Официальная религия катара. Религия катаров, гибель катаров и замки катаров. Государственное устройство и политическая система

И предположи, после этого, что он знал судьбу всех Его ангелов, до того, как они возникли, поскольку в Провидении Его наличествуют все причины, по которым те ангелы должны будут отсутствовать в будущем и в Его взгляде должны оставаться в течение всего времени зло и демоны , как говорят почти все наши противники. Тогда, без сомнений, неизбежно следует, что те ангелы никогда не могли бы оставаться добрыми, святыми, или покорными своему Господу, в чьей власти по необходимости все вещи происходят от вечности, кроме той меры, которую сам Бог знает от начала. Если Бог ведал все вещи от начала и знал, что Его ангелы станут в будущем демонами по причине тех свойств, которые Бог даровал им от начала (ибо все эти причины которые сделают в будущем тех ангелов демонами возникают всецело в внутри Его Провидения и не угодно Богу делать их иными, чем такие, какими он их создал), по необходимости следует, что вышеназванные ангелы не могли ни каким образом уклониться от того, чтобы стать демонами. И это в особенности истинно поскольку невозможно, чтобы нечто из того, Бог знает как долженствующее произойти, каким-либо образом изменяется так, что этого в будущем не случается - главным образом в Нем, Который от вечности знает все будущее полностью… И таким образом Бог, о котором выше говорилось, что он благ, свят, правосуден, мудр и праведен, который превыше любых слов, как это утверждалось выше, был той самой причиной и породителем зла, которое, несомненно следует отвергать. По этой причине мы вынуждены признать два начала. Одно - благо. Другое - зло, исток и причина несовершенства ангелов, и также всего зла.»

Катары отвергали брак для духовенства, запрещали употребление животной пищи. Они верующих они не допускали двоебрачия.

Катары делились на «верующих» (масса) и «совершенных» (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католического духовенства. Катары переводили Евангелие на национальные языки, создавали школы, в т. ч. и для женщин. К середине 12 в. сложилась церковь катаров, которая в Италии и Южной Франции стала опасной соперницей католицизма. Альбигойцы полностью переняли вероучение катаров, отвергали догмат о триединстве бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы. Они считали, что просто водным крещением нельзя очиститься от имеющихся грехов. Крещение водой ими заменено на духовное крещение, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого. Альбигойцы были преданы анафеме, после чего создали собственную церковь, объявив ее независимой от католицизма. Главным оплотом катаров был город Альби в центре Лангедока, который в то время не входил в состав Франции, а был самостоятельным государством. Поэтому катаров называют также альбигойцами. "Катар" переводится как "очищенный".

Альбигойцы отличались поразительной веротерпимостью к религиям мусульман и иудеев, а также были убежденными сторонниками равноправия полов. Они проповедовали любовь к ближним вне зависимости от их религиозных убеждений. Например, они не считали, что Иисус умер на кресте, а считали, что он спасся с помощью медицинских знаний своих учеников, терапевтов.

Веря в Бога, Святой Дух, будучи преданными делу Иисуса и вознося молитвы Всевышнему, они создали образцовое общество со своей собственной системой социального патронажа, с приютами для бедных детей и больницами для неимущих. Но они не принадлежали к официальной церкви, расходясь с ней в некоторых положениях. Святой Бернард писал: " Нет проповедей более христианских, нежели у катаров - их нравственность безупречна".

Катары были одухотворенными людьми. Они верили в чистоту духа и считали человеческую плоть порочной. Они считали плоть темницей духа и связывали ее появление с происками дьявола, как и все земное зло.

Рим полагал, что катары обладали священным сокровищем, Скрижалями Откровений и иерусалимскими манускриптами христианской эпохи.

В 1209 г. Иннокентий III предпринял против альбигойцев крестовый поход. Собранное войско, состоящее преимущественно из любителей легкой наживы, в течение 20 лет разоряло южную Францию. Апогеем этой так называемой "Лангедокской войны" явилось полное уничтожение населения г.Безье - около 20 тыс. человек без разбора пола, возраста и вероисповедания. Именно там была произнесена знаменитая фраза: "Убивайте всех, Бог на небе узнает своих!".

На Тулузском соборе 1229 г. были поставлены строгие правила относительно разыскивания еретиков-альбигойцев и их наказания. В 1232 г. папа Григорий IX учредил для расследования альбигойской ереси инквизиционный суд, управление которым предоставил доминиканскому ордену. Папа Иннокентий IV разрешил в 1259 г. применение пыток против еретиков.

И хотя Лангедок пал, катары были истреблены: тысячи людей были убиты, а их дома сравнены с землей, - искомое Сокровище так и не было найдено.

Так как имелась определенная связь между катарами и тамплиерами, то Рим посчитал, что Сокровища были переданы тамплиерами и укрывались ими. Теперь гонениям подверглись храмовники. Этому благоприятствовал тот факт, что Филипп 4 Красивый задолжал тамплиерам огромную сумму, возвратить которую был не способен.

После завершения преследования тамплиеров и их сторонников католическая инквизиция занялась инаковерующими (еретиками) Франции и Италии. Оплотом инквизиции были доминиканцы и францисканцы. В 1252 году папским дикретом были узоконены пытки и тайные судилища. Признания выбивали, у них отбирали все имущество и бросали в тюрьму или сжигали. Не признавшихся сжигали.

В конце XIII века альбигойцы были окончательно истреблены. Но катары продолжают существовать. Есть они и в нашей стране.

В Катаре своя культура, традиции и обычаи. Но они подобны культурам стран Персидского залива. Культура Катара представлена музыкой, искусством, стилем, кулинарией. Но, тем не менее, ее формирование складывалось сложным и долгим путем.

Необычная культура Катара

В этой стране бесплатное образование и медицина. Государство спонсирует учебные заведения, научные проекты. Более половины молодежи катарцев могут позволить себе обучаться на Западе. Культура народа имеет свои тонкие особенности. Здесь ценятся ювелиры, резчики по дереву, производители национальной одежды и ремесленники, несмотря на огромное количество промышленных товаров. Культура Катара охватывает музыку, музеи, самобытных мастеровых и др.

Религия Катара

Государственная религия – ислам. В стране принят ваххабитский толк ислама. Религия Катара влияет на каждого человека в стране. Мусульмане составляют ок.78%, из них суннитов 71%, а шиитов-7%. Христиан здесь 9%, остальная часть приходится на представителей других религий.


Экономика Катара

На современном этапе Катар вобрал в себя все инновационные достижения мира. В стране развитая инфраструктура, красивые и современные строения. Имеется промышленность: газо- и нефтедобывающая (перерабатывающая), по производству удобрений, цементу. Слабо развито сельское хозяйство. Развито рыболовство и добыча жемчуга. Более 50% экономики по прибыли приходится на экспорт нефти и газа. За счет добычи и реализации природных ресурсов на высоком уровне.


Наука Катара

В науку и образование государство вкладывает большие средства. Наука Катара прогрессирует. Правительство страны делает акцент на собственные национальные кадры. Это связано с тем, что здесь очень много приезжающих на заработки. В стране действуют школы, университеты, центры научных исследований. Получая образование за рубежом, катарцы приезжают высокоспециализированными работниками.


Искусство Катара

Искусство нашло рассвет в Катаре с XX в. Искусство Катара выражается в вышивках, ткачестве, ремесленничестве, каллиграфии, архитектуре и др. В собственности государства находятся большие частные коллекции искусства, выставленные в музеях (н-р Арабский музей). Также к искусству можно отнести небоскребы, эко-города, искусственные озера, стадионы, мосты и др. Катарцы приобщились к современному искусству, и рисуют картины в стиле реализма, сюрреализма, экспрессионизма, абстракции.


Кухня Катара

Еще с трудных времен осталась аскетичной. География Катара пустынна, поэтому блюдо могло состоять из трех ингредиентов. Основными продуктами являлись верблюжье молоко, масло и финики. Поэтому здесь много кафе и ресторанов, в которых кухни других народов.


Обычаи и традиции Катара

Правила поведения строгие. Жителям нельзя надевать купальники, собственно им нельзя и загорать. Традиции и обычаи Катара прямо переплетены с религией. Народный промысел на высоком уровне; можно приобрести много красивых сувениров. Наиболее популярными из них являются ювелирные изделия. В еде главной традицией является придерживаемость законов халяль. Алкоголь можно заказать в ресторанах и отелях, имеющих на это лицензию.


Спорт Катара

Катар представляет себя на Всемирных олимпиадах, Чемпионатах мира, Олимпийских играх. Спорт Катара : гандбол, бокс, футбол, ралли, стендовая стрельба и др. В 2022 году Катар будет проводить чемпионат мира по футболу.

Еще совсем недавно Катар был забытой страной в Персидском заливе. Однако, как оказалось, в Катере очень большие залежи нефти и газа, и поэтому последние десятилетия страна активно развивается, в том числе и в туристическом плане. Туристов в Катаре ждет сафари в пустыне, бедуинские деревни, богатые рынки, старинные мечети с минаретами, верблюжьи бега, и, конечно же, отличные длинные песчаные пляжи на берегу Персидского залива.

География Катара

Катар располагается на Аравийском полуострове в Западной Азии. На юге Катар граничит с Саудовской Аравией (это его единственная сухопутная граница). Пролив в Персидском заливе отделяет Катар от соседнего островного государства Бахрейн. Общая площадь Катара – 11 586 кв. км., а общая длина государственной сухопутной границы – всего 60 км.

Большая часть территории Катара – это пустыни. На юге Катара находятся высокие холмы, а на севере – песчаная равнина с оазисами. Самая высокая точка страны - Qurayn Abu al Bawl (103 метра).

Столица

Столица Катара - Доха, в которой сейчас проживают более 600 тыс. человек. Доха была построена в 1825 году (тогда она называлась Аль-Бида).

Официальный язык

Официальный язык населения Катара - арабский, относящийся к семитской группе афразийской языковой семьи.

Религия

Более 77% населения Катара – мусульмане (72% - сунниты, 5% - шииты). Еще 8,5% - христиане.

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 2003 года, Катар – это абсолютная монархия во главе с Эмиром из династии аль-Тани. Кстати, династия аль-Тани правит Катаром с 1825 года, т.е. с момента образования этого государства.

Власть Эмира в Катаре абсолютна, и он при управлении страной руководствуется принципами шариата. Именно Эмир назначает Премьер-министра, министров и членов Консультативного совета (35 человек), который имеет законодательную власть. Все законы в Катаре утверждает Эмир.

Климат и погода

Зима в Катаре мягкая, а лето очень жаркое. В январе температура воздуха опускается до +7С, а в августе поднимается до +45С. Среднегодовое количество осадков – 80 мм. Лучшее время для посещения Катара – с октября по май.

Море в Катаре

Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами.

История

Люди на территории современного Катара жили, как утверждают археологи, еще 7,5 тысяч лет назад. Примерно в 178 году до н.э. жители Катара торговали с древними греками и римлянами (они были посредниками в торговле Древней Греции и Древнего Рима с Индией).

В VII веке н.э. на территории современного Катара начинает распространяться ислам, и страна входит в состав Арабского халифата.

В начале XVI века в Персидском заливе, в том числе и в Катаре, большое влияние имеет Португалия. Португальские торговцы покупают в странах Персидского залива золото, серебро, шелк, жемчуг и лошадей.

В 1783 году Катар попал под власть Бахрейна, и это продолжалось до 1868 года. В 1871 году Катар вошел в состав Османской империи. В 1916 году Катар вышел из состава Османской империи, но попал под протекторат Великобритании.

Только в 1971 году Катар получил независимость от Великобритании.

Культура Катара

Культура и традиции в Катаре сформировались под влиянием мусульманства, причем повседневная жизнь в этой стране соответствует нормам шариата. В Катаре есть два главных религиозных праздника - Ид Аль-Фитр, который длится три дня в честь окончания Рамадана, а также Ид аль-Адха (мы его знаем как Курбан-байрам). Праздник Ид аль-Адха отмечается через 70 дней после Ид Аль-Фитра.

Кухня

Традиционная кухня Катара сформировалась под сильным влиянием иммигрантов из Ирана и Индии, а в последнее время и из Северной Африки.

Многие традиционные катарские блюда готовят из морепродуктов (особенно омары, крабы, креветки, тунец и окунь). Все мясо в Катере – «халяль», т.е. соответствует мусульманским законам.

Одно из самых популярных традиционных блюд в Катаре – «machbous», представляющее собой тушеное мясо с рисом или морепродуктами. Также в Катаре туристам рекомендуем попробовать «Hummus» (нутовое пюре с кунжутными семечками), «Waraq enab» (фаршированные рисом виноградные листья), «Taboulleh» (измельченная пшеница, приправленная петрушкой и мятой), «Koussa mahshi» (фаршированные кабачки), «Biriani» (рис с курицей или бараниной), «Ghuzi» (баранина с рисом и орехами).

Что же касается десертов в Катаре, то из них следует выделить фисташковый пудинг, хлебный пудинг с орехами и изюмом, а также чизкейк со сливками.

Традиционные безалкогольные напитки в Катаре – кофе, фруктовые воды и травяные отвары. Кофе жители этой страны предпочитают арабский, приправленный кардамоном или немного подслащенный, или густо сваренный кофе по-турецки. Иногда подается сладкий кофе «qahwa helw» (с шафраном, кардамоном и сахаром).

Фруктовые воды и отвары из трав продаются прямо на улицах во всех городах Катара.

Употреблять алкоголь можно только в ресторанах и отелях, которые имеют специальную лицензию.

Достопримечательности Катара

Несмотря на то, что Катар имеет очень древнюю историю, достопримечательностей в этой стране не очень много. Это объясняется географическим положением Катара, в котором много пустынь. Тем не менее, в Топ-10 лучших достопримечательностей в Катаре, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Форт Умм-Салал-Мохаммед
  2. Курганы Умм-Салал-Али
  3. Музей оружия в Дохе
  4. Форт в Аль-Зубаре
  5. Древние укрепления в Аль-Зубаре
  6. Форт Аль-Вайбах
  7. Дворец Абдаллы бин-Мохаммеда
  8. Государственная мечеть в Дохе
  9. Форт аль-Ракийат
  10. Мечеть Аль-Райян

Города и курорты

Самые большие города в Катаре – Доха, Ар-Райян, Аль-Вакра, Аль-Хор и Умм-Салаль.

Как мы уже говорили, Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами. Вы можете купаться в море везде, где вам захочется, главное – не оставляйте после себя мусор.

Лучшие пляжи (т.е. курорты) в Катаре, на наш взгляд, следующие:

Al Ghariya Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Dukhan (в 80 км к западу от Дохи)
- Fuwairit Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Khor Al Adaid (в 80 км к югу от Дохи)
- Maroona (80 км к северу от Дохи) – также известен как French Beach
- Ras Abrouq (Bir Zekreet) (70 км к западу от Дохи)

Сувениры/покупки

Туристы из Катара обычно привозят изделия народных промыслов, Кораны, ювелирные изделия из золота, кинжалы, кофейник «Даль-ла», фигурки из бронзы, деревянные шкатулки, хну, арабские лампы, кальяны, коврики, свитки с арабской вязью, четки.

Часы работы учреждений

Рабочая неделя в Катаре длится с воскресенья по четверг. Выходные дни – пятница и суббота. Официальный рабочий день начинается в 07:00, а заканчивается в 15:30.

Цветущее состояние Южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами Севера по воле папы Иннокентия III - вот на сцене и появляется наш преступный папа. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались опустошительные войны, двадцать лет цветущие земли Южной Франции подвергались разорению.

Умирающая поэзия Юга стала в это время выразительницей злобного и мстительного чувства побежденных. Их неумеренная, как и все страсти, но совершенно понятная нам, посторонним судьям, злоба была направлена против Рима, изрекшего на них анафему, и против северной Франции, взявшей на себя обязанности палача. На этой-то почве и выросло множество едких сатир против «обманов, измен, алчности, пороков и тирании духовенства», против хищной и вероломной жестокости северных французов. В сирвентах, направленных против Рима, мы встречаем указания на те пороки его, которые вызывали впоследствии великое реформационное движение. Рим обвиняется в политике обмана, в чрезмерной алчности.

Рим же наносил удары Южной Франции не только потому, что она была пропитана альбигойскою ересью, но и потому, что там процветала неприятная ему свобода совести.

Король Франции Людовик Святой пытался помочь Югу Франции и хоть как-то облегчить последствия бед, которые обрушились на Прованс по воле и вине его отца и деда. Но разоренные гнезда баронов уже не вернули себе своего былого великолепия, прошлое величие погибло безвозвратно.

Почему же были разрушены баронские гнезда, истреблен цвет рыцарства, растоптана цветущая земля Юга Франции?

Все дело в том, что с древних времен ересь, по выражению монаха-летописца, «свила себе на Юге Франции в Провансе и Лангедоке прочное гнездо». С далекого Востока проникли сюда превратные идеи манихеев, и павликиан, и богомилов, и патаренов, и катаров - так назывались в разных местах «дети одинаково мерзких заблуждений». Передаваясь из страны в страну, от одного народа к другому, из одного поколения и другое, идеи эти, изменяясь и развиваясь, достигли, наконец, Юга Франции, счастливо миновав все заставы и таможни, воздвигаемые им на пути верными слугами папы.

Идеи эти усвоили люди всех сословий; их хранили в своей душе даже могущественные тулузские герцоги, владельцы замков и бароны Нарбонны, Венесенн, Сан-Жиль, де Фуа, Коммен, Альбижуа. Их проповедовали и благородные рыцари, и мирные торговцы, ересь звучала в задушевных песнях провансальских трубадуров и в тихих песнях лангедокских поселян.

Еретики отвергали все книги Ветхого Завета, доказывая, что он уже отменен, а книги Нового имели на своем языке.

Они учили, что Бог один, а не Троица, что причащение и брак вовсе не таинства.

Они говорили, что Христос не «умирал и не воскресал», а слово Божие следует понимать духовно, а не буква в букву, ибо «буква мертва, а дух жив», что в деле религии следует повиноваться одному Богу, а не людям.

Они учили, что Бог создал души человеческие, а облек их плотью не кто иной как дьявол, и люди должны носить плоть свою до тех пор, пока не освободятся от грехов и земных уз. Лишь тогда души вернутся в горнюю обитель, на небеса, а до тех пор будут странствовать и мучиться на земле, ибо катары отрицали и существование ада.

Еретики называли себя «нищими во Христе» и, что особенно ужасно для власть имущих, именно богатство и считали грехом.

Еретики учили не повиноваться властям, побуждала рабов не работать на господ, они считали смертным грехом клятву и божбу, убийство и войну. «Хотя бы за самое святое дело проливалась кровь, - говорили они, - она не угодна Богу».

Наконец, они говорили, что для всех народов - один Бог, один Отец, что все народы - дети одного Отца, что нет ни лучших, ни худших народов перед Богом, но в каждом народе есть дурные и хорошие люди.

Еретики не хотели знать «никакого христианства, кроме евангельского и апостольского» и вели простую, строго нравственную жизнь, не хотели знать монахов и епископов, которых считали грешниками и дармоедами, не признавали самого папы, утверждая, что давным-давно «господствующая церковь римская отказалась от истинной веры и сделалась вавилонской блудницей, тою бесплодною смоковницей, которую проклял Иисус и повелел уничтожить».

Таковы были основные принципы «альбигойской ереси», получившей название от города Альби в провинции Лангедок - одного из центров движения катаров, или Добрых Людей, или Старцев.

Историки считают, что катары - это миссионеры, пришедшие с Востока во время Второго крестового похода между 1140 и 1150 годами. Именно в это время святой Бернар Клервосский, активный борец с ересями, организатор и вдохновителем Второго крестового похода, объезжает Юг Франции и с ужасом пишет, что церкви опустели, а в Верфее, одном из крупных замков Тулузского графства, не нашлось ни одного верующего, который захотел бы послушать его проповедь. Можно было сказать, что учение катаров победило учение католической церкви.

Главной же причиной нежелания Романии пребывать под властью Рима была, несомненно, развращенность нравов католической Церкви. Многие епископы посещали свои приходы только доя сбора церковных податей. Многие священники, враждуя со своими собратьями, отлучали друг друга от Церкви. Многие скрывали свою принадлежность к духовенству и носили мирское платье.

Чем же народ привлекали катары?

Прежде всего тем, что в отличии распущенных католических патеров, ведущих разудалую жизнь, это были люди-аскеты. Они всегда передвигались парами - по двое, пешком, всегда были одеты в черное. Они жили на подаяние верующих, а, когда не занимались миссионерством, то проводили время в мужских и женских домах, очень напоминавших монастыри. Они избегали плотских утех и особенно осуждали супружеские отношения, ибо в результате в темницы человеческих тел могли попасть новые души. Они избегали плотских страстей и утех, а потому не ели мяса. Они верили в перевоплощение и избегали не только убийства любого живого существа, но и любого вида насилия. Они осуждали клятву, ибо нельзя поминать всуе имя Господне.

Говоря о ведовстве, мы уже рассуждали о дуализме - раздвоенности - средневекового мира. В учении катаров он тоже проявился. Они считали, что несовершенный земной мир, в котором так много несправедливости, лжи и греха, создан сатаной, который заключил в тела невинные души - создания Бога, которые получат свободу только после смерти человека.

Чтобы перестать блуждать из одного тела в другое, возрождаясь вновь и вновь, следует принять крещение Духом - «Утешение».

«Утешение» можно получить как в последний момент пред смертью, так и в самом расцвете сил. В первом случае обряд проходят люди, слабые духом, не способные отказаться от земных радостей. Во втором - сильные люди, которые и становятся наставниками паствы.

Получившие «утешение» становятся практически монахами. Они обязаны воздерживаться от сексуальных связей и всякой пищи животного происхождения. Им позволено есть только рыбу, ибо у рыбы холодная кровь и «отсутствует духовный жар» - помните русское выражение «холодный, как рыба»? Кроме того, катары верили, что рыбы размножаются само зарождением.

Многие не очень сильные духом люди, как мы уже говорили, принимают «утешения» перед самой смертью. В катаризме имели случаи сознательного умерщвления плоти: человек принимал «утешение», но затем неожиданно выздоравливал. Поскольку катары возражали против любого насилия, то совершить самоубийство - например, принять яд или выброситься из окна - не могли. Но они нашли другой способ уйти из жизни. Они либо отказывались вообще принимать еду, либо принимали очень горячую ванну, а потом ложились на холодные мраморные плиты пола. В последнем случае им была «гарантировано» тяжелое воспаление легких с почти «стопроцентным» летальным исходом.

Надо особо отметить то, что после принятия «утешения» катары с радостью ждали смерть - она освобождала их души из темницы человеческого тела. Именно этой радостью предвкушения душевной свободы и объясняется та готовность, с которой Добрые Люди всходили на костры инквизиции.

Принявшие же «утешение» добровольно в расцвете сил становились пастырями. Их выделяло из толпы не только черное одеяние, бледный вид и страшная худоба - последствия аскетической жизни, но и то, что они практически никогда не оставались в одиночестве.

Сразу после совершения обряда человеку, которому предписывалось стать катарским священником, «давали» пару - мужчине женщину, а женщине - мужчину. В этом заключался обычай товарищества до смерти, когда двое неразлучных катаров преданно и верно поддерживали друг друга в самых тяжелые моменты жизни.

Особенностью церкви катаров была, по мнению некоторых историков, несколько легковесная мораль для приверженцев Добрых Людей - в противоположность строгому аскетизму самых катарских священников. Мораль для приверженцев полностью соответствовала легким нравам Юга Франции. Поскольку грехи - следствие зла в мире, созданном дьяволом, то и судить за них не стоит слишком строго. Надо лишь покаяться - и получить прощение.

Были и другие особенности катарской церкви. Так, например, отрицая богатство, катары-священники вынуждены были принимать дары от верующих - для самой церкви. О накопленных богатствах катаров ходили легенды. Самое большое богатство было, по преданиям, собрано в замке Монсегюр.

Замок Монсегюр принадлежал сестре графа де Фуа Эсклармонде. Её принятие «утешения» привлекло внимания всей знати области. О Эсклармонде де Фуа в Провансе сложено много легенд, и она до сих пор почитаема. Провансальская поэзия сделала ее королевой замка фей. Ее считали хранительницей величайшей святыни катаров.

Надо сказать, что среди катаров было много представителей знати, и очень много женщин. Они вели себя с удивительным мужеством и, уже не говоря о том, что, принимая катаризм, они отказывались от привычного им с рождения образа жизни в богатстве и неге, с радостью - да, да! именно с радостью - восходили на костер или принимали мученическую смерть.

Так, Гирода де Лавор, сеньора (собственница крупного земельного феода) Лавора, была истинной катаркой. В 1211 году после длительной осады её город и замок были захвачены «войском веры», а саму Гироду «добрые» завоеватели сначала отдали на поругание солдатам, а потом бросили живой в колодец, завалив его огромными камнями. Сеньора Лавора умерла дважды, ибо носила под сердцем ребенка.

Таково было учение катаров и таковы были сами катары.

Наместник святого Петра на земле папа Иннокентий III не мог хладнокровно смотреть на это «погибшеё стадо», и мир увидел, как духовная рука папы протянулась к вооруженной и закованной в сталь руке «великого покровителя церкви» - французского короля, и благословила меч, блестевший в этой руке, и, указывая на Прованс, папа сказал королю: «Пора идти на помощь Богу! Тебе известно, возлюбленный сын наш, что светская власть имеет право употреблять меч вещественный, когда духовный не в силах остановить нечестия, что государи должны изгонять дурных людей из своих владений и что Церковь, в случае их нерадения, имеет право отнимать их достояние. Мы просим и увещеваем Ваше величество присоединить все земли еретиков) в Ваше потомственное владение; ты можешь владеть ими нерушимо. Итак, трудись неустанно и дружно вместе с нами, как и подобает королевскому великолепию, для ускорения этого дела».

Баронам папа сказал: «Вы обязаны верностью и присягой служить королю против всех, кто нападает на королевство, а государство не имеет более опасных притеснителей, как еретики - люди инаковерующие и инакомыслящие. Кто не будет огнем и мечом искоренять еретиков, тот сам еретик. Кто укрывает еретиков, кто не доносит на них, - тот вместе с ними достоин наказания».

В те времена мало кто сомневался в учении католического святого, блаженного Августина, доказывавшего, что еретиков надлежит преследовать, и что насилие необходимо и полезно и благословлено Богом. «Разве не сказано в Писании, - писал Августин, - принуждайте войти всех, кого встретите? Разве апостол Павел не был приневолен насилием со стороны Христа почитать истину? Разве Сам Христос не говорил: «Никто не приходит ко Мне, кого не приведет ко Мне Отец?» Наконец, Сам Бог не пощадил Своего Сына и отдал его ради нас палачам. Значит, - человек, преследующий еретиков, следует Писанию, - подражает Богу. Начальник же - есть Божий слуга, отомститель в наказание делающему зло».

Мнение святого Августина было мнением господствующим, и, не вникая в его существо, это мнение разделяла и была убеждена в его справедливости не только толпа - «темная толпа, паства, стадо», но особенно же пастыри - люди, возвышавшиеся над толпою.

И слова папы не могли остаться гласом вопиющего в пустыне. Они нашли отзвук и сочувствие и у знати, и у простого народа. Тем более что среди поддержавших папу были много людей, видевших в учреждении инквизиции и борьбы с еретиками выгоду практического свойства.

Папа ничем не брезговал, чтобы воздвигнуть на еретиков огонь и меч. Он писал французскому королю, что христиане - должники евреев, отправляясь на войну против альбигойцев, могут не платить своим кредиторам процентов не только текущих, но и прежних, а уплата капитала, но повелению папы, может быть отсрочена. Он писал, что все отправившиеся на борьбу с катарами, получат полное отпущение грехов. А затем папа разрешил склонять еретиков к сдаче ложными обещаниями.

Официальное название - Государство Катар (Даулят Катар, State of Qatar). Расположен в Юго-Западной Азии, в северо-восточной части Аравийского полуострова, выдвинут далеко в Персидский залив. Территория страны включает полуостров Катар и ряд небольших прилегающих островов общей площадью 11,437 тыс. км2. Численность населения св. 800 тыс. чел. (оценка 2003).
Государственный язык - арабский.
Столица - г. Доха (313 тыс. чел., 1998).
Государственный праздник - День независимости 3 сентября (с 1971).
Денежная единица - катарский риал (содержит 100 дирхамов).
Член ООН (с 1971), ЛАГ (с 1971), МВФ, МБРР, ОПЕК, ОИК, ОАПЕК, ССАГПЗ (с 1981) и др.

Флаг и герб

География

Расположен между 50°45’ и 51°35’ восточной долготы и 24°45’ и 26°10’ северной широты. С севера, запада и востока омывается водами Персидского залива. Побережье представляет собой изрезанную береговую линию протяжённостью 563 км. Большое количество коралловых рифов (иногда шириной до 4 км) делает его труднодоступным. Катар граничит на юге с Саудовской Аравией, на море - с Бахрейном и ОАЭ (эмират Абу-Даби).

Рельеф территории прост и расположен на понижающемся к морю невысоком пустынном плато Аравийского полуострова.

Залежи полезных ископаемых - нефти и природного газа - имеют мировое значение. Почвы в основном песчаные и известняковые. Природа отличается жарким и засушливым климатом, отсутствием постоянно текущих рек и естественных водоёмов. В период дождей (декабрь - январь) вода накапливается в сухих руслах (вади), самое крупное из которых Машриб проходит около столицы. Летом (май-октябрь) температура в полдень поднимается до 45°С при влажности воздуха 85-90%. В это время часты песчаные бури. Зима (декабрь-март) умеренно тёплая, днём +15–25°С, ночью до +10°С.

Из-за сложных климатических условий растительный и животный мир Катара крайне скуден. В этом районе находятся очаги распространения саранчи. В водах Катара водится более 70 видов промысловых рыб: тунец, ставрида, макрель, сардина. В районе коралловых рифов издавна добывают жемчуг.

Население

До открытия нефтяных месторождений число жителей не превышало 20 тыс. чел. Рождаемость 15,6‰, смертность 4,43‰, детская смертность 20 чел. на 1000 новорождённых, продолжительность жизни 73,14 года (женщин 75,76, мужчин 70,65 года) (2003). Возрастная структура населения: 0-14 лет - 24,7% всех жителей страны, 15-64 года - 72,4%, 65 лет и старше - 2,9 %. Основная часть населения (более 90%) сосредоточена в столице и других крупных городах. Для демографической ситуации Катара характерен малый удельный вес коренного населения (1/6 часть) в общей массе людей, прибывших из других стран в качестве наёмной рабочей силы и обслуживающего персонала. Это порождает много проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и сохранением катарской самобытности.

Этнический состав страны очень неоднороден: арабы 40%, пакистанцы 18%, индийцы 18%, иранцы 10%, другие - 14%. Языки: арабский, английский - в качестве второго языка. Государственная религия Катара - ислам, принятый в 628 г. Его канонами проникнута вся жизнь местного населения. Коренные жители Катара исповедуют суннизм ханбалитского «мазхаба» - религиозно-правовой школы, считающейся наиболее жесткой. Часть их является последователями учения шейха Ибн Аль-Ваххаба (ханбализм в его крайнем выражении). Небольшая часть населения - шииты. В настоящее время за счёт притока иностранных рабочих около половины населения страны придерживается индуизма, буддизма и христианства.

История

Земли современного Катара были заселены с глубокой древности. Наиболее ранние археологические находки датируются концом 4 тыс. до н. э. и подтверждают существование здесь развитой и процветающей цивилизации. После принятия в 7 в. ислама вместе с остальными жителями Персидского залива территория Катара вошла в состав Арабского халифата - Омейядов, позднее Абассидов.

В нач. 16 в. на берегах Персидского залива появились первые европейские колонизаторы, среди которых наиболее активными оказались Португалия и особенно Великобритания. После длительного сопротивления шейх Катара в 1868 г. был вынужден заключить с Великобританией «Договор о вечном мире», фактически закрепивший её колониальное господство. С 1871 г. Катар был вновь оккупирован Османской империей, назначившей там своего губернатора. Но в реальности страной управлял шейх Касем бин Мухаммед, основавший династию ныне правящего в Катаре рода Аль Тани (с 1878 г.). Согласно официальным данным, семья Аль Тани происходила из племени тамим (современная Саудовская Аравия) и эмигрировала на полуостров в нач. 18 в.

Воспользовавшись 1-й мировой войной, Великобритания заставила Турцию отказаться от притязаний на Катар, и в 1916 г. новый правитель Катара шейх Абдаллу ибн Касема Аль Тани подписал договор об установлении английского протектората. В 1935 г. правителей Катара вынудили заключить концессионное соглашение с британской «Петролеум Девелопмент оф Катар», дававшее ей в течение 75 лет практически неограниченные и бесконтрольные права на разведку, добычу и продажу нефти и газа, строительство промышленных объектов, ввоз иностранных рабочих. Весь традиционный уклад веками складывавшейся экономики страны был нарушен, что привело к резкому обнищанию местного населения.

К кон. 1960-х гг. кризис колониальной политики Великобритании стал очевиден. Её попытка сохранить своё влияние в регионе путём создания федерации из девяти эмиратов: Бахрейна, Катара и семи эмиратов Договорного Омана провалилась. Страны не смогли договориться между собой и вслед за Бахрейном 3 сентября 1971 г. Катар провозгласил свою независимость.

Следующим шагом уже независимого Катара стало вступление в сентябре 1971 г. в ЛАГ и ООН. 22 февраля 1972 г. премьер-министр страны шейх Халифа с согласия Совета старейшин назначил себя эмиром Катара, объявив находящегося за границей правящего шейха Ахмеда низложенным. Новая власть продолжила начатые реформы, уделив особое внимание модернизации экономики. В 1995 г. престол унаследовал сын эмира Халифа - Хамад бин Халифа Аль Тани. Молодому эмиру удалось решить многолетние пограничные споры с соседним Бахрейном и Саудовской Аравией. Обострение отношений с Бахрейном произошло в марте 1982 г. из-за территориальной принадлежности островов Хавар и района Фашт ад-Дибаль. После слушаний в Гаагском суде в марте 2001 г. был принят вердикт, по которому Хаварские острова отошли Бахрейну, а отмели Фашт ад-Дибаль были переданы Катару. В 1992 г. из-за событий в приграничной области возник конфликт между Катаром и Саудовской Аравией. После длительного урегулирования Катар в марте 2001 г. подписал карты с демаркационной линией между двумя странами, где было окончательно утверждено разграничение морских и сухопутных границ.

Государственное устройство и политическая система

Официально Катар - суверенное арабское государство с абсолютной монархией. В стране действует временная Конституция, принятая 2 апреля 1970 г. Вся полнота власти в стране принадлежит эмирам из династии Аль Тани и может передаваться по наследству только шейхам из этого рода. По административному делению страна состоит из 10 муниципалитетов (баладият): Ад-Давва, Аль-Джувария, Аль-Джумалия, Аль-Хор, Аль-Вакра, Ар-Райян, Джарайян аль-Батна, Аш-Шамаль, Умм Саид, Умм Саляль. Главе муниципалитета на его территории подчинены все государственные учреждения и ведомства, также в его функции входит ведение всех административных дел. Правитель Катара - эмир Хамад бин Халифа Аль Тани (с июня 1995). Исполнительной властью в стране является Совет министров (17 человек с сентября 1992 г.), который также возглавляет эмир. Он назначает и смещает министров, несущих перед ним личную ответственность за политику государства и работу министерств. Помимо этого, эмир является верховным главнокомандующим страны.

В 1972 г. эмир Халифа бин Хамада Аль Тани в соответствии с принятой временной Конституцией создал специальный Консультативный совет (Шура). С 1988 г. этот орган состоит из 35 человек, избираемых сроком на 4 года и назначаемых эмиром из числа представителей, выбранных при ограниченном избирательном праве. По Конституции они имеют право обсуждать и давать рекомендации по принятию законов, разработанных Советом министров, запрашивать министерства по внешним и внутриполитическим вопросам, включая проекты бюджета. В их функции входит рассмотрение государственных и гражданских дел, после чего они выносятся на одобрение министров и эмира. Однако по закону Консультативный совет не может обладать реальной или законодательной властью. В марте 1999 г. в Катаре впервые прошли выборы 29 членов в Центральный муниципальный совет, следующие выборы состоялись в апреле 2003 г.

В июле 1999 г. эмир создал специальный комитет из 32 человек для разработки проекта постоянной Конституции страны. В июле 2002 г. проект был представлен на рассмотрение эмиру, после чего был полностью одобрен на референдуме в апреле 2003 г. В стране запрещена деятельность любых политических партий и профсоюзов. Также запрещена и преследуется по закону дискриминация по расовому, этническому или религиозному признаку. Высшей судебной инстанцией страны является апелляционный суд, чьи решения утверждаются эмиром и пересмотру не подлежат. К ведущим организациям деловых кругов относятся крупнейшие банки и промышленные компании страны: Катарская нефтяная компания (QP), Катарская нефтехимическая компания (QAPCO), QATARGAS, Катарская сталелитейная компания (QASCO), Катарская промышленная компания (QIMCO) и др. В настоящее время внутренняя политика страны направлена на диверсификацию промышленной базы, использование местных природных ресурсов, уменьшение зависимости от импорта товаров, увеличение видов экспортной продукции. Национализация нефтяной промышленности в 1973 г., после которой доходы страны резко возросли, позволила правительству провести ряд существенных изменений и в социальной сфере. Реформы были проведены в области здравоохранения, жилищного строительства, в сфере коммунальных услуг, пенсий и пособий. В нач. 1980-х гг. была осуществлена новая крупная программа по улучшению социальной жизни населения, все услуги на медицинское обслуживание и образование стали бесплатными. В мае 1989 г. по указанию эмира был сформирован Совет по планированию, призванный улучшить координацию планов по социально-экономическому развитию Катара. Была объявлена цель - уменьшить зависимость от нефтяного сектора, но и в настоящее время экономика Катара остаётся полностью ориентированной на экспорт нефти и природного газа.

В области внешней политики Катар придерживается принципов движения неприсоединения, членом которого является с 1971 г. Катар выступает за диалог между странами, основанный на принципах взаимного доверия и невмешательства в дела суверенных государств. Большое значение для внешней политики Катара имеют его отношения с арабскими странами. Наиболее тесные связи существуют у Катара с соседней Саудовской Аравией. В 1992 г. Катар заключил пакт об обороне с США. Аналогичное соглашение было заключено с Великобританией (1993) и Францией (1994). Всё более укрепляющиеся связи Катара с США и Францией показывают стремление властей обрести широкую военную поддержку ведущих мировых держав. Во время 2-й войны в Персидском заливе (март-апрель 2003 г.) Катар предоставил США свои военные базы и занял проамериканскую позицию. Всё возрастающая политическая напряжённость в регионе вынудила правительство Катара обратить пристальное внимание на создание эффективной системы самообороны.

Вооружённые силы страны состоят из армии, Военно-морских и Военно-воздушных сил. Их общая численность на август 2001 г. 12,33 тыс. чел. В стране существует обязательная воинская повинность для всех мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок военной службы составляет 12-24 мес. В 2000/01 расходы на оборону увеличились до 723 млн. долл. США, что составило 10 % ВВП. Основной поставщик оружия в Катар -Франция (танки, авиация), меньшую долю имеет Великобритания (военные корабли).

Катар имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1988 г.).

Экономика

Найденная в Катаре нефть (1939) и её промышленная добыча (с 1949) кардинально изменили ситуацию в стране, позволив достичь беспрецедентных темпов экономического роста. На сегодняшний день нефть составляет более 55% ВВП, 85% доходов экспорта и 70% всех государственных доходов. Доказанные резервы нефти 14,5 млрд. барр. (2002). Благодаря добыче нефти ВВП на душу населения в Катаре сравним с ведущими западными промышленными странами. Помимо нефти всё большее значение приобретает добыча и экспорт природного газа, запасы которого, по различным оценкам, превышают 21 трлн. м3 (2-е место в мире по объёму после РФ). Обнаруженные в гигантском месторождении Норт Филд запасы позволят газовой промышленности развиваться прежними ускоренными темпами и обеспечить необходимое количество газа для его прохождения по планируемым газопроводам в Кувейт и ОАЭ. Добыча газа в Катаре возросла с 19,6 млрд. в 1998 г. до 32,5 млрд. м3 в 2001 г. В 2000 г. активное сальдо внешнеторгового баланса Катара составило 7 млрд. долл. Это произошло в основном из-за высоких мировых цен на нефть и постепенного повышения экспорта газа. Этот излишек сохранился и в 2001 г.

Катар со дня объявления своей независимости поддерживает высокие темпы роста ВВП. В среднем они составляют 8-10% в год. Объём ВВП Катара с 510 млн. долл. США (1972) вырос до 7,17 млрд. долл. США (1995), т.е. более чем в 14 раз. Динамика роста объёма ВВП полностью зависит от состояния мирового рынка энергоносителей и цен на нефть. Для Катара период общего спада в мировом хозяйстве и, как следствие, заметного сокращения потребления нефти совпал с падением объёма ВВП внутри страны (4930 млн. долл. США в 1985 г. против 5773 млн. долл. США в 1979 г.). Аналогично ВВП колебался рост национального дохода на душу населения: в 1982 г. он достиг 19 тыс. долл. США, что позволило стране занять одно из первых мест в мире по этому показателю; в 1995 г. из-за спада на рынке топлива он равнялся 12 тыс. долл. США. По данным на 2002 г., ВВП 17,2 млрд. долл. США, темпы прироста ВВП 3,4%; ВВП на душу населения 21,5 тыс. долл. США. Инфляция 1,9% (2002), безработица 2,7% (2001).

Отраслевая структура экономики: по вкладу в ВВП (%,1996): сельское хозяйство 1, промышленность 49, сфера услуг 50. Структура ВВП по занятости (%, 2000): сельское хозяйство 0,4, промышленность 67,6, сфера услуг 32. Помимо нефтегазовой промышленности, составляющей основу экономического благосостояния страны, широкое развитие получила энергетика. Суммарная мощность электростанций оценивалась в 1863 МВт (2000), производство электроэнергии составило 9,264 млрд. кВт/ч (2001). Катар предоставляет электроэнергию, отпускаемую для бытовых нужд своих граждан, бесплатно.

Для Катара важной задачей является опреснение воды (более 113 млн. галлонов в день на 2000 г.). Успешно развиваются строительный бизнес, производство стройматериалов, цемента. В Катаре действуют три промышленных зоны: Умм Саид (нефтепереработка и нефтехимия, в последнее время также металлургическая и газовая промышленность); Доха (малый и средний бизнес, ремонтные мастерские, бытовое обслуживание, производство продуктов питания); новая зона в Рас Лаффане (переработка и транспортировка газа).

Неблагоприятные климатические условия и наличие в стране только пустынных и полупустынных земель обусловили весьма ограниченное использование агропромышленного комплекса. Совокупная площадь обрабатываемых земель ок. 7,6 тыс. га, или 3% общей площади, доля абсолютно непригодных угодий составляет 91,6% всей территории страны. По данным ФАО, в 2000 г. Катар произвёл 4100 т ячменя, 1800 т кукурузы, 53400 т овощей и бахчевых культур, 18000 т фруктов и фиников; в животноводстве: 35900 т молока, 4100 т мяса птицы, 7400 т мяса баранины. Наиболее традиционной и успешной отраслью сельского хозяйства является рыболовство - 4207 т (2000).

В Катаре отсутствуют железные дороги. Общая протяжённость шоссейных дорог 1230 км, из них с покрытием 1107 км. Общая протяжённость трубопроводов более 892 км (1997), в т.ч. св. 187 км - для перекачки нефти и более 700 км - для подачи газа. Морской транспорт играет доминирующую роль в перевозке грузов, на него приходится более 70% импортных грузов и 100% экспорта нефти и газа. Коммерческое судоходство насчитывает 25 только крупных судов общим тоннажем 679081, среди них 10 сухогрузов, 6 нефтяных танкеров, 7 контейнеровозов, 2 перевозчика нефти и руды (2002). Главный порт страны - Доха (в сер. 1990-х гг. общая протяжённость причалов составила 1699 м) и подвергшийся полной реконструкции порт Умм Саид. В Катаре построено 4 аэропорта. Самый крупный международный аэропорт находится рядом со столицей (в 2000 г. принял 2,6 млн. пассажиров), остальные используются только для внутренних перевозок. В 2001 г. «Катарские авиалинии» насчитывали 15 воздушных судов. Власти Катаре планируют наращивать объём грузоперевозок и довести число воздушных судов до 22 (2006). В 1998 г. страну посетило ок. 451 тыс. туристов, но сама индустрия невелика из-за слаборазвитой инфраструктуры.

В Катаре наряду с традиционными системами связи в последнее время помимо обычной телефонной (167400 пользователей, 2001), успешно развиваются мобильная связь (178800, 2001) и Интернет (40000 пользователей в 2001). Катарское радио существует с 1968 г., число радиоприёмников составило в 1997 г. 256000 - один из первых показателей на арабском Востоке. Национальное телевидение появилось в 1970 г., ведёт свои программы по 3 каналам и насчитывает 520000 телезрителей (2000). Страна имеет собственную спутниковую связь, хорошо известен спутниковый телеканал «Аль-Джазира».

Особенности современной экономики Катара - наличие дешёвой энергии, больших инвестиций и дефицита местных трудовых ресурсов. Это делает экономику Катара энерго- и капиталоёмкой, но трудосберегающей. Страна узко ориентирована на нефтехимию, нефтепереработку, развитие газового сектора, банковское дело. Поскольку Катар - абсолютная монархия, эмир вместе с советниками и кабинетом министров лично занимается государственным урегулированием основных пропорций экономического развития, стимулирует к развитию частный сектор, следит за участием государства в промышленно-финансовой деятельности. В области социальной политики Катар предоставляет гражданам своей страны целый ряд привилегий и материальных льгот, право на бесплатное образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и др.

Национальная финансовая система зародилась в 1971 г. сразу после объявления Катаром своей независимости. До этого вся финансовая деятельность контролировалась английскими банками. В настоящее время в стране успешно действуют 16 банков и 8 страховых компаний. Катарский Центральный банк контролирует всю экономическую и финансовую деятельность в стране, регулирует денежное обращение, выпускает новые банкноты. Банк существует с 1966 г. (капитал равен 1,14 млрд. кат. риалов). Среди других крупнейших банков - Национальный банк Катара (образован в 1965 г.) с капиталом 1,038 млрд. кат. риалов. Курс катарского риала относительно доллара США в течение последних лет стабилен и равняется 3,64.

Бюджет Катара тесно связан с уровнем цен на нефть и уровнем производства. Резкий рост доходов от нефти в 1970-х гг. вызвал большой избыток в бюджете, что позволило Катару начать значительные промышленные программы и новые инфраструктурные проекты. В 2001/02 бюджет обеспечивал доход в 18,057 млрд. кат. риалов, расход в 17,560 млрд., профицит 497 млн. кат. риалов (при средней цене на нефть в 16,5 долл. за барр.). Внешний долг Катара обусловлен займами для покрытия дефицита государственного бюджета. К кон. 2001 г. внешний долг вырос до 13,223 млрд. долл. США, из них 7,305 млрд. долл. были непосредственно государственным долгом. По западным оценкам, выплата долга должна вырасти до 1,435 млрд. долл. США в 2002 г. (в 2 раза больше, чем в 1998 г.), но запланировано постепенное уменьшение до 380 млн. долл.. США к 2005 г.

Уровень жизни населения Катара благодаря увеличению роста экспорта нефти и газа за последние годы неизмеримо вырос. Общая сумма заработной платы в промышленности в 2000 г. составила 240 млн. долл. США. Средняя заработная плата промышленного рабочего соответственно была 7571 долл. в год. Экономика Катара практически полностью зависит от состояния его внешней торговли. Катар вынужден импортировать практически весь спектр товаров - от продуктов питания, товаров широкого потребления до машин и оборудования. Несмотря на неравномерный рост экспорта и импорта, за 1972-1995 гг. внешнеторговый оборот Катара увеличился в 8,1 раза (экспорт вырос в 6 раз, импорт в 17). Импорт вырос с 2,9 млрд. (2000) до 3,9 млрд. долл. США (2002). Основные партнёры по импорту: Франция (18%), Италия (9%), США (9%), Япония (8%), Великобритания (7%) (2001). Экспорт 11,594 млрд. долл. , включая 6,859 млрд. долл. от сырой нефти и 3,300 млрд. долл. от природного газа (2000), по данным на 2002 г., экспорт 10,9 млрд. долл. США. Катар также экспортирует химические продукты, удобрения, с введением в строй металлургических предприятий - металл и металлоконструкции. Основные партнёры по экспорту: Япония (42%), Южная Корея (18%), Сингапур (5%), ОАЭ (4%) (2001).

Наука и культура

В настоящее время власти, обеспокоенные огромным притоком иностранной рабочей силы, много внимания уделяют образованию и созданию собственных национальных кадров. В 1995/96 в стране насчитывалось 174 начальные школы, в которых обучалось 53,6 тыс. учеников. Единственный в Катаре университет основан в 1977 г. в столице г. Доха на базе бывшего педагогического колледжа и насчитывает 7 факультетов. Учебная и исследовательская работа в университете ведётся под патронатом эмира Катара, который в 1980 г. издал декрет об образовании специального Центра научных и прикладных исследований. В 1998 г. в университете обучалось 8,5 тыс. студентов, из которых 85% были коренными катарцами, число преподавателей катарцев составляло 38% всех преподавательских ставок. Государство регулярно отправляет молодёжь на учёбу в зарубежные вузы. Общее число учащихся в Катаре в 1999/2000 учебном году составило 75 тыс. чел., общее число преподавателей в 1998/99 учебном году -13,1 тыс. чел. В бюджете на 2002/03 правительство заложило 418 млн. кат. риалов на обучение и социальные пособия для молодёжи.

В «донефтяной» период население занималось традиционными для всего региона промыслами: скотоводством, ловлей жемчуга, кустарным производством, морской торговлей, в меньшей степени земледелием. Сегодня, несмотря на конкуренцию со стороны дешёвых промышленных товаров, в народе по прежнему популярны изделия местных ювелиров, резчиков по дереву, производителей национальной одежды. К наиболее интересным культурным достопримечательностям Катара относятся археологические раскопки насыпей и курганов в Умм Саляль Али, свидетельствующие о древнейшем периоде в истории цивилизаций. Представляет интерес и прибрежный городок Аль-Хор. Основная часть музеев сосредоточена в столице страны: Национальный музей (основан в 1901) с огромным двухуровневым аквариумом, Этнографический музей. Музей оружия содержит редкие экземпляры старинного стрелкового оружия, коллекцию золотых и серебряных мечей и кинжалов, часть которых датирована 16 в. В стране находится знаменитый заповедник, где в естественных условиях проживает редкая антилопа - сернобык, национальное животное Катара.