмеон, Гиппократ и Гален.
Алкмеон (6 век до н.э.) известен тем, что впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460-377 годы до н.э.) придерживался идей Демокрита и был согласен с Алкмеоном, что мозг отвечает проявления души, а именно мышление, разум, этические ценности и ощущения. Гиппократ стал известным благодаря разработанной им теории темпераментов. В соответствии с его учением, люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Гален (2 век до н.э.) сделал несколько открытий о строении и функциях головного и спинного мозга. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах и описал 13 типов темперамента, из которых только один является нормой, а все остальные – отклонениями.
Завершение античного периода истории предмета психологии принято связывать с Аврелием Августином (354 – 430 годы н.э.), названным в православной традиции «Блаженным». Августин был философом, проповедником, известен как христианский богослов и политик. Он изучал неоплатонизм, продолжал идеи Платона и в своем творчестве связал их с идеями христианства. Августина принято считать основоположником христианской философии. Основная идея Августина, важная для развития предмета психологии, это учение об особом познании. Августин учил, что познание должно быть направлено не на внешний мир, а внутрь себя, в свою душу. Погружаясь в себя, человек должен преодолеть всё индивидуальное и найти истину. Чтобы добраться до этой истины, человеку необходима воля. Её Августин считал ядром человеческой души.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.
В европейской науке процветают другие ветви философии. Два важных направления, которые находились в борьбе между собой – реализм и номинализм. Реализм произошёл от идей Платона. Согласно этому учению, существуют общности, или универсалии, это идеи всех предметов. Важным в учении реалистов является то, что они представляли эти общности отдельно существующими предметами, находящимися в мире идей. Душа, как и в учении Платона, занимается их познанием. Номиналисты придерживались противоположной позиции. Они считали, что общности – это имена, абстрактные понятия, и в качестве отдельных предметов они не существуют. Номиналисты считали, что уделять внимание нужно самим предметам, изучать чувственный опыт, получаемый от них. Этот спор скрывает за собой важную для психологического знания проблему: происходит ли человеческое познание от ощущений или от идей, абстрактных понятий? Во времена наибольшего влияния на науку религии предпочтение отдавалось той позиции, в которой идеи оказывались первичными - реализму. Однако позднее роль религии снижается, этому способствуют многочисленные открытия в естественных науках – в исследовании природы, астрономии, математики. Номинализм становится всё более влиятельным направлением.
В разгар этого спора возникают противоречащие друг другу учения двух известных мыслителей – Фомы Аквинского и Роджера Бэкона.
Фома Аквинский (1225 – 1274 годы). Это самый известный представитель схоластики – религиозно-философского направления, сочетавшего христианские учения с трудами античных мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля, Августина. Фома Аквинский учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела человека, хотя и помещается в теле. У души есть способности, часть из которых нуждаются в теле (это вегетативные и животные функции), а часть присущи только самой душе (разум, воля). Душа занимается познанием, и познание имеет два уровня: уровень познавательных органов и интеллектуальный уровень. Уровень познавательных процессов Фома Аквинский считает низшим, и утверждает, что душа должна заниматься интеллектуальным познанием. Интеллект обладает способностью находить всё более широкие обобщения, вершиной которых является Бог. Бог есть высшая и конечная цель познания. Чтобы дойти до этой цели, душа человека имеет ряд врождённых понятий – математические аксиомы, логические принципы познания. Эти врождённые знания, по Фоме Аквинскому, заложены в душу человека самим Богом, поэтому самая важная деятельность принадлежит разуму.
Совсем другую позицию поддерживал Роджер Бэкон (1214 – 1292) (не путать с Фрэнсисом Бэконом, английским философом 17 века!). Роджер Бэкон спорил со схоластами и превозносил значение опытов и наблюдения в познании, в отличие от чистой деятельности разума и интеллекта. Он считал, что невозможно игнорировать ощущения, и что без них интеллект не сможет развиваться. Чтобы познать душу, как считал Р.Бэкон, опыта недостаточно, но он необходим. Развитый через опыт интеллект способен испытывать некое внутреннее просветление, подобное озарению, через которое и открывается сущность души.
В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения.
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям.

3. Сознание как предмет психологии.
В 17 веке наступает эпоха, которую принято называть Новым Временем. В этот период развития знаний о предмете психологии продолжают своё существование два спорящих между собой направления, которые отчасти вытекают из предшествующим им реализма и номинализма. Одно из этих направлений – рационализм. Рационалисты считали высшим и самым главным интуитивное мышление, свободное от ощущений, являющееся функцией души (понимаемой в смысле сознания). В начале Нового времени этот подход был более распространён, в этом заметно влияние схоластического прошлого, однако позднее он уступил главенствующую роль другому направлению – сенсуализму. Сенсуалисты видели процесс познания как начинающийся с ощущений и постепенно восходящий к мышлению, которое и образует сознание. Образы, полученные в ощущениях, всё больше обобщаются и переходят в абстрактные понятия на основе законов логики.
Но основная особенность периода Нового времени в истории предмета психологии заключается в следующем: душа как особого рода субстанция почти исчезает из научного рассмотрения. Активность тела человека теперь объясняется не присутствием в нём души, а законами механики, которая в этот период бурно развивалась. Кроме того, в этот период общество меняет свою структуру, религия перестает контролировать все сферы жизни, происходит возникновение новых социальных групп - и возникает необходимость создания новой системы нравственности. Становится важным понятие человеческого сознания – именно оно становится новым предметом психологии.
В начале эпохи Нового времени важнейший вклад в развитие психологического знания внесли такие мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс. Они поддерживали разные направления в науке: Декарт, Спиноза и Лейбниц относили себя к рационалистам, а Локк и Гоббс являлись сенсуалистами. Между этими двумя группами постоянно происходили дискуссии и споры.
Рене Декарт (1596 – 1650) является выдающимся учёным и философом 17 века. Декарт сделал существенный шаг в сторону от прежнего понимания души и выделил психическое как духовное бытие человека, в противопоставлении телу и материальному миру. Декарт задумался о том, действительно ли вещи, которые человек познаёт с помощью органов чувств, предстают ему тем, чем являются, и пришёл к выводу, что нужно подвергнуть сомнению наши знания о мире. Однако, как заключил Декарт, невозможно сомневаться в существовании «Я», сознания, самого мыслящего субъекта. Таким образом, он выбрал новый путь исследования предмета психологии: не объективное, а субъективное его описание. «Я» у Декарта является независимым от тела, он называет духовной нематериальной субстанцией, которая существует параллельно с материальной субстанцией тела. Они не смешиваются друг с другом и даже не влияют одно на другое. Тело приводится в движение при помощи системы, похожей на механизм. Декарт описал движение человеческого тела с помощью понятия «животных духов» - крошечных тел, которые передвигаются по нервам и заставляют сокращаться или растягиваться мускулы. Духовная часть человека отвечает за совершенно другую область человеческого существования – за чувства, или страсти, как их называли в то время. Декарт сделал подробное описание человеческих страстей, их структуру и разновидности. Страсти имеют и положительные, и отрицательные следствия, поэтому их нельзя избегать, но и оказываться в их власти крайне нежелательно.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) развивал поставленные Декартом проблемы, хотя во многом не соглашался с ним. Целью исследований Спинозы было помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения. Он написал труд, состоящий из философских теорем и их доказательств. Начало рассуждений Спиноза ведёт от утверждения, что субстанция должна быть одна, а не две, как было у Декарта (материальная и духовная). Эта единая субстанция была названа им Богом, хотя представляла собой не Бога в обычном понимании смысла, а природу. А то, что нечто способно мыслить, а нечто – существовать в материальном мире в виде тела, Спиноза объяснял разными атрибутами этой субстанции. Таким образом, существует единый индивидуум, не разделённый на телесную и духовную части, но обладающий свойствами быть протяжённым (находиться в материальном мире) и быть мыслящим (иметь душу, сознание). Спиноза вышел за границы рассмотрения человека и сказал, что такими двумя атрибутами – протяжением и мышлением – обладает вся природа, так как она является единой и единственной субстанцией. В природе существуют разные стадии и формы мышления, поэтому человек отличен от животных и прочих объектов мира по способности мыслить и иметь сознание.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) многие свои труды посвятил критике Локка, а относительно природы психического придерживался того мнения, что телесное и духовное существуют параллельно в гармонии и друг на друга не влияют. Лейбниц уделял внимание тому факту, что опыт, который развивает духовное, хотя изначально получается телесно, может передаваться от человека к человеку, то есть знания не завершаются только личным опытом человека, а являются общей социокультурной системой.
Философ другого направления – сенсуализма, спорящего с рационалистами – Джон Локк (1632 – 1704). Локк говорил, что сознание человека, его психическое – пассивная субстанция, которая может воспринимать опыт. Локк сравнивал эту субстанцию с чистой доской, на которой постепенно запечатлеваются знания, полученные из опыта. Только то, что пришло из опыта, может быть на этой «доске», и ничего другого там нет, считал Локк. Опыт, по его мнению, начинается с ощущений и переживаний, которые в нём самом обобщаются и путём рассуждений складываются в знания. Эти знания и запечатлеваются в сознании. Сознание объединяет знания и переживания и делает из них личность. Кроме этого, Локк начал развивать учение об ассоциациях идей, которое получило в дальнейшем широкое развитие. (Термин «ассоциация» возник гораздо раньше, ещё в античности). Локк считал, что ассоциации – неверный путь формирования знаний, которого нужно избегать. Знания должны создаваться с помощью рассуждений.
Другой представитель сенсуализма – Томас Гоббс (1588 – 1679), считал, что бестелесной, духовной субстанции быть не может, так как само понятие «субстанция» предполагает наличие некоего тела. Тело человека, по Гоббсу, обладает способностью двигаться, а сознание – это возникающие проявления его движений. Ощущение возникает из-за воздействия предмета на нервы, чувство – из-за аналогичных движений в сердце. Откуда же берётся сознание, Гоббс объяснить не может, но разбирает психические процессы и явления, из которых оно состоит (память, мышление, представление и прочие) как следствия всё тех же движений.
В 18 веке появляется новая тенденция в развитии психологического знания: происходит становление ассоциативной психологии. Основные учёные, которые принимали участие в научных разработках этой проблемы – Дж. Беркли, Д. Юм и Д.Гартли.
Джордж Беркли (1685 – 1753) был непосредственным последователем Локка и перешёл от сенсуализма к субъективному идеализму. Беркли считал, что нам лишь кажется, будто мы видим тела в пространстве, а на самом деле то явление, что все предметы находятся вне нас, возникает из-за мышечных напряжений в органах зрения. Существует только дух, и весь материальный мир является лишь обманом чувств, которые соединились друг с другом с помощью ассоциативных связей.
Дэвид Юм (1711 – 1776) был последователем Беркли и развил понятие ассоциации. Юм представил всё человеческое познание как ассоциацию идей в сознании. Познание непосредственно самого мира невозможно, как считал Юм, потому что нельзя доказать, что мир существует на самом деле, а не является, как говорил Беркли, обманом чувств. Но сознание поддаётся изучению, и тот мир, который отражается в нашем сознании, тоже можно изучать.
Дэвид Гартли (1705 – 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении духовной жизни, развивал учения об ассоциациях и сформулировал первую законченную систему ассоциаций. Он описал элементы простейшие сознания: ощущения, идеи ощущений и аффективный тон – удовольствие/неудовольствие. Из этих трёх элементов строится духовная жизнь – при помощи ассоциаций. Физиологической основой ассоциации Гартли считал вибрации в нервах, которые могут быть различными, а могут совпасть, и тогда произойдёт ассоциирование. Мышления как процесса в системе Гартли нет.
Ветвь ассоциативной психологии в 19 веке тоже продолжает развиваться. Известные исследователи Т. Браун, Д.Милль, Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер сделали большой вклад в развитие понятия ассоциации, описали законы, которым они подчиняются, пытались привести физическое основание под явление ассоциации.
Кроме ассоцианизма, в Новое время происходит становление эмпирического направления психологических исследований. В 18 веке это направление активно развивается во Франции в трудах таких учёных, как Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах, Ф.Вольтер, Э.Кондильяк, Ш.Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Их общая черта – внимание к активности человеческого сознания, влияние на сознание социальных условий, опора на естествознание. В 19 веке эмпиризм проникает в немецкую психологию: этим занимаются немецкие учёные И.Ф. Гербарт и его последователи М.В. Дробиш, Т.Вайтц, М.Лацарус и Г.Штейнталь; из других школ того времени самым известным учёным является Р.Г. Лотце и его ученики К. Штумпф и Г.Э. Мюллер. Все эти учёные пытались обосновать то, что психология может и должна стать наукой, проводили примеры, как можно измерять степень интенсивности представлений и других психических процессов.
В 18 веке психологическое знание начинает активно развиваеться и в России, во времена просветительского движения. Первыми русскими учёными, уделявшими внимание психологии, были М.В. Ломоносов и его последователи - А.Н. Радищев и многие другие, а также украинский мыслитель Г.С. Сковорода. Русские учёные размышляли о душе, сознании, методах обучения с учётом психологических знаний о человеке. Они опирались на открытия естествознания и утверждали, что именно мозг является самым главным органом в психической деятельности человека. В России 19 века психология развивается в рамках этико-философских трудов, языкознания и физиологии. Собственно психологические труды были написаны И.М. Сеченовым, Г. Струве, К.Д. Кавелиным. Психология в России на этом этапе становится готовой к тому, чтобы быть самостоятельной наукой.
Особое место занимают представители немецкой классической философии: Х.Вольф, И.Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах. Христиан Вольф (1679 – 1754) систематизировал труды Лейбница и являлся его последователем. Он смутно упомянул возможность измерения в психологии, но больше развивал идеи о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии сознания и души. Иммануил Кант (1724 – 1804) критиковал Вольфа и вообще считал, что психология должна быть далека от ранга науки, значит, никаких измерений в ней быть не может. Кант утверждал, что и сознание, и внешний мир являются недоступными для познания, и человек может получить лишь их образы, совершенно не соответствующие реальности. Это искажение происходит из-за трансцендентальных схем, находящихся в сознании и позволяющих воспринимать действительность только в виде заложенных в них категорий. Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) развивал идеи об активности субъекта, о его деятельности, о разумной воле сознания. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) представлял себе психологию как учение об индивидуальном сознании, описывал, как сознание развивается, изучая само себя. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) утверждал материалистический подход к пониманию психического, считал, что противопоставлять психическое телесному нельзя, а сознание видел как производную деятельности мозга.
Таким образом, к концу периода Нового времени знаний о психологии накопилось уже достаточно, что возникла необходимость выделения её в самостоятельную науку. Это произошло в 60е годы 19 века. Решающую роль в этом сыграло внедрение в психологические исследования метода эксперимента, заимствованного из естествознания. Научная психология начинает строиться как естественная наука, изучающая душевные явления в их связи между собой, структуру этих явлений, их причины и вызванные ими действия. Изучение самых разнообразных психических явлений сделало психологию наукой о психике.

4. Понимание предмета психологии как науки о психике в её направлениях.
Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Он основал первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейципгском университете, на базе которой через два года возник Институт экспериментальной психологии. С этого момента принято считать психологию наукой. Однако Вундт считал, что экспериментально можно изучать лишь простейшие психические процессы, а для познания высших психических функций возможен только метод самонаблюдения. Вундт разделил психологию на две части: близкую к естествознанию науку о простых психических процессах и науку о духе, который изучается самонаблюдением. В результате исследования начали накапливаться в двух отдельных областях, что постепенно начало приводить к кризису психологии, начавшемуся позднее, в 20е годы 20 века.
В России научная психология начала развиваться очень интенсивно под руководством Ивана Михайловича Сеченова (1829 – 1905). Своей задачей Сеченов считал объяснение психической деятельности человека при помощи рефлексов.
Это были самые первые психологические школы, после их создания стали развиваться и новые направления. Одно из возникших новых направлений – структурализм (Э. Титченер). В рамках этого подхода сознание разбивалось на составные части, структуры и подструктуры, и изучались их строение и взаимосвязи, но не изучались их значение в жизни людей. Поэтому данное учение не получило распространения, и как реакция на эту неудачу возникло противоположное направление - функционализм (У. Джемс), в котором изучались функции сознания в поведении, а само сознание как субстанция отрицалось. Но функционализм вскоре распался, так как понятие «функция» в качестве предмета психологии не могло помочь в понимании психики. В русской психологии также не существовало единого представления о предмете новой науки. Часть русских исследователей считали, что необходимо отказаться от материализма в психологии, другие отстаивали начатую ранее физиологическую традицию. Психология вступила в период кризиса.
Однако исследования продолжались, хотя наука и не имела чётко сформулированного предмета. Всё больше распространялся метод эксперимента: Г. Эббингауз изучал при помощи этого метода память, учёные Вюрцбургской школы исследовали мышление и волю. Экспериментальные исследования пересекались с медициной, педагогикой, возникает прикладная психология. Начинают создаваться психологические тесты для определения профессиональной пригодности и уровня интеллекта.
Спустя 50 лет после выделения психологии в самостоятельную науку начинают формироваться крупные направления, определившие работу исследователей на десятилетия вперёд. Эти направления были настолько разными в понимании предмета психологии, что в науке возник методологический кризис. Одно из этих направлений – бихевиоризм.
Бихевиоризм был основан Джоном Бродесом Уотсоном (1878 – 1958) в 1913 году. Суть этого направления заключается в опоре на теорию рефлекса И.П. Павлова, работы В.М. Бехтерева, Э. Торндайка. Бихевиористы решают проблему с предметом психологии отказом от изучения сознания вообще. Поведение – единственное доступное для изучения явление. Поведение становится предметом бихевиористской психологии. Оно рассматривается как реакция, возникающая на определённый стимул и является адаптацией индивида к окружающей среде. Управлять формированием реакции на стимул можно при помощи подкрепления и наказания за верное и неверное поведение соответственно. Самые известные учёные-бихевиористы – создатель направления Дж. Уотсон и его последователи К. Халл и Б. Скиннер. Бихевиоризм получил широкое применение на практике: были созданы методы для формирования у человека нужной реакции, что начало повсеместно использоваться и в медицине, и в воспитании, и во многих других сферах жизни общества.
Другое крупное направление – Гештальтпсихология (понятие «Гештальт» в переводе с немецкого языка означает «образ», «структура»). Она оказалась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии. История гештальтпсихологии начинается в работе Макса Вертгеймера (1880 – 1943) в 1912 году, который ставил под сомнение наличие отдельных элементов в акте восприятия. Кроме Вертгеймера, в гештальтпсихологии работали Курт Коффка, Вольфганг Кёлер, Курт Левин. Они предложили своё понимание предмета психологии: это должен быть гештальт. Важно начинать изучение с «наивной» картины мира, с чистого опыта, ещё не осмысленного сознанием и не потерявшего целостность. Непосредственный опыт не даёт структуры предмета, его свойства не кажутся чем-то отдельным. Наоборот, до анализа образа предмета сознанием этот предмет воспринимается так, как он существует, имеющий окраску, запах, цвет, форму и при этом не разделённый на эти составляющие. Понятие гештальт в гештальтпсихологии обозначает как раз этот целостный непосредственный образ. Учёные этого направления произвели множество несложных экспериментов и обнаружили свойства, которые позволяют предмету быть воспринимаемым как целое, то есть быть гештальтом. Эти свойства включают: близость элементов, сходство элементов, замкнутость границы, симметричность и многие другие. В гештальтпсихологии изучались не только особенности восприятия. Один из исследователей-гештальтпсихологов, Курт Левин изучал волю, аффекты, мышление, память, и пришёл к выводу, что гештальты существуют во всех психических процессах, а психика склонна стремиться к сохранению целостности этих гештальтов.
В начале 90х годов 19 века возникло направление Глубинной психологии, в котором самое известное учение - Психоанализ, разработанный Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Основное положение, из которого исходит это направление – психика существует вне сознания и независимо от него. Существует бессознательное (ид), которое находится в глубине психики, оно и является предметом глубинной психологии. Желания бессознательного иррациональны и далеко не всегда принимаются в человеческом обществе, обычно они закладываются в раннем детстве. Над бессознательным находится сознание (эго), которое не контактирует с ним, в результате чего человек остается в неведении относительно своих собственных бессознательных процессов, однако вынуждено принимать решения о действиях. Над сознанием располагается социальная составляющая (супер-эго), которая содержит принципы и правила поведения и сдерживает побуждения бессознательного. Фрейд работал практикующим врачом и занимался неврозами, в частности истерией. Он представлял себе невроз как следствие возникших в бессознательном аффектов, которые не могут найти социально приемлемый выход. Сначала Фрейд находил доступ к бессознательным процессам при помощи гипноза, но позже разработал собственный метод, который и назвал «психоанализом». В беседе с человеком, страдающим неврозом, он уделял особое внимание его случайным оговоркам, забывчивости в какой-либо области своей жизни, описаниям сновидений и ассоциациям, возникающим на разнообразные слова или образы. Анализируя все эти проявления, Фрейд делал вывод о том, что происходит в бессознательном этого человека и почему у него возник невроз.
У Фрейда было множество учеников и последователей, самые известные из которых Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, из более поздних – Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен. Общим в их теориях было то, что основные черты психики человека формируются в раннем детстве и в дальнейшем могут изменяться только с большим трудом.
В этот период развития психологии возникло ещё одно крупное направление – Описательная психология. Её основал немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911), который заявил новый подход к изучению духовного мира человека и сказал, что все науки о духе должны базироваться на психологии. Однако существующая на тот момент психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике за естественнонаучную ориентацию. Дильтей утверждал, что в психологии факты выступают как некоторая живая связь душевной жизни, как первично данное, и даны в переживаниях. Объяснять их и расчленять на элементы Дильтей считал бессмысленным и вредным. Он противопоставил объяснение пониманию, сказав, что душевную жизнь мы постигаем без её разложения и поиска её причин, она открывается нам как данность. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, связать их с духовной культурой общества. Предметом описательной психологии является развитой человек и полнота готовой душевной жизни.
В отечественной психологии начала 20 века тоже происходили важные события. До возникновения в России советской власти русская психология развивалась в русле начатой прежде тенденции – в основном физиологической направленности на основе теории рефлекса.
После революции 1917 года психологическая наука претерпела некоторые изменения: была провозглашена задача создания «системы марксистской психологии», то есть науки, применяющей диалектический метод к решению психологических задач. В этот период были созданы основные российские психологические теории, авторами которых являются Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и другие. Советская психология разрабатывала психотехнику – наборы тестов для исследований по психологии, развивалась в области педагогики и марксистской философии. Под предметом психологии понимались: психическая деятельность, психика в контексте культурно-исторической эпохи, особенности познавательных процессов и методы обучения, и многое другое. До середины 20х годов российские психологи активно сотрудничали с зарубежными коллегами и перенимали их идеи, в частности, в России начала 20х годов был популярен психоанализ, но постепенно начинается отделение советской психологии от европейской и американской. Советская психология продолжала развиваться, однако темпы этого развития начали замедляться.
В 50-60 годы в зарубежной психологии заканчивается открытый кризис, возникший в начале 20 века в связи с появлением множества направлений с различным пониманием предмета науки. Эти сформировавшиеся направления постепенно теряют популярность, так как в них обнаруживаются противоречия и ограниченность. Возникают новые направления, взявшие от предшествующих самые ценные и продуктивные идеи. Начинаются исследования познавательных процессов с помощью их моделирования, появляется когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, развитие технического оборудования способствует новым исследованиям в нейропсихологии. Развиваются межкультурные исследования.
Когнитивная психология возникла под влиянием информационного подхода и создания компьютеров. Предметом изучения здесь становятся познавательные процессы человека – внимание, память, мышление, представление и прочие. В когнитивной психологии формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями компьютера.
В 60е годы начинаются обширные исследования мозга человека, развивается нейропсихология. Изучается явление сознания на нейрофизиологическом уровне, различия в работе полушарий мозга и влияние на психические особенности ведущего полушария человека.
В начале 60х годов возникает гуманистическая психология. Её предметом становится понимание здоровой творческой личности, а задачей оказывается самоактуализация, развитие личности человека. Направленность на целостную личность побудило к началу повсеместной практической психологии, психотерапии, нацеленной на помощь человеку в развитии себя.
В дальнейшем эти направления углубляются, расширяются, в них возникает большое число ответвлений. Психология становится всё более популярной, и это приводит к тому, что направлений и под-направлений становится очень много, и большинство из них ориентированы на практику.
В конце 20 века возникает российская психология, пришедшая на смену советской, которая долгое время не взаимодействовала с зарубежной. После распада СССР в 1991 году психология России была пересмотрена, в ней были намечены пути преодоления опоры только на одну философскую основу – марксизм. К учениям, сформировавшимся в советский период, в первое время возникло скептическое отношение, но и они постепенно стали неотъемлемой частью науки в целом.
Российская психология последнего десятилетия 20 века переняла основные тенденции развития зарубежной науки. В ней тоже начали развиваться многочисленные направления и отрасли, повысилось количество исследований, стала особо популярна практическая психология.
К концу 20 века в мировой психологии намечается новый кризис, вызванный недостаточно проработанной теоретической базой в психологии и чрезмерным количеством практических направлений. Происходит отрыв теории от практики, они начинают существовать параллельно и почти не опираются друг на друга.

5. Современная психология.
В психологии 21 века основной задачей стало преодоление возникшего кризиса. Возникновение всё новых и новых направлений не прекратилось, но существующие перестают быть изолированными и претендующими на объяснение всей природы психического. Многочисленные направления начинают интегрироваться, перенимая друг у друга наиболее ценные открытия. Теоретические и практические, прикладные исследования тоже постепенно сближаются. Таким образом психология начинает объединяться в цельную науку, при этом не лишая права существования свои разнообразные ответвления. Одна из важнейших задач, решение которой будет способствовать окончательному разрешению кризиса – это более качественная подготовка специалистов-психологов как теоретической, как и практической части науки, а также создание новых, адекватных для быстро меняющегося мира методов исследования. Кроме того, так как постоянно растёт популярность психологии среди общего населения, для психологов важно сделать доступными практические психологические услуги – консультирование организаций, семей и отдельных людей, помощь в учебно-воспитательной работе, в политике, социологии и во всех других сферах жизни общества.

Основные метафоры и свойства сознания

Предпосылки. Декарт: критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание.

Психология сознания

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 цели программы Вундта:

Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

2. Законы связи этих элементов.

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

Ц Ц - цельное чувство

Ч Ч Ч - частичные

П П П П П П П П П - простые

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Отношения:

Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

3. Законы душевной жизни:

Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.

Б) Динамическая психология сознания. У.Джемс: Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Выделил 2 вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые (метафора полета птицы). Свойства потока сознания: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”.

Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим.

Свойства потока сознания:

Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).

В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

(а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

Характеристики внимания.

Интенсивность внимания

Продолжительность во времени

3. Особенности “психологии сознания”:

1) точное определение предмета и метода;

2) Т. Кун (США) признаки нормальной науки для своего времени: теоретическое представление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий;

3) заявление о своей специфике по отношению к естественным (предмет - сознание) и гуманитарным (предмет - индивидуальное сознание) наукам.

Когда сознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никаких специальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятся впечатления.

Именно в рамках интроспективного направления были предложены две ставшие наиболее известными программы построения психологии как самостоятельной науки. Эти программы были выдвинуты практически одновременно в Германии В. Вундтом и в Австрии Ф. Брентано.

Отделение психологии от философии и других наук было подготовлено развитием эмпирических и экспериментальных исследований физиологии нервной системы и органов чувств, попытками измерения (пусть даже косвенного, как это было у Г. Т. Фехнера) некоторых параметров психических процессов и др.. Конечно, это отделение было не одномоментным событием, однако существует условная дата рождения психологии как самостоятельной науки. Это 1879 год — год появления в Лейпциг-ском университете первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. Эта лаборатория была открыта немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом , который организовал ее работу на основе предложенной им программы построения психологии как самостоятельной науки (обнародованной в 1873—1874 гг.) и создал большую психологическую школу, в которой обучались и воспитывались будущие психологи разных стран мира (Э.Титченер, С. Холл, О.Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, Н.Н.Ланге и др.). Знаменитый советский физиолог, психиатр, невролог и психолог В. М. Бехтерев также учился в свое время у В. Вундта.

Эта программа базировалась на самой распространенной в интроспективной психологии точке зрения на сознание как «совокупность сознаваемых нами состояний» (т. е. на первый план выходило понимание сознания как «картины мира», как «образа»). Именно так (как совокупность сознаваемых состояний) определял сознание В. Вундт в одной из своих работ. Он считал, что психология как наука о сознании должна решать следующие задачи:

1) описание свойств сознания,

2) выделение структурных составляющих сознания (элементов сознания),

3) установление связей между элементами,

4) нахождение законов психической жизни.

Для решения этих задач он использовал эксперимент, однако введение эксперимента не только не исключало интроспекцию, а, напротив, предполагало строго контролируемое ее применение.

Для иллюстрации приведем несколько экспериментов В.Вундта. В качестве экспериментального прибора он использовал хорошо известный музыкантам метроном. В. Вундт установил ряд свойств сознания, используя самонаблюдение испытуемого, который должен был описывать субъективные переживания, возникающие у него при слушании звуков метронома. Во-первых, он обратил внимание на то, что трудно слышать удары маятника метронома одинаковыми по силе (хотя объективно они совершенно одинаковы), что условно может быть передано словами «тик-так» или «так-тик». В результате этого эксперимента В. Вундт сделал вывод, что сознание ритмично по своей природе.

В другом эксперименте он определил так называемый объем сознания. Испытуемому предъявлялся ряд ударов метронома, следовавших друг за другом с интервалом в 1 — 1,5 с, и спустя очень небольшое время после него — новый ряд ударов. Испытуемый должен был по непосредственному впечатлению (не считая числа ударов) сказать, одинаковы данные ряды или какой-либо из них длиннее. Как правило, если число ударов в каждом из рядов не превышает шестнадцати (воспринимаемых при обычных условиях как восемь пар) звуков («тик-так» или «так-тик»), тождество или различие рядов по длине замечается испытуемым. При большей величине рядов испытуемый затрудняется с определением равенства или неравенства рядов по длине. Значит, констатировал В. Вундт, мы измерили объем сознания, равный количеству элементов, которые субъект может осознавать как единое целое за один акт перцепции (т.е. восприятия). В упомянутых экспериментах В. Вундта этот объем был равен восьми парам звуков. Если «укрупнить» единицы сознания при некотором усилии со стороны субъекта (единицей сознания может выступить не пара звуков, а восемь), то общее количество звуков, осознаваемое как единое целое, увеличивается до 40.

В. Вундт установил, что содержащиеся в сознании элементы не осознаются одинаково: одни из них воспринимаются более ясно и отчетливо, чем другие. Ясность впечатления означает его «субъективную» силу, отчетливость — отличие от других. Если слушать подряд удары метронома, то можно заметить, что наиболее ясно воспринимается только что прозвучавший удар, менее ясно и отчетливо — предыдущие удары, а некоторые из них прозвучали настолько давно, что впечатление от них уже исчезло из сознания испытуемого. Используя термины других исследователей (в частности, Г.Т.Фехнера), В.Вундт говорил о том, что это впечатление «погрузилось под порог сознания». Что такое отчетливость впечатления — на этом примере трудно продемонстрировать, поскольку звуки метронома объективно ничем друг от друга не отличаются. А вот если взять такие объективные раздражители, которые имеют различия, тогда можно попробовать изучить, как могут отличаться друг от друга соответствующие им субъективные впечатления по степени их отчетливости.

Для исследования В.Вундт использовал прибор под названием тахистоскоп (от греч. tachiste — как можно скорее и scopeo — смотрю), с помощью которого испытуемому предъявлялась табличка из букв на очень короткое время. Сначала испытуемый смотрел на белую ширму, в середине которой была точка — на ней испытуемый должен был сосредоточить свое внимание. Затем на очень короткое время ширма сдвигалась. Внимание испытуемого направлялось на табличку из букв, а затем ширма вновь закрывала эту табличку. Сколько букв может испытуемый различить при одном акте апперцепции (акте сосредоточения внимания на объекте)? Оказалось, что количество букв, которые субъект может воспринять так, чтобы при этом каждая из них осознавалась ясно и отчетливо (т.е. распознавалась испытуемым, а не просто виделась), довольно небольшое — выше шести это число не поднималось.

С помощью данной процедуры В. Вундт определил объем внимания, который гораздо меньше, чем объем сознания. Анализируя далее внимание, он констатировал, что фиксационная точка внимания (т.е. точка максимального сосредоточения внимания) не совпадает с точкой фиксации взора (т.е. человек может смотреть на одну точку или букву, а обращать внимание на другую).

Все эти моменты находят отражение в предложенной В. Вунд-том модели сознания (рис. 4). Сознание может быть представлено в виде двух концентрических окружностей с точкой посередине (центром окружностей). Этот центр — фиксационная точка внимания. Концентрическая окружность поменьше — поле внимания, отграниченное от более широкого поля — поля сознания — порогом внимания. Большая окружность — поле сознания, ограниченное порогом сознания. Те содержания, которые не «помещаются» в сознание, выходят за его порог и перестают существовать не только как осознаваемые, но и как психические явления. Таким образом, В. Вундт разделял общую позицию интроспективной психологии в том, что нет никаких психических явлений, которые не осознавались бы. В подобной модели сознание предстает в виде сцены, которая имеет круглую форму и в целом освещена (в центре в большей степени, чем по ее краям). На эту сцену поднимаются и с нее сходят различные содержания сознания — элементы сознания и более сложные образования, составленные из элементов. Попадая в более освещенное поле, содержания сознания попадают в поле внимания, т.е. становятся воспринимаемыми субъектом более ясно и отчетливо, чем другие содержания сознания. Элементами сознания В. Вундт считал ощущения и простейшие чувствования — так он называл элементарные эмоциональные явления (удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрядка, возбуждение — успокоение). Каждый элемент имеет два свойства: качество и интенсивность.

Модель сознания по В. Вундту

Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (Titcheneг, 1867—1927) помимо ощущений" и чувствований считал элементами сознания еще и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа — метод аналитической интроспекции. При этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибки стимула», которая очень характерна для «наивных испытуемых» и не должна появляться у настоящих профессиональных психологов, исследующих сознание как сумму сознаваемых нами состояний.

Согласно Э.Титченеру, ошибка стимула означает, что наблюдатель вместо описания состояний собственного сознания начинает, как правило, описывать внешний объект (стимул) как таковой: «Мы так привыкли жить в мире объектов, мы так привыкли облекать мысль в популярные выражения, что нам трудно усвоить чисто психологическую точку зрения на интенсивность ощущения и рассматривать сознание так, как оно есть, независимо от его отношения к объективному миру» .

«Чисто психологическая точка зрения» означает, по Э.Титченеру, что испытуемый не должен говорить «я вижу книгу или лампу», он должен описывать лишь ощущения, которые возникают в сознании при восприятии внешнего объекта — книги или лампы (светлое, темное и т.п.). Поэтому испытуемый — если он хочет заниматься научными исследованиями сознания — должен быть натренирован на выделение сенсорной мозаики образа (Э.Титченер предполагал, что таким образом можно добиться большей объективности в научных исследованиях субъективного мира). Из ощущений, как из кирпичиков, складывается все содержание нашей душевной жизни, в том числе более сложные мыслительные образования. Он называл свой вариант интроспективной психологии структурализмом (понимая под структурой фактически сумму субъективных элементов в сознании).

Э.Титченер в принципе был согласен с «концентрической моделью» В.Вундта, однако, с его точки зрения, она не учитывала возможных изменений состояний сознания во времени. Поэтому он представлял сознание в виде «двухуровневого» потока (рис. 5), верхний «уровень» которого включает в себя ясные содержания сознания, нижний — смутные. Э.Титченер предполагал, что в этом потоке постоянно происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего на нижний уровень и наоборот. В качестве свойств ощущений Э.Титченер выделял качество, интенсивность, отчетливость и длительность.

Перед нами — одна из моделей сознания, предложенная в рамках интроспективной психологии. В основе этого направления лежала декарто-локковская концепция сознания, в которой сознание считалось замкнутым в себе миром субъективных явлений. Так понимаемое сознание выступало для В. Вундта и Э.Титченера предметом исследования. Оно изучалось методом особой, изощренной интроспекции, расчленяющей сознание на элементы. При этом сознательное отождествлялось с психическим (существование бессознательных психических процессов отрицалось). Кроме того, для структурализма (впрочем, как и для концепции В. Вундта) характерен отчетливый элементаризм — стремление расчленить сознание на элементы, далее неделимые «атомы» сознания, а затем собрать из них более сложные содержания. При этом поскольку данные элементы имели сенсорную (чувственную) природу, постольку для этого направления интроспективной психологии был характерен отчетливо выраженный сенсуализм (нет никаких сознательных процессов, невыводимых из ощущений и несводимых в конечном итоге к ним). Наличия в сознании иных — несенсорных — содержаний не допускалось. Сами ощущения возникают безо всякой активности со стороны субъекта — как только предмет появится перед глазами (эта позиция может быть обозначена как механицизм). Механицизм чувствуется также в объяснении сложных явлений сознания, возникающих из простых путем установления ассоциативных связей между ними. Впрочем, в концепции В. Вундта кроме ассоциативных представлены и апперцептивные связи, однако для понимания сути этих связей необходимо обратиться к истории возникновения данных понятий в психологии.