Становление человечества. Стадии эволюции человека Основные этапы становления человека современного типа

Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования . Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

Теория креационизма , самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).

Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Этапы эволюции человека

При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным .

Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

В эволюции человека (Homo) различают три этапа (кроме того некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Homo habilis – человек умелый):

Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).

Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).

Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Таким образом следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis). В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», - человек выпрямленный (Ноmo erectus). Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни - «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего.

Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек выпрямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.

Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.

Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана. Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.

Общая схема эволюции человека представлена в табл. 14.2 (справа цифрами указаны периоды оледенения, см. примечание выше).

Примечание. Данная схема эволюции человека построена в соответствии с филетической (стадиальной) моделью, согласно которой историческое развитие гоминид протекало главным образом путем изменения видов без дивергенции. В настоящее время все большую популярность приобретает сетевая (кустообразная) модель, в соответствии с которой в эволюции предков человека имели место многочисленные межнонуляционные и межвидовые скрещивания и более или менее длительное параллельное существование различных форм. Так, накопленные за последние годы данные позволяют предположить, что 40-50 тыс. лет назад на Земле одновременно существовали 4 вида людей: неандертальцы, люди современного типа, карликовые люди с острова Флорес (индонезийский остров из группы Малых Зондских островов), реликтовые эректусы в Восточной Азии.

Всего насчитывается шесть основных этапов антропогенеза.

1. Примитивные предки обезьян, парапитеки, егиитоиитеки, дриопитеки, сахелантропы (возраст 6-7 млн лет назад; более продвинутая форма по сравнению с обезьянами, о чем говорит такой прогрессивный признак, как сдвинутое вперед затылочное отверстие, что свидетельствует о передвижении на двух ногах) и др.

Палеонтологический возраст: около 7-30 млн лет.

Анатомическая характеристика: адаптации к древесному образу жизни (см. с. 345; именно данные приспособления предопределили специфику строения и составили морфологическую основу трудоОбщая схема эволюции человека

Примечание. Цифрами слева таблицы указаны оледенения (подробности - см. примечание на с. 346).

Australopithecus anamensis - Австралопитек аннамский; Homo habilis - Человек умелый; Homo antecessor - Человек, который идет вперед (Человек-предшественник); Homo sapiens - Человек разумный.

вой деятельности и социальной эволюции более поздних предков человека).

Особенности образа жизни:

  • стадность;
  • ограниченная плодовитость, тщательный уход за потомством. 2. Австралопитеки (переходная фаза от обезьян к человеку). Палеонтологический возраст: в среднем 1,6-5 млн лет; выделяют

ранние и поздние формы; к первым относятся туман (7 млн лет), ардипитек (4,4 млн лет), Australopithecus anamensis (4,2-3,9 млн лет) и афарский австралопитек (3,3 млн лет), ко вторым - Homo ha bills (Человек умелый, 2,3-1,5 млн лет); среди ископаемых форм особое место занимает Homo ergaster (Человек работающий, 1,8-1,5 млн лет), считающаяся переходной формой между австралопитеками и Homo erectus (Человек прямоходящий).

Рис. 14.5.

Примечание. Исследование обнаруженных недавно на севере и северо-востоке Эфиопии хорошо сохранившихся останков афарского австралопитека (детеныша) (рис. 14.5) и ардини- тека со всей очевидностью продемонстрировало, что процесс превращения древесного обезьяноподобного примата в наземное двуногое существо носил постепенный характер. В их скелетах выявлены признаки, одновременно указывающие на прямохождение (строение свободных нижних конечностей и таза) и лазание по деревьям (строение свободных верхних конечностей и плечевого пояса). Предполагают, что эти предки человека вели полудревесный образ жизни. Такие особенности их скелета как малые размеры клыков и незначительно выраженный половой диморфизм указывают на невысокий уровень агрессии и слабую межеамцовую конкуренцию.

Факторы, обусловившие переход к наземному образу жизни: похолодание, изреживание лесов.

Анатомическая характеристика:

  • длина тела 120-150 см;
  • значительная ширина тазовых костей (указание на прямохождение; но не способны к быстрому передвижению);
  • сводчатая стопа;
  • отсутствие густой шерсти;
  • освобождение рук (частичное, ранние формы вели полудревесный образ жизни); противопоставление большого пальца кисти;
  • относительно большое развитие мозгового черепа по сравнению с обезьянами (у поздних форм - Человек умелый), зубы менее крупные, клыки не выдаются (рис. 14.6);

Рис. 14.6.

а - шимпанзе; б - австралопитек

Масса мозга - 500-640 г.

Особенности образа жизни:

  • стадность;
  • охота (в сочетании с каннибализмом); считается, что австралопитеки не охотились на крупных зверей; вероятнее всего, они были падальщиками, на что, в частности, указывает тот факт, что следы от каменных орудий на костях крупных травоядных животных находятся поверх следов от зубов крупных хищников;
  • всеядность;
  • элементарные акты труда (использование различных естественных предметов, сверхпримитивные орудия труда - галечная культура);
  • первые попытки овладения огнем.
  • 3. Архантропы (древнейшие люди).

Палеонтологический возраст: около 1 млн лет.

Ископаемые формы: питекантроп, синантроп (считается, что

эти формы относятся к одному широко распространенному виду - Homo erectus ); более поздняя форма - гейдельбергский человек (около 300-500 тыс. лет).

Анатомическая характеристика:

  • длина тела - около 170 см;
  • массивная челюсть, отсутствие подбородочного выступа, сплошной надглазничный валик, низкий покатый лоб (но более выпуклый по сравнению с австралопитеками);
  • совершенствование строения кистей рук (наряду с увеличением массы мозга - важнейшая предпосылка трудовой деятельности);
  • масса мозга - 800-1100 г, отмечается асимметрия полушарий, а также достаточное выраженное развитие долей, ответственных за высшую нервную деятельность (лобной и височной).

Особенности образа жизни:

  • коллективность (простые формы);
  • изготовление простейших орудий труда - каменных рубил (похожее на зуб обоюдоострое орудие, предположительно служившее для разделки туш), каменных наконечников для копий и стрел и др.; постоянство формы данных орудий в большинстве находок и обнаружение характерных следов режущих орудий на костях убитых животных, позволяют предположить наличие у архантро- пов задатков абстрактного мышления (в частности, элементов це- леполагаиия) (рис. 14.7);
  • охота (в сочетании с каннибализмом); увеличение доли мясной нищи в рационе;
  • широкое использование огня (известно, что приготовление пищи на огне существенно повышает ее качество и усвояемость);
  • примитивная речь (отдельные выкрики);
  • накопление и передача опыта;

Рис. 14.7.

а - череп; б - внешний вил; в - орудия труда

  • отсутствие жилищ;
  • расселение за пределы Африканского континента.
  • 4. Палеоантропы (древние люди).

Палеонтологический возраст: 200-130-35 тыс. лет.

Выделяют три группы ископаемых форм: ранние (нетипичные)

европейские (250-100 тыс. лет), переднеазиатские («прогрессивные», 70-40 тыс. лег) и классические (поздние) западноевропейские (50-35 тыс. лет).

Примечание. Исследованиями последних лет установлено, что неандертальцы представляют собой самостоятельную боковую ветвь (вид), отделившуюся от ствола, по которому шло историческое развитие человека. Прародиной предков неандертальцев, как и предков современного человека, является Африка. Однако неандертальцы покинули Африку 400- 800 тыс. лет назад, в то время как Человек разумный - 50-80 тыс. лет назад. На протяжении приблизительно 60 тыс. лет они сосуществовали с предками человека, причем на достаточно ограниченной территории. Вопрос о том, скрещивались ли эти два близких вида, был решен положительно после полного прочтения митохондриального и ядериого геномов неандертальца (полученных из клеток костных останков) и современного человека. Оказалось, что в геноме представителей различных популяций современного человека (кроме африканской) содержится 1-4% генов неандертальского происхождения. Отсутствие генов неандертальцев в геноме современных африканцев позволяет высказать предположение, что люди современного вида и неандертальцы скрещивались после выхода первых из Африканского континента, предположительно на территории Ближнего Востока. О контакте предков современного человека и неандертальцев также свидетельствуют результаты археологических и антропологических исследований. Так, предполагают, что технику изготовления некоторых орудий люди современного типа переняли от неандертальцев. Причины вымирания неандертальцев связывают с тем, что они были менее приспособлены к обитанию на открытых пространствах (площадь которых значительно расширилась в эпоху последнего оледенения), жили немногочисленными замкнутыми группами (что, естественно, уменьшало приток «новых» генов), их хозяйственная деятельность носила неунорядоченный и стихийный характер. Общим предком предшественников человека, неандертальцев, гигантопитеков и некоторых других форм, считается Homo antecessor («Человек, который идет вперед»), палеонтологический возраст которого составляет около 780 тыс. лет.

Анатомическая характеристика:

  • длина тела - около 160 см;
  • увеличение относительных размеров мозгового черепа, сплошной надглазничный валик, низкий покатый лоб, слаборазвитый подбородочный выступ;
  • масса мозга - 1500 г.

Особенности образа жизни:

  • коллективность (сложные формы);
  • частичное использование пещер (в холодных областях);
  • владение техникой добывания огня (высекая искры из кусков колчедана и используя в качестве трута высушенные грибы-трутовики);
  • изготовление разнообразных и полифункциональных орудий труда (культура скребел и наконечников) (рис. 14.8);

Рис. 14.8.

а - череп; 6 - внешний вид; в - орудия труда

  • охота (с использованием деревянных копий с каменными наконечниками для ближнего боя) в сочетании с собирательством;
  • частичный каннибализм;
  • совершенствование социальных отношений;
  • простая речь (типа лепетаний - лалий);
  • появление первых мистических (религиозных) верований (хоронили мертвецов и украшали могилы цветами);
  • искусство (в зачаточных формах).
  • 5. Неоантропы (люди современного типа).

Палеонтологический возраст: 70-40 тыс. лет.

Ископаемые формы: кроманьонцы.

Анатомическая характеристика:

  • длина тела около 170-180 см;
  • отсутствие сплошного надглазничного валика;
  • крутой и высокий лоб;
  • появление гортани человеческого типа как морфологической основы членораздельной речи;
  • выраженный подбородочный выступ (развитие последнего связывают с постепенным формированием членораздельной речи, так как ее механизм требует возможно большего «выдвижения» вперед передней точки прикрепления мышечного аппарата языка);
  • масса мозга - 1600 г.

Особенности образа жизни:

Изготовление сложных и разнообразных орудий труда (наряду с каменными широко использовались инструменты из кости шила, иглы, гарпуны и др.) (рис. 14.9);


Рис. 14.9.

а - череп; б - внешний вид; в - орудия труда

  • изготовление одежды;
  • строительство жилищ;
  • дальнейшее развитие членораздельной речи;
  • возникновение искусства (рис. 14.10);
  • социальные отношения в коллективах становятся ведущими.

Одежда и жилища сделали людей мало зависимыми от климатических условий, что позволило им широко расселиться но Земле (рис. 14.11); при этом освоение новых мест обитания происходило за счет социальных достижений, а не биологических приспособлений, что обеспечило высокую скорость этого процесса.


Рис. 14.10.

Предполагают, что на данном этапе антропогенеза прекратила свое действие движущая форма естественного отбора, о чем свидетельствует отсутствие сколько-нибудь существенных изменений в скелете (по данным антропологов, полученным при изучении костных остатков).

Основные этапы исторического развития человека и соответствующие им анатомические изменения черепа представлены на рис. 14.12 и 14.13.



Рис. 14.11.

На карте стрелками показаны пути расселения человека с его прародины - Африки. Цифры в кружках обозначают приблизительные сроки освоения новых местообитаний (тыс. лет тому назад): 1 - 100-70; 2 - 45; 3 - 25-16; 4 - 12-10

Эволюционный возраст

Рис. 14.12. Основные этапы эволюции человека


Рис. 14.13

I австралопитек (ранняя форма); II - австралопитек (поздняя форма);

III - архантроп; IV - неоантроп

6. Современный человек. Его характеристики приведены в следующих двух параграфах.

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.


Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.


Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.


6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.


2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.


4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.


5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.


Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Дриопитеки - древнейшие предки человека. Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отдели­лись две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангу­тан, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению че­ловека. Фактическое основание для выделения гоминидов как наибо­лее раннего предка человека - это большое сходство в строении и функциях понгид и человека. Предполагается, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших в миоцене примерно 25-30 млн. лет назад. Способность человеческой руки вращаться во все сто­роны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла воз­никнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Древесная жизнь способствовала совершенствованию слож­ных и тонко координированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хвата­тельная функция кисти явилась предпосылкой к манипулиро­ванию предметами и превращению ее в руку человека.

Наиболее древним представителем эволюционной линии гоминид многие ученые считают рамапитека.

Стадия протоантропа. Представи­теля нового вида назвали «зинджантроп» (в переводе с арабского - «человек Восточной Африки») и предложил объеди­нить всех трех предшественников человека в один род австра­лопитековых.



Коренные и предкоренные зубы зинджантропа имели особен­ности строения, характерные для гоминид, и свидетельствовали о питании растительной пищей. Однако зинджантроп употреб­лял и мясную пищу, что подтверждалось строением резцов и клыков, а также обилием найденных на его стоянке костей разных животных и грубо обработанных орудий, которыми он, несомненно, пользовался при охоте и разделывании добычи. Австралопитеки отчетливо сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Таз и нижние конечности их похожи на таз и ноги человека, что свидетельствует о передвижении австралопите­ков на двух ногах. Рост их составлял около 150 см, масса 50 кг.

Стадия архантропа. Были найдены останки еще одного существа. Вначале его назвали «презинджантропом». Строение костей верхней конечности презинджантропа свидетельствовало о хорошо развитой хватательной функции, а нижних - о пол­ном приспособлении к прямохождению. Кривизна нижней че­люсти свидетельствовала о возможном овладении зачатками речи. Все это были свидетельства несомненной целенаправленной деятельности и ему дали название «человеком умелым» и выделили его в новый вид - Homo habilis. По многим признакам он был ближе к современному человеку. Следующим звеном на пути эволюции архантропа принято считать древнейших людей типа питекантропа (1 -1,3 млн. лет). Термин «питекантроп» (обезьяночеловек) ввел Э. Геккель для характеристики промежуточного звена между обезьяной и чело­веком. Среди характерных черт новой находки выделялось значительное развитие мозга (800-1200 см3), что представляло собой огромный скачок на пути эволюции к современному человеку. В то же время у яванского человека отмечались такие примитивные признаки, как низкий лоб, малая высота черепа и его массивность, сильно развитые надбровные валики.

Переход к прямохождению сопровождался двумя круп­нейшими ароморфозами в эволюции человека.1), прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности.2), благодаря верти­кальному положению тела значительно возрос объем восприни­маемой информации, что обусловило вместе с трудовой деятель­ностью быстрое развитие мозга и способность к групповому адаптивному поведению. Н. erectus овладел искусством изготовления орудий из камней и палок (галечная культура), научился пользоваться огнем и вареной пищей. На стадии архантропа начинается широкий биологический прогресс гоминид - распространение по разным частям света и диффе­ренциация на отдельные внутривидовые формы.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Неандерталец явля­ется промежуточным звеном между Homo erectus или другими, неизвестными видами архантропов и современным человеком. Мозг неандертальца уже достигал объема 1200- 1400 см3. Характерными же его признаками были уплощенная черепная коробка, выступающие вперед челюсти, отсутствие подбородка, огромные надглаз­ничные валики и очень большие глазницы. Для стадии неандертальца характерна высо­коразвитая палеолитическая куль­тура.

Стадия неоантропа (чел совр типа). По-видимому, неандертальский человек представлял собой полиморфный вид, из к-го мог формироваться в разных участках его ареала человек современного типа. Вопрос о том, в каком месте земного шара сформировался вид Homo sapiens, составляет предмет дискуссии между сторон никами моноцентризма и полицентризма. Моноцентристы считают, что неоантроп возник в одной области и произошел от одной группы палеоантропов (принцип монофилии). По мнению полицентристов, каждая раса современного человека имела своего предка палеоан­тропа и приобрела черты современного человека конвергентно и независимо от других рас (принцип полифилии). Неоантроп (кроманьонец) характеризовался значительным развитием отделов мозга, связанных с трудовой деятельностью и речью, в частности большими размерами височной доли, а также переднего отдела лобной доли, ответственного за контролируемое поведение, необходимое в условиях общественной жизни. Становление человека разумного отмечено двумя очень важ­ными моментами: - завершается формирование устойчивого, характерного для вида Homo sapiens морфоло­гического типа, - низкий уровень и темп развития ору­дийной деят-ти у палеоантропов сменился у неоантропа быстрым ростом культуры. С возникновением устойчивого мор­фологического типа современного человека его биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась социальным раз­витием.

75. Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции. Новые эволюционные концепции .

Критика синтетической теории эволюции. Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства биологов: считается, что процесс эволюции в целом удовлетворительно объясняется этой теорией. В качестве одного из наиболее часто критикуемых общих положений синтетической теории эволюции можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства, то есть одинаковых морфологических и функциональных признаков, которые не были унаследованы, а возникли независимо в разных линиях эволюции организмов. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются генотипом и характером отбора. Поэтому параллелизм(вторичное сходство родственных существ) объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего недавнего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удалённых линиях, часто бывают неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое возникновение одинаковых генов и их сочетаний заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинация - случайные процессы. В ответ на такую критику сторонники синтетической теории могут возразить, что представления С. С. Четверикова и Р. Фишера о полной случайности мутаций в настоящее время значительно пересмотрены. Мутации случайны лишь по отношению к среде обитания, но не к существующей организации генома. Сейчас представляется вполне естественным, что разные участки ДНКобладают различной устойчивостью; соответственно, одни мутации будут возникать чаще, другие - реже. Кроме того, наборнуклеотидов весьма ограничен. Следовательно, существует вероятность независимого (и притом вполне случайного, беспричинного) появления одинаковых мутаций. Эти и другие факторы обуславливают значительную вторичную повторяемость в структуре ДНК и могут объяснять происхождение неадаптивного сходства с позиций неодарвинизма как случайного выбора из ограниченного числа возможностей. Другой пример - критика СТЭ сторонниками мутационной эволюции - связан с концепцией пунктуализма или «прерывистого равновесия». Пунктуализм основан на простом палеонтологическом наблюдении: продолжительность стазиса на несколько порядков превышает длительность перехода из одного фенотипического состояния в другое. Судя по имеющимся данным, это правило в общем справедливо для всей ископаемой истории многоклеточных животных и имеет достаточное количество подтверждений. Авторы пунктуализма противопоставляют свой взгляд градуализму - представлению Дарвина о постепенной эволюции путем мелких изменений - и считают прерывистое равновесие достаточным поводом для отрицания всей синтетической теории. Столь радикальный подход вызвал дискуссию вокруг концепции прерывистого равновесия, длящуюся уже 30 лет. Большинство авторов сходится на том, что между понятиями «постепенная» и «прерывистая» имеется лишь количественная разница: длительный процесс предстает мгновенным событием, будучи изображен на сжатой временной шкале. Поэтому пунктуализм и градуализм следует рассматривать как дополнительные понятия. Кроме того, сторонники синтетической теории справедливо отмечают, что прерывистое равновесие не создает для них дополнительных трудностей: длительный стазис можно объяснять действием стабилизирующего отбора (под действием стабильных, относительно неизменных условий существования), а быстрое изменение - теорией смещающегося равновесия С. Райта для малых популяций, при резких изменениях условий существования и/или в случае прохождения вида или какой-либо его изолированной части, популяции, через бутылочное горлышко.