Общие положения экономического развития. Развитие отечественной политической экономии Этапы отечественной политической экономии таблица

Институт экономики и управления (г. Симферополь)

Кафедра экономической теории

Малахова В. В.

Политическая экономия

Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины

г. Симферополь, 2003.

В пособии помещены учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов и курсовых работ, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.

Малахова В. В. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. – Симферополь, 2003, 204 с.

Рецензенты:

Ефремов А. В., доктор экономических наук, профессор; Кондрашова Г. П., кандидат экономических наук, доцент.

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Узунова В.

Научный редактор, кандидат экономических наук, доцент Маринина И. Д.

Предисловие

Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимании явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.

Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем, представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине " Политическая экономия". Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса. В течение лекции студенты имея опорный конспект, могут, не отвлекаясь на запись лекции, сосредоточиться на понимании материала, или могут делать необходимые дополнительные пометки.

3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения

- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

- Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

Темы рефератов.

Одна часть заданий сравнительно проста и выполняются почти всегда устно, а другая часть - требует серьезного размышления, а иногда объяснений преподавателя или коллективного обсуждения. Задания в большинстве выполняются письменно.

5. Рубрики , содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

В их числе: Rep.!- повторите;

Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, безусловно, жизненно необходимой науке.

Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6. Задачи , предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.

7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.

Приложения , расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины " Политическая экономия":

1. Словарь основных экономических терминов.

3. Тематика рефератов по политической экономии.

5. Тематика курсовых работ.

6. Критерии оценки курсовой работы.

7. Примерные билеты к экзамену.

8. Критерий оценки знаний студентов на экзамене.

9. Список литературы, рекомендуемой для изучения.

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Программная аннотация

Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.

Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.

Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.

Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово - прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.

Опорный конспект

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

Зарождение и развитие политической экономии

Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "Трактате политическая экономия", адресованном

королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова "мерканте" - (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18 - нач. 19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений: 1) источником общественного богатства является все общественное производство; 2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений; 3) заложили основы трудовой теории стоимости; 4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями; 6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

В середине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19

в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в.- н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансовокредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

Предмет и метод политэкономии

ПЭ - общественная наука. Изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Экономические отношения - это отношения:

1) по поводу экономического соединения работников со средствами производства;

2) по поводу организации производственного процесса;

3) по поводу присвоения и использования результатов производства.

ПЭ выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:

1) организационноэкономические отношения;

2) социальноэкономические отношения.

Организационно-экономические отношения - это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.

Социально-экономические отношения - это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.

ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками, изучающими технику и технологию производства.

Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.

Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех, происходящих с ними изменений, в их группировке, математико - статистической обработке.

Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод научной абстракции - отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных, глубинных свойств, раскрывающих его сущность.

Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов - проникновение в глубинную сущность исследуемых явлений.

Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.

Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений.

Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли - от общих научных выводов к частным явлениям с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.

Экономические законы и категории

Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:

1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Функции политэкономии

ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2) методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3) практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4) идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Возникновение и основные этапы развития политической экономии.

2. Предмет и метод политической экономии.

3. Законы, принципы и категории политической экономии.

4. Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.

Термины и понятия

Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция, дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.

Темы рефератов

· Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.

· Экономические теории Древнего Мира.

· Развитие отечественной политэкономии.

· Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

Изучив эту главу, вы будете знать :

  • причины, обусловившие формирования классической политической экономии в России;
  • особенности развития классической школы политической экономии в России;
  • основных представителей отечественной классической политической экономии;
  • общие черты и особенности взглядов представителей классической школы.

Основные понятия: "теория цивилизации", теория народного благоденствия, крестьянский социализм, гипотетический метод исследования (метод предположительных определений), общинное землевладение, экономическая теория трудящихся.

Общая характеристика классической политэкономии в России

В XVIII в. – 60-х гг. XIX в. Россия – крупнейшая страна мира, обладавшая огромными природными ресурсами, отставала в экономическом развитии от передовых государств Западной Европы. Главной причиной была существовавшая тогда феодально-крепостническая система. В сельском хозяйстве, составлявшем основу российской экономики, принудительный труд крепостных крестьян был крайне неэффективным, не позволял использовать передовые и современные формы и методы ведения хозяйства. В промышленности и торговле сохранение крепостничества, сословных ограничений сдерживали инициативу, предприимчивость нарождавшегося капиталистического класса, тормозили развитие рыночных отношений. Сословная организация общества делала невозможным воплощение в жизнь принципа свободной конкуренции, способной ускорить экономическое развитие страны. Не последнюю роль на хозяйственное состояние страны оказывало государство. Экономическая политика властей была направлена на поддержание и обеспечение необходимыми материальными и финансовыми ресурсами внешней политики страны. Российская империя в конце XVIII – начале XIX в. вела длительные войны, оказывавшие в целом негативное влияние на народное хозяйство. Об этом свидетельствовал, например, постоянный дефицит государственного бюджета. В начале XIX в. расходы государства почти вдвое превышали доходы.

Классическая политическая экономия, зародившаяся в Англии, к тому времени получила распространение и в других странах, в том числе и в России. Однако более низкий по сравнению с ведущими европейскими странами уровень ее социально-экономического развития не позволял российским экономистам оказывать серьезное влияние на развитие этой теории. Вместе с тем, некоторые оригинальные идеи, получившие известность, оставили след в истории экономической мысли.

Классическая политическая экономия в России развивалась в двух направлениях:

  • первое было представлено университетской экономической наукой, имевшей прочные связи с академическими и учебными центрами Западной Европы и формировавшейся в рамках классической политэкономии;
  • второе – социалистическая ветвь классической политэкономии.

Академическое направление классической политической экономии

Одним из первых представителей классической политэкономии в России являлся Йозеф Ланг (1776–1820), выпускник Фрайбургского университета, приглашенный в 1803 г. в только что открытый Харьковский университет. В своих работах он разрабатывал сначала трехсекторную, по несколько иную, чем у Ф. Кенэ, а затем четырехсекторную модель народного хозяйства. Для обозначения секторов экономики Й. Ланг, так же как и Ф. Кенэ, использовал понятие "класс". В его модели перераспределение валового национального продукта осуществлялось между производителями первичного продукта (сельское хозяйство и добывающая промышленность), производителями вторичного продукта (обрабатывающая промышленность), коммерческим и служилым классами. Он использовал линейные уравнения и статистические данные. Но, к сожалению, работы Й. Ланга не были замечены современниками.

Идеи классической политической экономии активно пропагандировались Иваном Третьяковым (1735–1776) и Семеном Десницким (1740–1789) – профессорами юридического факультета Московского университета. Они получили образование в университете г. Глазго, где в то время преподавал А. Смит, к тому времени еще не написавший "Исследование о природе и причинах богатства народов", но уже рассматривавший в своих лекциях экономические проблемы, которые позже вошли в его известное произведение. В целом они разделяли экономические взгляды А. Смита, но, в отличие от него, не были сторонниками "экономического либерализма", выступали за протекционизм во внешней торговле и государственное стимулирование отечественного производства. Большое внимание ученые уделяли вопросам денежного обращения, кредита и финансов. С. Десницкий выдвинул концепцию общественного развития, разделив всю историю экономики на четыре стадии – охотничью, скотоводческую, земледельческую и коммерческую. Его периодизация предвосхитила аналогичные схемы исторической школы, появившиеся в Германии в середине XIX в.

В начале XIX в. идеи А. Смита в России получили широкое распространение. В 1802–1806 гг. его программное произведение было переведено за государственный счет на русский язык. В это же время курс политической экономии вошел в учебные программы российских университетов. Новую учебную дисциплину читали в основном иностранные профессора, например, в Московском университете Христиан Августович Шлецер (1774–1831) – автор первого учебника политэкономии в 2 частях "Начальные основания государственного хозяйства или науки о народном богатстве" (1805); в Харьковском университете Людвиг Якоб, профессор, написавший работы по экономике России и т.д.

Крупнейшим представителем этого иаправлеиия был Генрих (Андрей ) Карлович Шторх (1766–1835) . Круг его научных интересов охватывал историю и экономику Российской империи. Из ранних его работ можно выделить "Статистический обзор наместничеств Российской империи" (1795), "Материалы к познанию Российской империи" (1796–1798), "Летопись царствования Российской Императрицы Екатерины II" (1798), "Россия в царствование Александра I" (1804–1808). Но основным произведением Г. Шторха стал "Курс политической экономии , или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие " в 6 томах (1815).

В 1815 г. эта работа была переведена на французский язык и принесла Г. Шторху европейскую известность. Но после выхода ее в свет у автора возник конфликт с Ж.-Б. Сэем, который обвинил Г. Шторха в плагиате. Однако многие из европейских ученых придерживались другого мнения. Так, ближайший друг и последователь Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллох писал: "Сие сочинение доставило великую известность своему автору... Кроме ясного и искусного изложения важнейших начал... производства богатства... сочинение Шторха имеет много превосходных разысканий о предметах, которые мало привлекли внимания английских и французских экономистов... Сочинения Шторха по всей справедливости можно поставить во главе всех сочинений о политической экономии, привезенных с континента в Англию".

Предмет политэкономии. В предисловии своей книги Г. Шторх дал определение предмета политической экономии как науки: "До настоящего времени Политическая Экономия рассматриваема была как наука о богатстве государств; я же постарался показать, что она объемлет их благосостояние вообще и что теория просвещения составляет также значительную ее часть, тесно соединенную с существенным предметом науки, т.е. с понятием о ценностях" .

Экономические категории. В первой части курса "Теория народного богатства" (1-4-й тома) анализируются такие фундаментальные категории политической экономии, как богатство, ценность и благо, дается классификация ценностей как "внешние блага – богатство и внутренние блага – образование". Г. Шторх приходит к выводу о том, что: "Материальные предметы способны не только быть овладеваемы, но и передаваемы: поэтому, лишь только мнение многих лиц признает в них полезность, они могут иметь меновую ценность, или цену; предметы невещественные, напротив могут быть владеемы, но, за исключением весьма ограниченного числа, передавать их нельзя, а потому они имеют только прямую ценность и сделаться меновою ценностью никогда не могут. Их нельзя ни купить, ни продать; только труд, который их производит, может быть покупаем и продаваем.... Вся масса богатств, существующая в народе, составляет его народное богатство; а масса благ внутренних, им владеемых, – его образование. Их этих двух предметов и состоит народное благоденствие".

Г. Шторх распространил понятие богатства и капитала на нематериальные блага, к которым он относил различные услуги, в том числе обеспечивающие человеку здоровье, знания, художественный вкус, досуг, безопасность и т.п. Он расширительно трактовал категорию производительного труда, которую он вывел за рамки материального производства. К непроизводительному классу Г. Шторх относил только собственников, получающих за свою собственность процент или ренту, и пенсионеров. В "Курсе политической экономии" исследуются, в частности, категория земельной ренты, проблема общественного производства и распределения и др.

Во второй части "Курса политической экономии" (5– 6-й тома) излагается "теория цивилизации" . Г. Шторх считал ее своим важнейшим вкладом в экономическую науку, которая дополняла теорию богатства А. Смита. "Теория цивилизации" вытекала из его теории стоимости, близкой теории Ж. Б. Сэя. Однако, если Ж. Б. Сэй при определении стоимости основное внимание уделил факторам производства, то Г. Шторх – полезности вещи, исходя из приоритета полезности, а не материальности.

Объединенные теории богатства и цивилизации ученый назвал теорией народного благоденствия . Его идеи, в частности идея нематериального или так называемого человеческого капитала, получили второе рождение в XX в.

Академик Л. И. Абалкин, давая оценку значения творчества Г. Шторха, писал: "Его работы были широко известны на Западе и получили высокую оценку. К. Маркс анализировал взгляды Шторха во всех томах “Капитала”. Многое из его теоретического наследия сохраняет свою значимость и сегодня. А это говорит о том, что уже в начале XIX в. российская школа экономической мысли была одним из лидеров мировой экономической теории... Интеллигентность и духовность Андрея Шторха, его нравственные качества и честность делают его жизнь и труды столь актуальными в наши дни. Ведь многие из этих качеств сегодня утрачены. В стране действуют прямо противоположные силы. Борьба с ними нелегка. Но без восстановления духовности, честности, порядочности и интеллигентности как высочайшей требовательности к себе, к результатам своего труда на благо общества у России нет светлого будущего" .

В 1847 г. в России вышел первый полный учебник политической экономии, написанный на русском языке, – трехтомник Александра Бутовскою (1817–1890), ставший в последующее десятилетие основным учебником в университетах России.

Представителями классической политэкономии в России являлись также И. Горлов, И. Вернадский и др. В 1859 – 1862 гг. профессор Петербургского университета Иван Горлов (1814–1890) выпустил двухтомный учебник политэкономии, сменивший учебник Бутовского. Профессор Московского университета Иван Вернадский (1821 – 1884) опубликовал первое в России фундаментальное исследование по истории экономических учений "Очерк истории политической экономии" (1858). Эти ученые выступали за развитие в стране промышленного капитализма, за фермерский путь развития сельского хозяйства. Их деятельность совпала с периодом реформ в России. С 60-х гг. XIX в. началось объединение двух направлений развития российской политической экономии. Капиталистическое производство стало предметом изучения как экономистов- теоретиков, так и экономистов-практиков.

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия в России, как и во всем мире, формально еще сохраняла свое господство, но ее творческий потенциал уже иссяк. В 1870–1880-е гг. она постепенно вытесняется идеями исторической школы. Среди российских представителей классической политэкономии в последней трети XIX в. можно выделить только "киевскую школу" в лице Н. Бунге, А. Антонович, Д. Пихно и других, которая занималась в основном исследованием ценообразования в условиях изменения спроса и предложения.

  • X. А. Шлецер родился в 1774 г. Выпускник Геттингенского университета. С 1801 г. преподавал в Московском университете, с 1804 г. читал курс политической экономии.
  • Г. К. Шторх родился в 1766 г. в Риге. Окончил Йенский и Гейдельбергский университеты в Германии. По приглашению приехал в Россию, преподавал историю и литературу в первом кадетском корпусе в Петербурге, служил в Департаменте иностранных дел. Стал первым российским академиком по специальности "политическая экономия и статистика", а с 1830 по 1835 г. являлся вице-президентом Академии наук. Умер в 1835 г.
  • Шторх А. К. Курс политической экономии, или изложение начат, обусловливающих народное благоденствие // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М.: Мысль, 2004. Т. 1. С. 640.
  • Абалкин Л. И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 13, 20.

Политическая экономия как наука в своем развитии прошла несколько этапов. Следует сказать, что в экономической литературе термины “политическая экономия”, “общая экономическая теория”, “экономическая теория” часто употребляются как синонимы, как однозначные понятия.

Первый этап был самым продолжительным - это период накопления знаний об экономике со времени появления человека на земле и до XVI в. Вначале эти знания передавались устно из поколения в поколение людей, а с появлением письменности они стали фиксироваться государственных документах, в трудах ученых Древнего мира и Средневековья, в религиозной литературе. Поскольку основной формой общественного производства в тот период было натуральное хозяйство, то люди беспокоились о том, как лучше его организовать. Их интересовал и процесс обмена, который постепенно развивался. Для выражения форм и принципов отношений между людьми в процессе производства и обмена стали использовать соответствующие понятия. Аристотель первым ввел в оборот термин “экономия”. В работах древнегреческих авторов встречаются упоминания о товаре, его полезности и ценности, о деньгах, об эквивалентности обмена.

Второй этап развития экономической мысли — это XVI-XVII вв. - характеризуется попыткой систематизировать накопленные знания об экономике, этого требовала подготовка условий для перехода к новой форме организации производства — товарному хозяйству. В этот период оформляется первое экономическое направление — меркантилизм. Это учение о том, что основная форма богатства общества — деньги (золото, серебро, драгоценности), а их источником является внешняя торговля, т.е. сфера обращения. Меркантилисты полагали, что чем больше общество накопит денег, тем оно будет богаче. С этой целью осуществлялась политика защиты национальной экономики от внешней конкуренции — протекционизм.

Третий этап в истории экономической теории связан с созданием собственно экономической науки, которая получила название классической, сердцевину которой составляет теория трудовой стоимости, согласно которой богатство общества — это продукт производительного труда. Первым об этом попытался сказать англ. экономист У.Петти (1623-1687), а фр. Ф.Кенэ (1694-1774) создает теорию физиократизма: богатство создается только в сельском хозяйстве, земледельческим трудом; производимый продукт совершает кругооборот, что позволяет возместить расходы на производство, распределить блага между всеми слоями населения страны.

А.Смит (1723-1790) в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) и Д.Рикардо (1772-1823) в труде “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817) изложили суть классической экономической теории. В отличии от физиократов источником богатства они считали производительный труд, а таковым они считали труд любой сферы производства. Далее, они указывали, что стоимость товара есть общественный труд, что товары обмениваются по эквиваленту. Рынок есть саморегулирующая система, а потому не требуется вмешательства государства в экономику, которая должна развиваться по объективным экономическим законам. Они были сторонниками свободного развития экономики (фритредерство). Поведение человека в хозяйстве обусловливается его личным интересом, эгоизмом. В условиях общественного разделения труда человек, делая хорошо для себя, тем самым приносит пользу другим, производя для них продукт.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты политической экономии 5
1.1 Сущность, предмет и метод политической экономии 5
1.2 Генезис предмета политической экономии 9
Глава 2. История становления и развития отечественной политической экономии 11
2.1 История становления отечественной политической экономии 11
2.2 Отечественная политическая экономия в 20-90 гг. ХХ века 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Введение

Актуальность темы: ХХ век - это век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны, возвеличивший человеческий разум, а с другой - показавший все несовершенство социального и политического устройства мира: две мировые войны, социальные революции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но и расширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природные катаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущей планету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическим последствиям.
И в то же время ХХ в. отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями и, прежде всего в естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами в области литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом.
Формирование советской политической экономии началось в условиях, когда виднейшие российские экономисты либо были вынуждены эмигрировать, либо были принудительно высланы за границу. Тем самым потенциалу отечественной экономической науки, который накапливался постепенно, в течение многих десятилетий, и который в начале XX в. проявился с необыкновенной силой, уже тогда был нанесен непоправимый ущерб. Те специалисты по общественным наукам, в том числе и теоретики-экономисты, которые остались в стране, испытывали постоянное давление со стороны властей.
Степень разработанности: изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Кирдина С.Г., Полтерович В.М., Белоусов А.С., ими были рассмотрены и изучены исторические предпосылки развития экономической мысли, Александрова Е.Н., Ромашов О.В., Сидорович А.Б., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С., провели сравнительный анализвкладов российских ученых в экономическую теорию XX века.
Объектом является процесс развития политической экономии в России.
Предметом работы является анализ экономических теорий.
Цель работы: Изучить особенности развития отечественной политической экономии.
Задачи работы:
. Рассмотреть сущность, предмет и метод политической экономии;
. Рассмотреть генезис предмета политической экономии;
. Изучить историю становления и развития отечественной политической экономии.