Полная биография Булгакова: жизнь и творчество. О творчестве писателей

Бюджетное образовательное учреждение

Чувашской Республики среднего профессионального образования

"Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Дисциплина: Физика

Жизнь и творчество писателя Андрея Битова

Введение

Биография

Творчество

Библиография

Заключение

Введение

Прозаик - писатель, сочиняющий литературные произведения в прозе.

Эссеист - писатель, который пишет эссеистические произведения.

Биография

Андрей Георгиевич Битов родился 27 мая в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец, Г.Л. Битов, - архитектор, мать, О.А. Кедрова, - юрист. Брат Олег - известный советский журналист - международник.

В 1954 году окончил среднюю школу № 213 (тогда она располагалась на набережной Фонтанки) - первую в Ленинграде школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова. Русский поэт, руководитель литературных объединений молодых писателей. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др. В 1957-1958 служил в стройбате на Севере. В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. В 1958 г. восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962. В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян. 1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности "теория литературы", была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

Творчество

Писать начал в 1956 году. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами. Писал стихи, подражая Виктору Голявкину начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. Особенностью рассказов писателя Голявкина является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность - краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами.

В 1960 он - участник конференции молодых писателей Ленинграда (вместе с Р. Грачевым, Я. Длуголенским, Б. Сергуненковым и др.). Особенную роль в формировании внутреннего мира Битова сыграли его первая жена Инга Петкевич, вулканолог Генрих Штейнберг, поэт Глеб Горбовский, прозаики Виктор Голявкин, Рид Грачев, Генрих Шеф. Много помогло сравнительно удачной литературной судьбе Битова и то обстоятельство, что в его даровании изначально были уверены самые авторитетные среди молодежи ленинградские писатели старшего поколения: Л.Я. Гинзбург, Г.С. Гор, В.Ф. Панова, Л.Н. Рахманов, М.Л. Слонимский. В частности, последний руководил ЛИТО при издательстве "Советский писатель", которое Битов посещал в начале 1960-х.

Проработав после института меньше года буровым мастером Невской геологической партии на Карельском перешейке, Битов в 25 лет вступает на путь профессионального литератора. В 1965 он принят в СП, в 1965-66 учится на Высших сценарных курсах в Москве и с тех пор делит свою жизнь между двумя столицами.

Первые рассказы Битов напечатаны в альманахе "Молодой Ленинград" (1960) - "Бабушкина пиала", "Иностранный язык", "Фиг". Первый сборник рассказов "Большой шар" издан в 1963.

Утвердила авторитет Битов в глазах читателей, как это и бывало в поздние советские годы, ругательная, официальная критика. Рассказ "Жены нет дома" из сборника "Большой шар" включен был партийными идеологами в один негативный перечень с "Вологодской свадьбой" А. Яшина и "Матрениным двором" А. Солженицына. Битов, вместе с Голявкиным, уличались в "чрезмерной приниженности и растерянности изображаемых ими героев".

В первую очередь Битов вернул отечественной прозе придушенного в советские годы, приравненного к "обывателю" и "мещанину" "маленького человека" как магистрального литературного героя. Причем не в облике Акакия Акакиевича, а в облике пушкинского бунтующего Евгения из "Медного всадника". Больше того, в прозе Битова "на коне" оказывается не властелин, а сам Евгений. Ни в будущем, ни в прошлом нет для писателя тайны значительнее той, что скрыта в бытии простого современного человека среди обыденных увлечений и забот. Душа этого человека - это душа современного искусства. И если литература почитается совестью общества, то писателю следует быть максимально совестливым по отношению к своему герою, а не к обществу. Недоступная цель искусства осознается Битовым так:". совершенно совпасть с настоящим временем героя, чтобы исчезло докучное и неудавшееся, свое" ("Ахиллес и черепаха").

Рассказ "Пенелопа" (1962, опубликованный в 1965) - вариация той же психологической коллизии, что отражена в рассказе "Жены нет дома". Неизбывный мотив помощи (или ее ужасного отсутствия)"маленькому человеку" Битов выворачивает наизнанку, толкует его как лживый. Из объекта чужого воздействия герой прозы Битова превращается в субъект, воздействующий на свою и чужую жизнь. Априорную ценность представляет заложенное в герое сознание, его рефлексия, а не бытие. В "маленьком человеке" Битов распознал большого индивидуалиста, "перл творения".

Этот "маленький человек" страдает. Но исключительно потому, что обладает развитым чувством самоуязвляемого достоинства. Да, он герой трагедии - миру не нужной и невидимой. Делать ее чьим-либо достоянием не в его природе и не в его правилах. Насмешливая корректность самоидентификации персонажей - своего рода тавро прозы Битов, как и всей молодой ленинградской прозы. Но именно Битов написал в повести "Сад" (опубл. 1967) прямо: ""Господи! Какие мы все маленькие!" - воскликнул странный автор. "Это так! Это так!" - радовался Алексей". Подобная радость, пожалуй, никому, кроме как герою Битова, в русской литературе ведома не была. Разгадка в том, что именно такой человек создан "по образу и подобию" Божию. Все остальные - мутанты "исторического прогресса".

Укладывающиеся в рамки обычной реалистической прозы сюжеты рассказов и небольших повестей Битова срастаются в неканонические художественные образования. Художественная интуиция писателя преодолевает жанр, предвосхищая идеи постмодернизма. Вместо "жанра" структурообразующей единицей прозы выделяется "текст". Написанные вроде бы в строго реалистической тональности повести "Жизнь в ветреную погоду", "Сад" осмысляются как целое то внутри "складня" "Дачная местность" (с кинематографическим подзаголовком "Дубль"), то внутри "романа-пунктира" "Улетающий Монахов". Степень рефлексии по поводу собственного текста у Битов становится такой, что произведение само стремится к авторскому комм., не может без него существовать. Рассказанный "случай из жизни" у Битова лишь имитировал привычную для традиционного реалистического рассказа фабулу. Дух поэтического осмысления жизни, дух эссеизма становится у Битова довлеющим себе творческим методом.

В книгах второй половины 1960-х - "Такое долгое детство" (1965), "Дачная местность" (1967), "Путешествие к другу детства" (1968), "Аптекарский остров" (1968) - герои странствуют по направлению к самим себе, и их неосязаемый опыт стоит соблазна встать "твердой ногой на твердое основание" "большого мира". Битовский герой, как пишет Т.А. Сотникова, "не может идентифицировать себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. Этим он отличается от литературных героев большинства авторов-шестидесятников".

Серьезными, экзистенциально пережитыми, оказались встречи с Арменией и Грузией - уже не только (или не столько) с людьми, но - с отечеством "неземным", с храмами, вписанными в природу и "не заслоненными человеком и делами рук его" ("Уроки Армении"), встречи с умозрением о "божественной норме", завершившиеся принятием символа веры. Здесь утвердилась и лит. точка отсчета - Пушкин. Пушкин как априорная, "божественная" данность, порождающая "текст": "За Пушкинским перевалом, где библейский пейзаж Армении начинает уступать теплому и влажному дыханию Грузии и все так плавно и стремительно становится другим." ("Грузинский альбом"). Пушкин - это и "Ворота в мир", и "Врата мира". И он же символ национальной самоидентификации. "Ничего более русского, чем язык, - пишет В., - у нас нет".

Между "Уроками Армении" (1967-69) и "Грузинским альбомом" (1970-73) явился "Пушкинский дом", фрагментами печатавшийся в периодике, но изданный сначала в США (издательство "Ардис", 1978). На родине роман напечатан в 1987 (Новый мир. №10-12), а в каноническом полном объеме лишь в 1999 (СПб.: издательство Ивана Лимбаха). "И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия, - все это так или иначе Пушкинский дом без его курчавого постояльца", - говорит автор. Разделы произведения - "Отцы и дети", "Герой нашего времени", "Бедный всадник" - плюс пролог, озаглавленный "Что делать?", свидетельствуют как о "величии замысла", так и о пародии на это "величие". Роман вообще вырос из анекдота, из услышанной автором истории про одного почтенного сотрудника, учинившего лихую вечеринку в стенах известнейшего во всем культурном мире академического учреждения. Сам автор в Пушкинском доме не бывал, но застолье как специфически русскую, "деконструктивную" форму культуры представлял хорошо. Собственно, и сам был этой культуры заметным носителем. Тема безудержного пьянства - тема вообще для нашей прозы философская. Знаменательно, что "Пушкинский дом" писался в то же время, что и другое важнейшее произведение на эту тему - "Москва-Петушки" (1969) Венедикта Ерофеева. Фактическая пьянка в Пушкинском доме - это и есть тот единственный день-ночь, который явлен в романе. Подобным образом Джойс в "Улиссе" описал всего один день из жизни Дублина. Что это за день у Битова - сюжетная тайна романа, не названная критикой в виду ее уж слишком "нахальной" очевидности: в указанной на первой же странице романа дате - "8 ноября 196. года" - пропущена цифра "7". То есть действие происходит в 50-ю годовщину большевистской революции. Точно так же, как в романе описан всего один день, в романе реален лишь один герой - его автор. Потому что говорится в романе о ценностях внутреннего бытия, о том, о чем пишутся стихи - от первого лица. Хотя физически автор сидит в романе в "затененном углу" и куда более рельефны и колоритны, чем он сам, любые другие персонажи - разных поколений, разной степени привлекательности и значимости. Их реальность - это реальность зеркальных отражений, направленных в сторону автора. Из этой системы неправильных, кривых зеркал состоит весь роман. Построен он на взаимном отражении антиномичных сущностей. Начиная с самой высокой - есть Бог или нет Бога. Есть отец или нет отца. Есть любовь или нет любви. Есть друг или нет друга. Подчинен человек истории или не подчинен. Все эти системы отражений создают полупрозрачную, с натуры не списанную, характерно петербургскую конструкцию, которая вместе с тем совершенно реальна. Потому что свободна.

Сразу после "Пушкинского дома" написана повесть-эссе "Птицы, или Новые сведения о человеке" (1971). Она стала зачином самого крупного создания Битова дальнейших лет - "романа-странствия" "Оглашенные". Повесть написана о двоящейся сущности человеческого бытия. Мысль, наглядно закрепленная фабулой и образами этой вещи: "Мы живем на границе двух сред. Это принципиально. Мы не то и не другое. Только птицы и рыбы знают, что такое среда. Они об этом, конечно, не знают, а - принадлежат. Вряд ли и человек стал бы задумываться, если бы летал или плавал. Чтобы задуматься, необходимо противоречие. "

В 1979 Битов участвует как автор ("Последний медведь", "Глухая улица", "Похороны доктора") и составитель (с В. Аксеновым, В. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым) в московском литературном альманахе "Метрополь", бывшем, по словам Ерофеева, "попыткой борьбы с застоем в условиях застоя". В СССР альманах не напечатали, зато он тут же вышел в США по-русски и переведен на английский и французский. На родине Битова отлучили от печатного станка до 1985. Что тут же "компенсировалось" изданием в Европе и США.

В эти годы Битов пишет повесть "Человек в пейзаже" (1983), ставшую второй частью "Оглашенных". Название влечет за собой истолкование в духе Анджея Вайды: "Человек в пейзаже после битвы". Битвы цивилизации и природы. Битов описывает ее с кинематографической выразительностью. Идеальное место в его повести найдено и занято - художником. Ответ дан. Видно ему отсюда далеко, "во все концы света". Но не видно, кем он сюда поставлен. Зато ясно, зачем и почему: осознать трагичность своего положения. Чем оно идеальнее, тем безнадежнее: выразить, "что есть Истина", очутившись перед Ее лицом, в средостении мира, художник не в состоянии. Вопросы он может задавать, исходя из данности, из готовых ответов. Из главного ответа на жизнь, заключенного в феномене смерти: "Культура, природа. бурьян, поваленные кресты. Испитое лицо. Тяжко вообразить, как здесь было каких-нибудь три-четыре века назад, когда строитель пришел сюда впервые. Как тут было плавно, законченно и точно. <. > Культура, природа. Кто же это все развалил? Время? История?. <. > Кто же это все не любит, когда мы все это любим? Кто же это так не любит нас?"

Персонажи двух первых повестей "Оглашенных" - рассказчик, доктор ДД, художник ПП - сошлись в третьей, названной "Ожидание обезьян" (1993). Накаленные дискуссии в неформальной обстановке растянулись и приблизились в "Ожидании обезьян" к еще одной раскаленной точке нашего исторического пейзажа - 1984 году. Подтекст обогащается и антиутопией Оруэлла, и вопросом Андрея Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?", и общими рассуждениями обо всех наших безобразиях, об их "творцах". А также об ответственности за сотворенное. Роман даже был расценен как "повесть о крушении империи, тайный сдавленный плач о ней" (Лев Аннинский // Литературная газета. 1993.27 окт.) и вообще как признание в "имперскости".

Не скрытый замысел "Оглашенных" состоит в том, чтобы увидеть в бытии "маленького человека" - творца, не совладавшего с творением, но все же гениального. Вот проложенный в "Оглашенных" путь осознания человеком себя:". неужто. а может быть. а вдруг мы еще ранние христиане?., а почему бы и нет?., безумствуем как оглашенные. Повергли идолов - идолизировали Христа. повергли Христа - идолизировали человека. Пришла пора и себя опровергнуть." "Оглашенные", "идолопоклонники", крещение приняли, в храм введены. Но и дел - безумных и неправедных - понатворили. Такую антиномию диктует писателю сам русский язык.

Если в тоталитарном обществе Битову удавалось сводить концы с концами вольным трудом, то в свободные времена концы оказались на привязи у работодателей: "Пожалуй, до 1985 года я никогда не писал по заказу, чем было принято гордиться. Впрочем, не так уж трудно было беречь эту честь смолоду: никто и не просил" ("Робинзон и Гулливер"). Так что тяжесть нового ярма Битов не преувеличивает. Захотелось, например, издать отдельной книжкой свои стихи, и он это тут же делает-в двух вариантах: сборники "Дерево" (1997) и "В четверг после дождя" (1997). Эти же стихи (часть) можно смешать с эссеистикой и получить еще одну книжку - еще одно "Дерево" (1998). Можно и астрологией заняться и утвердить "Начатки астрологии русской литературы" (1994). И свою "первую" книгу выпустить, через 40 лет после написания: "Первая книга автора (Аптекарский проспект,

)" (1996). Размышлениям о Пушкине посвящены книги "Предположение жить.1836" (1999), "Вычитание зайца.1825" (2001). И т.д.

творчество писатель битов

Библиография

1960 - три рассказа в альманахе "Молодой Ленинград"

- "Большой шар"

- "Такое долгое детство"

- "Дачная местность"

1969 - "Уроки Армении"

- "Аптекарский остров", "Путешествие к другу детства"

- "Образ жизни"

- "Семь путешествий", "Дни человека"

- "В четверг и больше никогда" (КИНОСЦЕНАРИЙ)

- "Пушкинский дом"

- "Грузинский альбом"

- "Статьи из романа", "Книга путешествий"

- "Человек в пейзаже", "Последняя повесть"

- "Повести и рассказы", "Пушкинский дом"

- "Улетающий Монахов"

- "Мы проснулись в незнакомой стране", "Жизнь в ветреную погоду"

- "Ожидание обезьян", "Вычитание зайца"

- "Оглашенные"

- "Новый Гулливер", "В четверг после дождя", "Записки новичка"

- "Обоснованная ревность", "Неизбежность ненаписанного", "Дерево"

- "Похороны Доктора"

- "Преподаватель симметрии"

НАГРАДЫ

1984 - Орден "Знак Почёта"

Пушкинская премия фонда А. Тепфера (Германия)

Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман "Пушкинский дом" и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)

Государственная премия Российской Федерации за роман "Улетающий Монахов"

Орден "За заслуги в искусстве и литературе" (Франция)

Государственная премия Российской Федерации и премия "Северная Пальмира" за роман "Оглашенные"

Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)

Лауреат премий журналов "Дружба народов", "Новый мир", "Иностранная литература", "Звезда", "Огонёк" и др.

С 1997 года - Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.

Почётный член Российской академии художеств

Заключение

Книг выпущено в последнее десятилетие XX в. и в начале XXI несравнимо больше, чем в советское время. На всех языках мира. Силою вещей - и в то же время силою от этих вещей не зависимого характера - Битов стал одной из центральных фигур русской литературы, ее посланником в любых регионах планеты. Помимо различных литературных премий и занятых постов (президент русского ПЕН-центра, вице-президент международной ассоциации "Мир культуры", лауреат Государственной премии РФ, кавалер Ордена искусства и литературы Франции и т.п.), о его заслугах и авторитете можно судить хотя бы по установленному его стараниями памятнику Мандельштаму во Владивостоке.


КЛЮЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Ресурс проверен

(1884-1937), русский поэт. Художественно-поэтическая система Клюева, опирающаяся на язык и формы богослужебной обрядности, древнерусскую книжность и фольклор, в послеоктябрьский период уснащалась злободневной политической лексикой, приводящей к стилевому и содержательному эклектизму. Оказал влияние на творчество С.Есенина. Среди произведений поэта - поэмы "Деревня", "Соловки", "Погорельщики" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ГУДЗЕНКО, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский поэт. Родился в 1922. В поэтических сборниках Гудзенко, навеянных многочисленными поездками по стране - "Закарпатские стихи", 1948; цикл "Поездка в Туву", 1949; "Новые кра"я, 1953; поэма "Дальний гарнизон" и др, как и в опубликованных в 1962 его дневниковых "Армейских записных книжках", высвечивается траектория жизненного пути поэта.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

КУШНЕР, АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ Ресурс проверен

(р. 1936), русский поэт, эссеист. Выпустил стихотворные сборники Первое впечатление (1963), Ночной дозор (1966), Приметы (1969), Письмо (1974), Прямая речь (1975), Голос (1978), Таврический сад (1984), Дневные сны, (1985), Живая изгородь (1988), Флейтист (1990), Ночная музыка (1991), На сумрачной звезде. Кушнер - мастер поэтического перевода, точностью и тонкостью интерпретации выделяются его переводы стихов одного из ведущих английских поэтов послевоенного поколения Ф.Ларкина. Автор стихов для детей.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Ресурс проверен

(1837–1904), русский поэт и прозаик. Ему присущ широкий жанрово-тематический диапазон творчества - он публицист (Явления русской жизни под критикою эстетики), прозаик (роман "От поцелуя к поцелую", сборники повестей и рассказов "Виртуозы", "Застрельщики", "Тридцать три рассказа", "Исторические картинки" и др.) и поэт "Сочинения К.К.Случевского в шести томах".

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

САКУЛИН, ПАВЕЛ НИКИТИЧ Ресурс проверен

(1868–1930), русский филолог, литературовед, историк русской мысли. Автор книг о жизни и творчестве многих деятелей русской культуры – Ломоносове, Тургеневе, Жуковском, Некрасове и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1894, создатель "Лесной газеты на каждый год", а также "Детского клуба Колумбов" посвятил ребятам немало сочинений. Среди которых – повесть "Одинец", главный герой которой – могучий лось – умудряется перехитрить команду опытных охотников.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ИЛЬИНА, НАТАЛИЯ ИОСИФОВНА Ресурс проверен

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БАБАЕВСКИЙ, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1909. Настоящая слава пришла к Бабаевскому с дилогией "Кавалер Золотой Звезды " и "Свет над землей", официально признанной лучшим произведением о фронтовике, организующем подъем в послевоенном селе. Романы дилогии переведены на множество языков страны и мира; "Кавалер Золотой Звезды" экранизирован и инсценирован, по его мотивам создана опера.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ОГАРЕВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ Ресурс проверен

(1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в. Автор трактата "Profession de foi" ("Исповедание веры"), социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью..., 1847, и др.), обличительные статьи и прокламации, концептуальные статьи, посвященные критике теории «искусства для искусства» и др. Он - автор стихотворных циклов "Воспоминания детства", "Настоящее и думы", сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен "Исповедь лишнего человека" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1924. Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты" и др.) Проблемы «смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах "Вещий Олег" и "Князь Ярослав и его сыновья". Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВОЛЬПИН, МИХАИЛ ДАВЫДОВИЧ Ресурс проверен

(1902–1988), русский сценарист, поэт. Опубликовал в периодике много сатирических стихотворений, писал комедии, скетчи. Сценарии Вольпина и Эрдмана, по которым были сняты полнометражные художественные либо мультипликационные фильмы, составили целую эпоху в кинематографе.

Эти странные русские: жизнь писателей была не так скучна!

Нас учат, что все писатели и поэты – это такие полумифические существа, практически святые, которые знай себе писали гениальные произведения, а все человеческое было им чуждо.

Но тут такое дело: старушка смерть забирает всех без разбора – писателей, поэтов, императоров, супергероев и даже котиков. сайт собрал реальные истории о жизни великих русских писателей, чтобы напомнить, что все они были живыми людьми из плоти и крови и так же, как и мы, тусовались, выпивали, влюблялись, ревновали и мракобесничали за всю Русь-матушку.

Не тот Добролюбов, который революционный критик и дружбан Белинского, а вовсе поэт-символист, который, впрочем, прославился не столько стихами, чем тем, что биографы называют скромным словом “жизнетворчество”.

Книг написал очень мало, но куролесил от души. Еще в университете пристрастился к курению гашиша и проповедованию культа смерти, довел сокурсника до самоубийства, после чего был исключен. Это его не расстроило: он продолжал вести богемный образ жизни, курить опиум, жил в комнате, обитой черным бархатом. Да-да! А потом внезапно решил, что все это тлен, бросил сие “ущербное существование” и уехал. Куда – до сих пор непонятно.

Известно, что занимался земляными работами под Самарой, кочевал по средней Азии, работал печником в Азербайджане. Многие исследователи до сих пор считают его единственным настоящим русским декадентом (а некоторые – обыкновенным психом) и понятно, почему! Чтобы так отжигать, надо быть не в себе!

Один из участников “большой тройки” критиков-шестидесятников вместе с Добролюбовым (тем, который критик) и Чернышевским. Мы подозреваем, что место одного из трех его крайне не устраивало, ввиду чего он старался выделиться и блеснуть талантом изо всех сил.

Например, в 1861 (!) году во всеуслышанье заявил, что “низвержение благополучно царствующей династии Романовых и изменение политического и общественного строя составляет единственную цель и надежду всех честных граждан России”, после чего радостно отправился мотать за это срок в Петропавловскую крепость (вот это неожиданность!).

Но это мелочи. Главное, что Писарев страдал патологической романтической привязанностью к своим родственницам. И это в конечном итоге стоило ему рассудка и жизни.

В 19 лет он в первый раз влюбился в двоюродную сестру, заработал на этой почве манию величия и угодил в психушку, откуда благополучно сбежал, но “странностей и чудачеств” не бросил. Например, ненавидел Пушкина за то, что Онегин был мудаком. Писарев резко критиковал их обоих.

Кстати, он же и предлагал сбросить классиков с корабля современности. Но в итоге сам натурально утонул на Рижском взморье, будучи на романтическом отдыхе с очередной сестрой, на этот раз троюродной. Вот это мы понимаем live fast – die young!

Батюшкова называют предтечей Пушкина, и не зря: благодаря ему поэтический язык достиг небывалых высот. Но мало кто знает, что жизнь у него была, мягко скажем, не сахар.

Во-первых, от матери ему передалось психическое расстройство (это уже третий, Карл!), которое с течением жизни лишь усугублялось и становилось все тяжелее.

Во-вторых, ему отчаянно не везло практически во всем. На одной войне его ранили, на вторую, куда он очень хотел и рвался, не пустили из-за участившихся галлюцинаций и припадков.

Он много путешествовал, но поездки не приносили ему радости: даже выстраданная и вымечтанная работа в Италии (по протекции Тургенева) была омрачена чувством полного разочарования в жизни и апатией.

В любви же Батюшкову не везло от слова “совсем”. Впервые он влюбился в прекрасную латышку Эмилию, но роман не получил развития, потому что влюбленные жили в разных странах. Ну и жениться в 20 лет было неохота.

А второй раз избранницей поэта стала Анна Фурман – воспитанница его друзей. К Фурман Батюшков сватался, и она даже согласилась, но ему вдруг показалось, что ее согласие было вынужденным, на самом деле она его не любит, все плохо.

Так и не женился, зато настолько нервно расстроился, что следующие 34 (!) года вплоть до самой смерти пребывал в сумрачном состоянии рассудка и лишь благодаря стараниям друзей дожил до преклонного возраста, скончавшись от тифа в возрасте 68 лет.

Поднимая русскую поэзию с колен классицизма, Жуковский не оставлял попыток устроить свою личную жизнь.

Мало кто знает (а в школе тому не учат), что единственной любовью и страстью всей жизни великого русского поэта была Мария Протасова – его племянница по отцовской линии на 15 лет младше.

Жуковский страшно страдал, переживал и плел интриги. Мало того, что он дважды сватался к Машеньке и оба раза получал от ее матери жесткий отказ, мол, негоже родственникам, пусть и очень дальним, вступать в брак.

В итоге он исхитрился получить благословение на женитьбу от Петербургского архимандрита Филарета, но несостоявшаяся теща была непреклонна. Тогда поэт затеял интригу – подговорил своего друга Воейкова жениться на старшей сестре своей племянницы, а сам всячески рекламировал его и даже продал имение, чтобы обеспечить девице приданое.

Взамен Воейков обещал сделать все возможное, чтобы Жуковскому наконец дали согласие на брак. Но не тут-то было! Друг оказался вдруг редиской и нехорошим человеком, про поэта слова хорошего не сказал, а потом и вовсе поспособствовал выдаче Маши замуж за голландского врача.

Сначала Жуковский был страшно подавлен и разочарован, но не растерялся и впоследствии в свои 58 женился на 19-летней нимфетке. Закрыл гештальт!

Достоевского любят и хвалят за глубокий психологизм романов, описание чувств и эмоций героев «на грани». Неудивительно, что у него был к тому такой талант: писатель и сам успел побывать на краю.

Для начала, сам Зигмунд Фрейд приписывал ему Эдипов комплекс, выражающийся в отцененавистничестве.

Потом Достоевский связался не с теми людьми и был приговорен к расстрелу. Вместе с несколькими людьми. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Кто-то из них сошел с ума тут же, не выдержав напряжения. А Достоевский эмоции сохранил и перенес из в роман “Идиот” (Слабоумного Мышкина помните? Вот теперь знайте, откуда это!)

Некоторые, кстати, говорят, что именно после псевдо-казни у Достоевского начались припадки эпилепсии. На каторге Федор наш Михайлович времени даром не терял: переосмыслил свои жизненные ориентиры и ненароком женился.

Через 8 лет, незадолго до смерти жены, Достоевский в компании некой эмансипированной Аполлинарии Сусловой съездил в Баден-Баден, где моментально прикипел к рулетке и просадил кучу денег (и имение). Но опять не растерялся и заключил с издателем Стелловским договор на воистину дьявольских условиях – нужно было писать очень много и очень быстро – зато за много денег.

Бонусом к договору стала красивая стенографистка, на которой Достоевский немедленно женился. Дама оказалась хваткая, забрала в свои руки все финансовые дела писателя (и имение).

Впоследствии, сестра Достоевского пыталась отжать часть усадьбы, но вышел грандиозный скандал и сцена, после чего у Федора Михайловича открылось кровотечение из горла, и через два дня он умер.

Мораль: не теряйся, но помни, что квартирный вопрос испортил многих.

До сих пор остается одним из самых загадочных русских писателей.

По молодости ранние свои труды уничтожал, пытался сбежать морем в Любек, но вернулся, объяснив свой странный поступок тем, что, дескать, это Господь указал ему такой путь. Мечтал об Америке.

Потом постепенно вошел в кружок литературной элиты того времени, выпустил свои первые успешные книги, подтвердившие и закрепившие его писательский талант.

И вдруг – внезапный отъезд за границу, почти на 12 лет. Сам Гоголь ссылается на заболевание, но какое – непонятно. Некоторые утверждают, что причиной его отъезда стала женщина, некоторые, что припадок безумия.

Более всего писатель известен своим нервным отношением к смерти. С юношеского возраста его преследовали видения и голоса, пророчащие скорую гибель. Он несколько раз пытался уйти в монастырь, чтобы там найти убежище, но передумывал в последний момент.

Одной из самых больших его фобий был страх быть похороненным заживо, непонятно откуда взявшийся: то ли сон ему приснился, то ли очередное видение себя в крохотном замкнутом футляре. Умер Гоголь как будто по собственному желания, прекратив есть и пить в Великий пост, несмотря на все уговоры друзей. На 6-й день голодовки он сжигает второй том “Мертвых душ” и часть рукописей, а на 16-й день умирает от полного истощения и упадка сил.

Когда к столетию со дня рождения Гоголя его могилу реставрировали, то вскрыли гроб. И не нашли там черепа: тело писателя в костюме сохранилось отлично, а вот головы не было и где она находится – до сих пор неизвестно.

Фото на анонсе – Shutterstock

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Районная ученическая

научно-исследовательская

конференция «Первый шаг в науку»

«Литературное творчество писателя-земляка

Г. Н. Троепольского»

Выполнили:

ученица 6 класса

Облякова Алина,

ученица 6 класса

Данилова Анастасия

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Челяпина Н. И.

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Биография Г. Н. Троепольского…………………………………….стр. 5

Творческое наследие………………………………………………….стр.7

Заключение…………………………………………………………….стр.12

Литература ……………………………………………………………стр.13

Приложение…………………………………………………………….стр.14

Введение

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В одном из номеров районной газеты «Знамя труда» мы прочитали статью о нашем воронежском писателе Г. Н. Троепольском. И нам стало интересно, а известно ли имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести учащимся нашей школы.

Тема исследовательской работы «Литературное творчество писателя- земляка Г. Н. Троепольского» выбрана потому, что в этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Мы решили как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель :
изучить творчество писателя - земляка Г. Н. Троепольского.

Задачи:

Исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;

Изучить информацию из различных источников;

Провести социологический опрос;

Через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Г. Н. Троепольского.

Объект исследования - биография и творчество Г. Н. Троепольского

Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Г. Н. Троепольского, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение1).

Биография Троепольского Г.Н.

Гавриил Николаевич Троепольский 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебскогоуезда).

Изучая биографию писателя, мы узнали, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г.Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодомТроепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

Творческое наследие Г. Н. Троепольского

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» под псевдонимом Т.Лирваг (наоборот читается как Т. Гаврил). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,- вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,- тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 г. Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень - тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохозяйственник». Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант.Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас - с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольским ярко, выпукло и психологически убедительно.

В середине 1950-хТроепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955.Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).

В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.

Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все - 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я - 1958; кн.2-я - 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни.

Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом.

Повесть Троепольского «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.

В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е годы Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г.

Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Удачная экранизация сделала эту работу автора еще более популярной.

Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости» как назвала его критика.Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

В воронежском театре кукол «Шут» в 2000г. состоялась премьера инсценировки-воспоминания «Белый Бим». Томский режиссер Р. Виндерман рассказывал о своей работе: «Мы ставили наш спектакль с болью и тревогой за душу человеческую - за взрослого, за ребенка. Наша собака - это, по существу, такой же человек, которого просто зовут Бим…»
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже тридцать лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России) (Приложение № 2).

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось, во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом…».

Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска (Приложение № 3, 4). В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке (Приложение№ 5).

Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".

Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

3.Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Приложение 1

1.Знаете ли вы писателя Г. Н. Троепольского?

1 кв. - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 кв - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2 . Какие произведения Г. Н. Троепольского вы читали?

3 кв. - «Белый Бим Черное ухо» ответили (14 человек) - 28%

4 кв. - «ничего не читал» ответили (36 человек) - 72%

Приложение 2

Памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо, установлен на площади в Воронеже, перед Воронежским театром кукол «Шут».

Приложение 3

Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8

Приложение 4

д. №8 на ул. Чайковского

Приложение 5

Воронежская детская библиотека.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Книга, прочитаная в правильное время, может оказать ошеломительное влияние на жизнь человека. И этому есть немало примеров.

сайт собрал для вас несколько удивительных историй о том, как книги повлияли на жизни знаменитых личностей. А это в свою очередь изменило науку, культуру и экономику всего мира. Мы еще раз убеждаемся, что слово - великая сила!

Прочитав книгу Кафки «Превращение», Маркес понял, что обязательно должен стать писателем. Обычно он читал, чтобы уснуть, но не в этот раз. Произведение его настолько потрясло, что он почти не мог спать, а утром сразу бросился писать.

Сам он очень хорошо рассказывал об этом: «Метаморфозы» Франца Кафки с первой же строки определили мой новый жизненный путь. Новый день застал меня за машинкой, которую мне одолжили, чтобы попытаться создать что-нибудь похожее на бедного бюрократа из книги Кафки, превратившегося в огромного жука. Все последующие дни я не ходил в университет, опасаясь, что волшебство рассеется, зависть, выражавшаяся в каплях пота, покрывала мое лицо".

Джейн Остин - любимый писатель Джоан Роулинг, а «Эмма» - самый любимый роман. Огромное впечатление на Роулинг произвело мастерство, с каким Остин описала тайну вокруг отношений Фрэнка и Джейн, которая томит читателя протяжении всей книги. Джоан признавалась, что всю жизнь старается, но создать такую же интригу, как у Остин, у нее не получается. Думаем, что отчасти ей это удалось в «Случайной вакансии» .

«Трактат о человеческой природе» состоит из трех книг: «О познании», «Об аффектах», «О морали». В первой книге Юм, знаменитый английский философ, рассуждает об относительности таких понятий, как пространство, время, знание, а также о вероятности, включая понятия причины и следствия.

Эйнштейн не раз говорил о том, какое большое значение «Трактат» сыграл в его жизни и как он подтолкнул его к созданию Теории относительности. Он помог ему отступить от привычных понятий пространства и времени и сформулировать главные постулаты его работы. «Вполне вероятно, что без чтения этих философских трудов я бы никогда не пришел к своим выводам», - признавался он.

У американского физика и нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана было много необычных увлечений - от музыки до взламывания сейфов. А кроме того, он был отличным писателем и юмористом - его автобиографическая книга, полная юмора и забавных историй, стала настоящим бестселлером.

Брина более всего впечатлило то, насколько Фейнман был открыт новому и как он стремился стать Леонардо да Винчи своего времени. Сергей осознал, насколько важно быть творческой и развивающейся личностью. Это, во-многом, определило успех Google.

Многие были впечатлены «Парфюмером», но редкий человек может сказать, что любит книгу. Курт Кобейн - один из этих немногих, он постоянно носил книгу с собой и часто перечитывал. При этом книга, похоже, повлияла на него не очень хорошо. «Я прочитал „Парфюмера“ по крайней мере раз десять, и все не могу остановиться. Она просто не отпускает меня. Я ипохондрик, и потому она так сильно на меня влияет - просто выворачивает меня наизнанку», - говорил он в интервью за несколько месяцев до смерти.

Отверженный и одиночка Жан-Батист Гренуй ни в ком не встречает участия и любви, но делает духи, равных которым нет на всей земле. Многие готовы видеть тут параллель с жизнью самого Кобейна. Кстати, сюжет книги он использовал в песне «Scentless Apprentice» из альбома In Utero.

Цукерберг прочитал «Энеиду», когда изучал латынь в школе. Поэма рассказывает историю Энея, легендарного троянского героя, который переселился в Италию с остатками своего народа и основал город Лавиний. Марк признавался, что его больше всего впечатляло желание героя построить город не знающий «границ во времени и великолепии» и это место в книге повлияло на его отношение к жизни и к тому, как нужно ставить цели.

Прежний партнер Цукерберга Шон Паркер подтверждает: «Он мечтал о величии, были в нем имперские амбиции - и в 20 лет, и сейчас. Он вылитый герой одной из этих греческих одиссей».

Фотографию, на которой Мэрилин Монро читает «Улисса», считают одной из самых интересных и знаменитых фото секс-символа всех времен. «Она сказала, что хранит „Улисса“ в своей машине и довольно давно его читает, - вспоминала фотограф Ева Арнольд. - Она сказала, что ей нравится его звучание и она бы читала его вслух самой себе».

Книгу забытого сегодня Фурмана о молодом Петре I постоянно читали в доме Булгаковых, и в списке любимых книг писателя она стоит на особом месте. «Плотник» был больше, чем книга - в сложной жизни писателя он стала символом детства и дома, мира безмятежного и «беспечального».

«Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник», - напишет Булгаков в «Белой гвардии». И в другом месте, как часть утерянного счастья: «Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, (...) в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что (...) Саардамский Плотник, - совершенно бессмертен».

С тех пор Оден стал светочем и маяком, главным автором в жизни Иосифа Бродского. А «Памяти Йейтса» стало его любимейшим стихотворением и он называл его своим ежедневным карманным руководством. В 1965 году Бродский написал знаменитое произведение «Стихи на смерть Т. С. Элиота», повторяющее по форме и частично по содержанию стихотворение Одена. Первое, что он сделал, эмигрировав из СССР, - поехал в гости к своему кумиру.

«Памяти Йейтса» в переводе И.Бродского

На Хемингуэя из всех писателей (а он перечитал горы книг) больше всего повлиял Лев Толстой, он очень любил «Войну и мир». Русский реалист поразил Хемингуэя своей откровенностью и остротой в раскрытии темы социального зла. В своих романах писатель также поднимал вопросы морали и поиска смысла жизни.

Хэм, который сравнивал литературу с боксом, так говорил о величии Толстого: «Я начал очень скромно и побил господина Тургенева, - говорил он. - Затем - это стоило большого труда, - я побил господина де Мопассана. С господином Стендалем у меня дважды была ничья, но, кажется, в последнем раунде я выиграл по очкам. Но ничего не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого ».