Какой 14 января праздник по церковному календарю. Церковный Православный праздник января. Праздники в мире

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год

Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
04.05.2019 -
05.05.2019 -
06.05.2019 -

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

Григорий НисскийВ семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

Три святителяПосле четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Макрина - сестра Василия ВеликогоПосле смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

Исаия пророкВ царствование Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Василий ВеликийСвятитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Три святителяОбщее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Василий Кесарийский и КаппадокийскийИмператор Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий БогословДоложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Три святителяСвятой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Григорий БогословБолезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Собор Вселенских святителейПо преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Тропарь святителя Василия
глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия
глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, // небоявленне Василие преподобне.

Сегодня 14 января (1 января по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Иные Православные праздники и Святые угодники:

Мученик Полиевкт. Святитель Филипп, митрополит Московский. Преподобный Евстратий. 22 января. Православный церковный календарь

.

Новый год. Обрeзание Господне. Свт. Василия Великого. ( , )
Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, - понови; а если нет, - произведи, - и будет у тебя новый год.
К этому же подойдет и достойное празднование Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого. - Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, - о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем свт. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании в новый год сходятся в одном - внутреннем обновлении нашем чрез обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом, т. е. не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий новый год, ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

Старый Новый год

Эта популярная традиция, новогодний праздник по старому стилю, обусловлена расхождением, Юлианского и Григорианского календарей. По Григорианскому календарю живут практически все мировые страны. Эти расхождения составляют тринадцать дней. Этот праздник является редким историческим феноменом, он появился благодаря изменению летоисчисления. Именно это и стало причиной того, что люди стали праздновать Новый Год два раза, первый раз Новый Год отмечают по-новому календарю, а второй по-старому. Поэтому все желающие могут продлить празднование новогодних праздников до 14 января. Празднику Старый Новый Год многие верующие люди уделяют особое внимание, потому что именно тогда приходит конец Рождественскому посту, и люди могут сполна «отыграться» за праздничным столом. Нужно отметить, что увеличивается разрыв между этими двумя календарями в те годы, когда число сотен лет в году является некратным четырем. Соответственно 1 день накапливается, а это значит что с марта месяца 2100 года, разница составляет четырнадцать дней. А через двенадцать месяцев дата празднества Рождества и Старого Нового Года смещается на 1 день вперед.

День рождения трубопроводных войск России

Председатель Совмина Сталин в 1951 году подписал постановление об изготовлении трубопровода, который представлял совершенно новое поколение. Провести совместные испытания трубопровода доверили военному министерству и Миннефтепрому. В январе месяце 1952 года маршал Василевский подписал директиву, предписывающую формирование первого батальона, который производил перекачку горючего материала. Эту дату выбрали праздничным днем появления трубопроводных войск. Через некоторое время подразделения трубопроводных войск входят в состав регулярных войск, а в конце 80х годов, была выполнена проводка самого лучшего в мире полевого сборно-разборного магистрального трубопровода. В настоящее время эти войска входят в состав Центрального топливного управления. Через несколько десятков лет конструкторами и рабочими были разработаны и созданы различные полевые магистральные трубопроводы, они не имели аналогов во всем мире. Были разработаны машины, которые занимались монтажом и перекачкой. Трубопроводные войска активно работали во время серьезных аварий, например, Чернобыльская АЭС, там они обеспечивали подачу огромного количества воды из водоемов, которые находились рядом. Благодаря этому была осуществлена поддержка работы бетонного завода, и многих других объекта, которые находились на территории атомной электростанции. Трубопроводные войска внесли очень значимый вклад в процесс устранения последствий и в организации деятельности добавочных предприятий.

День защитников Родины в Узбекистане

В 1992 году в этот день Парламентом Узбекистана было принято решение, согласно которому все части и соединения военных учебных заведений и других воинских формирований, которые находились на территории страны, переходят под правомочие Узбекистана. Благодаря этому началось создание Вооруженных Сил страны. Именно в честь этого события в Узбекистане отмечается День защитников Родины. Этот праздник датирован 14 января, согласно решению Верховного Совета, которое было принято в конце декабря в 1993 году. В Узбекистане этот праздник отмечается грандиозно и торжественно. На площади Независимости всегда играет гимн страны, играет военный оркестр, торжественно маршируя, по площади идут военные подразделения. В этот день Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами провозглашает заслуженные поздравления, которые адресованы защитникам Родины.

Международный фестиваль бумажных змеев в Индии

В бумажных змеях совмещаются разнообразные мечты людей, которые связаны с полетом в бескрайнее небо. Технологии создания бумажных змей производят восхищаемые впечатления. Существует много разновидностей летучих змей, все они выглядят потрясающе и завораживают своей красотой. Во многих странах проводятся фестивали, на них приезжают люди со всех стран мира, новички и профессионалы принимают участие в фестивалях. Фестиваль бумажных змей проводят и на территории Индии, в городе Ахмедабад, потому что именно он самый крупный штат города Гуджарат. День проведения этого красочного фестиваля совпадает с Уттараяном, в этот день воспевается солнечное передвижение в область северного полушария. Этот фестиваль проводят в момент окончания зимнего сезона. Именно в этот день множество змеев запускают в бескрайнее безоблачное небо, воздух наполняется природными запахами весны, они разносятся ветром далеко-далеко, наблюдающие за этим зрелищем люди получают незабываемые впечатления, которые остаются в памяти до следующего праздника.

На этом празднике можно встретить настоящих всемирных профессионалов изготовителей бумажных змей. Своим дизайном, расцветкой и размерами эти изделия из бумаги просто поражают человеческое воображение. Наравне с молодежью в фестивале принимают участие и пожилые люди. На этот праздник люди съезжаются целыми семьями, или дружными компаниями. Количество приезжих и местных жителей огромно, и на площадках, которые отведены для фестиваля, помещаются далеко не все, поэтому людям приходится размещаться на земле, на крыше домов и на других близлежащих территориях. Когда воздушные змеи парят в воздухе, они похожи на очень красивых птиц, которые бороздят бескрайнее небо. В этот день змей запускают не только днем, но и ночью. Это поистине великолепное зрелище. Бумажные конструкции подсвечивают изнутри, и связывают одной общей нитью, эта нить выстраивает их в одну линию. Увидев всю это неземную красоту, люди возвращаются в этот город из года в год, и заряжаются позитивным настоянием, которое помогает им смотреть на мир другими глазами.

Обрезание Господне

Это событие принято совершать после Рождества на девятый день. Христиане празднуют этот день с четвертого века. В современном мире этот праздник отмечают, как и в древности. Данное события считается православной церковью важным событием. В древности иудеи считали если сделать обрезание, то человек становится Богоизбранным. Необрезанные люди не имели связи с Богом. Эти люди считались иноверными, и они не имели права обращаться к Богу. Обрезание послужило прообразом для христианского крещения. Этот обряд совершили сразу после рождения, когда Мария принесла Иисуса в храм. Для христиан этот праздник имеет особое значение. В этот день принято вспоминать, что родители Иисуса были иудеями, которые почитали Тору. Обряд обрезания предписан иудеям Торой. Обрезание это знак, обозначенные ним люди имеют принадлежность к набожному народу. Обряд обрезания провели себе первые апостолы и христиане, которые произошли от иудеев. Для христиан этот праздник так же очень важен, не обращая никакого внимания на разные еретические суждения, которые искажают земной облик Бога, этот день прямое подтверждение того, что Иисус принадлежал к мужскому полу, и иудейские обряды, которые были иудейскими, проводились с Иисусом. Именно поэтому праздник Обрезания является величайшим православным событием, которое несет много значимое историческое событие.

14 января в народном календаре

Васильев день

Этот день празднуют в честь Василия Великого. Он в четвертом веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской, его славили как богослова, Василий писал много проповедей и создавал идеи иконостаса. Василия Великого в народе считали покровителем свиней. Все пастухи очень уважают этого святого и жутко боятся, каким либо образом прогневать его. Существует традиция на Новый год готовить поросенка и называть его кесерецким, это из-за того что Василия называли Кесарецский.
В этот вечер по традиции люди варят свиные ноги. Крестьяне ходят этим вечером по соседям собирают свиные ножки и пироги, приговаривая соответствующие этому дню присказки.

В Васильев день принято до утра варить кашу. По традиции самая старшая женщина в доме, в два часа ночи должна была спуститься в амбар, и принести крупу, а самый старший мужчина в доме должен был принести воду из реки или колодца. В это время растапливают печку, воду и крупу ставят на стол, пока топится печь, и никто не трогает их руками, потому что это считается плохим знаком. Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая из женщин мешая кашу, говорит обрядовые слова. После этого все присутствующие встают из-за стола, а женщина, мешавшая кашу, отправляет ее в печку. Вся семья снова садится за стол и ждет когда каша дойдет.

В этот день существовало еще одно поверье, делали засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба и произносили обрядовые речи. Опять же старшая женщина в доме, должна была собрать все разбросанные зерна и хранить их до посева. Считалось что в вечер Василия, увеличивается день на куричий шаг. В этот день люди обращали внимание на погоду: если дул ветер, будет богатый урожай орехов; крепкий мороз – богатый урожай.

Исторические события 14 января

В 1814 году в Петербурге открылась первая общественная библиотека под патронатом Российского императорского двора. В торжественном открытии библиотеки принимали участие сотни людей, среди них известные литературоведы и общественные деятели. Идея создания общенародной библиотеки давно обсуждалась в российском обществе, однако по всевозможным причинам никак не могла осуществиться. Первым монархом, реально задумавшимся над созданием публичной библиотеки, была Российская Императрица Екатерина Великая. Именно она впервые высказала мнение, о том, что России нужна грандиозная государственная библиотека, которую могли бы посещать все страждущие знаний граждане. В своих мечтах Великая Императрица хотела, что бы всенародная библиотека стала храмом знаний российских. Задумка Великой Екатерины, была осуществлена 14 января 1814 года. С открытием библиотеки в истории России открылась новая глава в развитии национальной науки. В первые годы библиотеку ежегодно посещало до тысячи человек. Причем ограничений по сословному происхождению при посещении библиотеки не существовало. В библиотеке можно было встретить и чиновника, и купца, и военного и многих других. Так же посещали первую читальню знаменитые поэты и писатели. В наши дни библиотека весьма почитаема всеми слоями российского общества. Сейчас она называется Российской национальной библиотекой, а её фонд считается самым крупным в мире.

Предшественником Московской области считается созданная в 1708 году Московская губерния. В 1917 году, произошел большевистский переворот, и в губернии была установлена так называемая советская власть. В конце 1930-х годов советское руководство приняло решение об административном упорядочении города Москвы и подмосковных территорий. Так 14 января была образована Московская область. Первоначально данное образование называлось Центрально-Промышленной областью. Изначально область делилась на десять округов, которые делились на промышленные и сельскохозяйственные районы. Спустя полгода Центрально-Промышленную область переименовали в Московскую. Не смотря на то, что город Москва, административно не относится к Московской области, все же подмосковные территории получили название по имени столицы страны. На основании Конституции РФ, Московская область определена как субъект Российской Федерации. Органы власти Московской области традиционно располагаются в Москве. В 2006 году в Московской области официально существуют восемьдесят городов. Население области достигает 7 миллионов человек. Самыми крупными городами области являются Химки, Подольск и Балашиха. Экология Московской области за последние десятилетия значительно ухудшилась. С одной стороны это связано с процессами высокой урбанизации города Москвы и прилегающих к ней территорий, с другой с промышленно-строительным бумом, охватившим как саму столицу, так и Московскую область. На территории области находятся важные стратегические аэропорты и военные аэродромы. В транспортном сообщении Московская область является самой передовой в стране.

Псевдо религиозная организация, окутанная дымкой мистицизма. Является самой крупной сектантской организацией в мире. Однако изучить и понять цели данного сообщества не так уж просто, ведь масонская организация ведет затворнический образ жизни. Исходя, из исторических данных масонское движение возникло в начале 18 века в Лондоне. Основными принципами своей деятельности масоны объявили создание в мире братской любви между народами, равенство рас и межгосударственную взаимопомощь. Организационной денницей движения является, так называемая, «ложа» или мастерская. Объединение «лож» называют «Великой ложей». Во главе такой «Великой ложи» стоит великий магистр или мастер, но в среде масонов его называют – гроссмейстер. В Россию масонство впервые пришло в начале 18-го века. В масонской секте состояли видные государственные и культурные деятели: императоры Павел I и Александр I, военачальники. А. Суворов и М. Кутузов, писатели и поэты А. Пушкин и А. Грибоедов, а так же много других известных людей. В России масонство было запрещено императором Александром I, состоявшим в масонской ложе, однако в последствии решившим, что масонство несет вред государству. В советское время масонское движение было под категорическим запретом. После распада СССР, масонство в России, вновь, стало возрождаться, и 14 января 1992 года в Москве была создана ложа «Гармония». Новые демократические власти РФ не препятствовали развитию различных духовно-религиозных течений и обществ. В 1995 году в России была основана постоянная «Великая ложа», а так же Верховный Совет масонов России. На данный момент в мире насчитывается более 30-ти миллионов масонов.

Маргрете, первая монаршая особа, нарушившая датский закон престолонаследия, который предполагал передачу королевской власти лишь по мужской линии. Однако у отца Маргрете, короля Фредерика IX, рождались только дочери, поэтому вопрос о престолонаследии стал особо остро, когда стало понятно, что у престарелого короля уже не может быть детей. В марте 1953 года специальным рескриптом парламента Дании, было разрешено передавать королевскую власть по женской линии. В результате принцесса Маргрете стала наследной королевской особой и в последствии взошла на датский престол. В 1967 году принцесса Маргрете вышла замуж за французского дворянина, графа Анри Монпеза, который по случаю брака с наследной принцессой получил титул принца датского. У супругов родилось двое сыновей. 14 января 1972 года умер король Фредерик, в этот же день наследная принцесса Маргрете была объявлена королевой Дании. Королева Маргрете II прекрасно образованная женщина, она окончила несколько университетов, профессионально разбирается в искусстве, поэзии и литературном творчестве. Кроме того, королева свободно владеет рядом европейских языков. В государственные обязанности королевы входит, назначение премьер-министра Дании, по представлению парламентской коалиции, а так же утверждение министров кабинета министров по представлению премьер-министра. Так же королева Дании является верховным главнокомандующим Датской армии.

14 января родились

Анна Самохина (1963-2010), выдающаяся советская и российская актриса

Анна Владленовна родилась в январе 1963 года в Кемеровской области. Скоро семья покинула шахтерский край и переехала жить в Череповец. С детства девочку приучали к музыке, в 7 лет она уже могла играть на пианино. Увидев талант Ани к музыкальному искусству, родители отдали девочку в музыкальную школу. После окончания школы Аня поступает в Ярославское театральное училище, после окончания, которого была распределена в Ростовский ТЮЗ, там Анна работала актрисой в течении шести лет. Однако всенародную известность и любовь принес актрисе не театр, а кино. В 1987 году Анна Самохина впервые снимается в кино. Она получает главную роль в картине «Узник замка Иф», роль в фильме открыла актрисе путь в большой кинематограф. Вскоре её приглашают в картину «Воры в законе», где она играет одну из главных ролей. Фильм буквально потряс советскую аудиторию, после него на актрису градом посыпались предложения съемок. Дальнейшее творчество актрисы вознесло её на олимп славы, с которого она так и не сошла до конца жизни. Анна Владленовна снялась в выдающихся картинах «Дон Сезар де Базан» и «Царская охота» (1990). Стремительная кино карьера позволила Самохиной переехать жить и работать в Ленинград. Пик её актерской славы пришелся на начало 90-х годов прошлого столетия. Самохина так же блистательно сыграла в фильмах - «Гангстеры в океане», «Тартюф», «Сделай мне больно», «Русский транзит», «Поезд до Бруклина». В историческом контексте актриса немного пробыла на экране, буквально блеснула в кино, но этот блеск запомнится зрителям навсегда, ибо талант этой выдающейся актрисы нельзя измерить временем.

Адам Чарторыйский (1770-1861), польский и русский государственный деятель

Родился в Варшаве 14 января. Получил отличное образование и в 1795 году вместе со своим братом уехал в Петербург. В России Адам сближается с князем Александром Павловичем, будущим российским императором. По восшествии Александра на престол, Адам входит в так называемый ближний круг императора, где он находится в качестве советника императора по делам реформ. В 1803 году Чарторыйский назначается наставником Виленского учебного округа. Своей деятельностью, Адам Чарторыйский, приводит университет в эпоху своего рассвета. С 1804 по 1806 годы Чарторыйский возглавлял министерство иностранных дел России. В период польского восстания, в 1830 году, Чарторыйский возглавляет административный совет и вскоре становится руководителем временного польского правительства. После провала польского мятежа, Чарторыйский эмигрирует в Париж, где он проживет до конца жизни. Во Франции Чарторыйский был избран президентом литературно-исторического общества. В эмиграции поддерживал польское сопротивление и стремление польских патриотов к независимости от имперской России. Как в России, так и в Польше отношение к Чарторыйскому весьма противоречивое, для одних он герой, для других предатель и отступник.

Альберт Швейцер (1875-1965), немецкий врач, философ, гумманист и музыкант

Альберт Швейцер родился в 1875 году в Германии. Начальное образование мальчик получил в Мюнстере и Мюльхаузене. С 1893 года Альберт учится в Страсбургском университете на факультете философии и теологии, параллельно изучает музыкознание. С 1898 по 1899 годы Альберт пребывает в Париже, где учится в Сорбонском университете и готовит диссертацию о Канте. В свободное время учится играть на органе и фортепиано. В 1899 году Швейцер успешно защищает диссертацию и ему присваивают звание доктора философских наук, а чуть позже и звание доктора теологии. В 1905 году Швейцер решает посвятить остаток жизни медицинской науке и поступает учиться на медицинский факультет Страсбургского университета. В 1913 году Швейцер, вместе со своей женой, направляется в Африку. Там в небольшом поселке Ламбарене, Альберт Швейцер, основывает свою собственную больницу. В первую мировую войну Швейцера и его жену берут в плен французы, но через год освобождают. В 1924 году он возвращается в Африку и начинает восстанавливать разрушенную больницу. Через три года новая больница открылась для всех страждущих. До последних дней своей жизни Альберт Швейцер продолжал принимать и лечить пациентов.

Юкио Мисима (1925-1970) выдающийся японский писатель

Родился знаменитый японский драматург в январе 1925 года в Токио, в семье чиновников. Воспитанием мальчика занималась строгая аристократически настроенная бабушка. Мисима рос слабым и болезненным ребенком, не любил общаться со сверстниками, но обожал в одиночестве читать книги. В 1941 году Мисима написал первую повесть, которую назвал «Цветущий лес». Повесть была пронизана мистическими предчувствиями о предстоящей войне. В это время он придумывает себе псевдоним — Юкио Мисима. В 1947 году Мисима успешно оканчивает Токийский университет и приобретает профессию юриста. После окончания ВУЗа Мисима поступает на службу в министерство лесного и рыбного хозяйства. В 1949 году Юкио публикует свой первый выдающийся роман «Исповедь маски». После выхода романа в свет имя Мисимы становится известным далеко за пределами Японии. В романе описывается жизнь простого подростка, однако, не совсем благополучного. Роман наполнен шокирующими фактами из жизни подростков того времени. Публикация этого романа вывела Мисиму в ряд самых востребованных и любимых писателей Японии. В 1954 году Мисима посещает Грецию и находясь под впечатлениями от этой страны он пишет роман «Шум моря». В 1956 году издается самый выдающийся роман Мисимы «Золотой Храм», который стал классикой японской литературы. Мисима много писал для театров и кинокартин.

Именины 14 января

Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Трофим, Богдан, Федот