Развитие личности: уровни, этапы и механизмы этого процесса. Полноценное и эффективное развитие личности Чем опасны системы развития личности


Введение

Понятие и проблема личности

1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии

Личность в процессе деятельности

Социализация личности

Самосознание личности

Заключение

Список литературы


Введение


Мною выбрана тема формирования личности как одна из самых многоплановых и интересных в психологии. Едва ли в психологии, философии найдется категория, сравнимая с личностью по количеству противоречивых определений.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен внешними и внутренними факторами (социальными и биологическими). Внешние факторы роста это - принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние факторы включают генетические, биологические и физические особенности каждого индивида.

Биологические факторы: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению - общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности. При этом формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими (1).

К понятию «личность» существуют три подхода: первый подчеркивает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, социального взаимодействия (социализация). Второй акцент в понимании личности объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир и сообщает его поведению необходимую устойчивость и последовательность. Третий акцент - в понимании личности, как активного участника деятельности, творца своей жизни, который принимает решения и несет за них ответственность (16). То есть в психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность (по Леонтьеву), общение, самосознание. Иначе можно сказать, что личность - это совокупность трех основных составляющих: биогенетических основ, воздействия различных социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра - Я.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием этих подходов и факторов и теорий понимания.

Цель работы состоит в анализе влияния этих подходов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют нижеперечисленные задачи:

обозначить само понятие личности и связанные с этим понятием проблемы;

исследовать формирование личности в отечественной и сформулировать понятие личности в зарубежной психологии;

определить, как происходит развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания;

в ходе анализа психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности.


1. Понятие и проблема личности


Понятие «личность» многопланово, она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, эстетики, этики и т.д.

Многие ученые, анализируя особенности развития современной науки, фиксируют резкое возрастание интереса к проблеме человека. По мнению Б.Г. Ананьева одна из этих особенностей состоит в том, что проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом (2). Б.Ф. Ломов подчеркивал, что общей тенденцией развития науки стало возрастание роли проблемы человека и его развития. Поскольку понять развитие общества возможно только на основе понимания отдельного человека, то становится понятно, что Человек стал основной и центральной проблемой научного знания, независимо от его родовой принадлежности. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, о которой также говорил Б.Г.Ананьев - ответ научного знания на разнообразие связей человека с миром, т.е. обществом, природой, культурой. В системе этих отношений человек изучается и как особь со своей программой формирования, как субъект и объект исторического развития - личность, как производительная сила общества, но и вместе с тем еще и как индивидуальность (2).

С точки зрения одних авторов, личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта (1). Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними, почти все психологические подходы к пониманию личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются в процессе всей жизни человека (15).

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто с его взрослением. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим про новорожденного, что он «личность». Фактически каждый из них - уже индивидуальность. Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность понимается как социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате изучения им общественного сознания и поведения, исторического опыта человечества (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения, взаимодействия). Личность развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек выполняет социальные роли, включен в различные виды деятельности, по мере того, как развивается его сознание. Основное место в личности занимает именно сознание, причем его структуры не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими людьми в обществе (15).

Таким образом, если мы хотим понять человека как нечто целостное и разобраться, что же все-таки формирует его личность, мы должны учесть все возможные параметры исследования человека в различных подходах к изучению его личности.


.1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии


Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского опять подчеркивает, что развитие личности - целостно. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (орудийность, знаковость). Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности, таким образом, движущая сила развития личности - обучение. Обучение сначала возможно только во взаимодействии с взрослыми и сотрудничестве с друзьями, а затем оно становятся достоянием самого ребенка. Согласно Л.С.Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, а лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию (6).

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С.Выготский, складывается определенные социальные ситуации развития как своеобразные отношения ребенка и окружающей его социальной действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам сменяется фазой индивидуализации, обозначением своей непохожести, а затем фазой объединения личности в общности - все это механизмы личностного развития (12).

Любое воздействие взрослого не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии психического развития ребенка. Согласно А.Н.Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее» (9). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней преобразуются основные психические процессы и изменяются особенности личности на данной стадии ее развития. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической. При усвоении общественно развитых способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Формирование личности - это, прежде всего формирование новых потребностей и мотивов, их преобразование. Их невозможно усвоить: знать, что нужно делать, не значит этого хотеть (10).

Любая личность развивается постепенно, она проходит определенные этапы, каждый из которых поднимает ее на качественно иную ступень развития.

Рассмотрим основные этапы формирования личности. Определим два самых главных, по мнению А.Н.Леонтьева. Первый относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который известен под названием «эффект горькой конфеты», когда ребенку в виде эксперимента дается задание не вставая со стула, достать какую-то вещь. Когда экспериментатор выходит, ребенок встает со стула и берет данный предмет. Экспериментатор возвращается, хвалит ребенка и в награду предлагает конфету. Ребенок отказывается, плачет, конфета стала «горькой» для него. В данной ситуации воспроизводится борьба двух побуждений: один из них - будущая награда, а другой - социокультурный запрет. Анализ ситуации показывает, что ребенок поставлен в ситуацию конфликта двух мотивов: взять вещь и выполнить условие взрослого. Отказ ребенка от конфеты показывает, что процесс освоения социальных норм уже начался. Именно в присутствии взрослого, ребенок больше подвержен социальным мотивам, а это значит, что формирование личности начинается в отношениях между людьми, а затем уже они становятся элементами внутренней структуры личности (10).

Второй этап начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении способности осознавать свои мотивы, а также проводить работу над их подчинением. Осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Эта и есть способность к самосознанию, руководству собой.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность. Во-первых, если в мотивах человека присутствует иерархия, т.е. он способен преодолеть собственные побуждения ради чего-то социально значимого. Во-вторых, если человек способен к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, он может считаться личностью (5).

В.В. Петухов выделяет три критерия сформировавшейся личности:

Личность существует только в развитии, пока она свободно развивается, ее нельзя определять по какому- то поступку, поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие происходит как внутри пространства личности, так и в пространстве связей человека с другими людьми

Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много противоречивых сторон, т.е. в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.

Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации.

Взгляды зарубежных психологов на личность человека характеризуются еще большей обширностью. Это психодинамическое направление (З.Фрейд), аналитическое (К.Юнг), диспозиционное (Г.Олпорт,Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А.Маслоу) и т.д.

Но, в принципе, в зарубежной психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков, таких, как темперамент, мотивация, способности, нравственность, установки, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным ситуациям в жизни (16).


2. Личность в процессе деятельности

личность социализация самосознание психология

Признание способности личности определять свое поведение устанавливает личность как активный субъект (17). Иногда какая-то ситуация требует определенных действий, вызывает определенные потребности. Личность, отражая будущую ситуацию, может противостоять ей. Это означает неподчинение своим импульсам. Например, желанию отдохнуть и не прилагать усилия.

Активность личности может быть основана на отказе от сиюминутных приятных воздействий, самостоятельном определении и реализации ценностей. Личность активна в отношении окружающего, связей с окружающим и собственного жизненного пространства. Активность человека отличается от активности других живых существ и растений и поэтому ее принято называть деятельностью (17).

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. Ни один образ в психике (абстрактный, чувственный) не может быть получен без соответствующего действия. Использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие.

Деятельность порождает все психологические феномены, качества, процессы и состояния. Личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»(9).

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Для психологической трактовки «иерархии деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция». Два ряда детерминант - биологические и социальные - здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии «наложились» социальные связи (3).

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Личность получает свою структуру из строения человеческой деятельности, и характеризуются пятью потенциалами: познавательным, творческим, ценностным, художественным и коммуникативным. Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Ценностный потенциал складывается из системы ориентаций в нравственной, политической, религиозной сферах. Творческий потенциал определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет (13).

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Таким образом, личность определяется не своим, характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем

что и как она знает

что и как она ценит

что и как она созидает

с кем и как она общается

каковы ее художественные потребности, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Главное, что отличает одну деятельность от другой - это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н.Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.

Но мотивы, как известно, бывают разные, и не всегда осознаваемы человеком. Для выяснения этого А.Н. Леонтьев обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом. Их особенность состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и успехом личности. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации или не реализации мотива деятельности. За этим переживанием следует рациональная оценка, что придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставление его с целью деятельности (10).

А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы - стимулы (побуждающие) и смыслообразующие мотивы (тоже побуждающие, но еще и придающие деятельности определенный смысл).

В концепции А.Н. Леонтьева категории «личность», «сознание», «деятельность» выступают во взаимодействии, триединстве.А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности, как ее структуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят формирующий характер, т.е. при включении и деятельном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединению видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Деятельность и социализация неразрывно связаны между собой. На протяжении всего процесса социализации человек расширяет каталог своих деятельностей, то есть осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходит еще три важных процесса. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, то есть означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не только их уяснение, но и их освоение. Как следствие возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, сосредоточивание внимания человека на нем, подчинение ему всех остальных деятельностей. А третье - есть освоение в ходе своей деятельности человеком новых ролей и осмысление их значимости (14).


3. Социализация личности


Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В психологии выделяют сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, увеличение социальных связей индивида с внешним миром.

Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в той социальной группе, к которой принадлежит человек (4). То есть, это процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленный обществом. Источники социализации - это семья, школа, СМИ, общественные организации. Сначала происходит механизм адаптации, человек входит в социальную сферу и приспосабливается к культурным, социальным, психологическим факторам. Затем за счет своей активной деятельности, человек осваивает культуру, социальные связи. Сначала среда воздействует на человека, а потом человек с помощью своих действий воздействует на социальную среду.

Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны - это процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его деятельности, «включения» в среду(3). Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности и установки.

Еще в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, у ребенка появляется агрессивность, в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Эмоциональное общение младенца с матерью является ведущей деятельностью на данном этапе.

В основе механизмов социализации личности располагается несколько психологических механизмов: имитация и идентификация(7). Имитация - это осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения родителей, людей с которыми у них складываются теплые отношения. Также ребенок склонен копировать поведение людей, которые наказывают их. Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

На самых ранних этапах развития личности - воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. Ребенок рано, еще до года узнает, что ему «можно», а что «нельзя» по улыбке и одобрению матери, или по строгому выражению лица. Уже с первых шагов начинается то, что называется «опосредствованным поведением», то есть действий, которые направляются не импульсами, а правилами. С ростом ребенка круг норм и правил все больше расширяется, а нормы поведения по отношению к другим людям особенно выделяется. Рано или поздно, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними. Но результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением. Происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка. В противном случае, ребенок в разобранном выше примере А.Н. Леонтьева не заплакал бы, а спокойно взял конфету. То есть ребенок с определенного момента остается доволен собой, когда поступает «правильно».

Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, занятиях, даже одежде. Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей - их отношения, вкус, способ поведения. Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, независимо от сознания ребенка, и даже не совсем контролируется взрослым.

Итак, условно процесс социализации имеет три периода:

первичная социализация, или социализация ребенка;

промежуточная социализация, или социализация подростка;

устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека (4).

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания). В свою очередь, социально-обусловленные свойства личности, будучи составляющими в определении структуры личности, оказывают большое влияние на остальные элементы структуры личности:

биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, задатки);

индивидуальные особенности психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли);

индивидуально-приобретенный опыт (знания, умения, навыки и привычки)

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций - социальных ролей. Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса, социальной позиции, которую она занимает.

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек выполняет свою социальную роль, то есть совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение (2).

Признавая выше, что личность формируется в деятельности, а эта деятельность реализовывается в определенной социальной ситуации. И, действуя в ней, человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой социальных отношений. К примеру, в социальной ситуации семьи, один человек занимает место матери, другой дочери и т.д. Очевидно, что каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Наряду с этим статусом, любой человек занимает и определенную позицию, характеризует деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре (7).

Позиция личности как деятельная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь, вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях.

Изучая личность, ее потребности, мотивы, идеалы - ее направленность (т.е. то, что личность хочет, к чему она стремиться), можно понять содержание выполняемых ею социальных ролей, статус, который она занимает в обществе(13).

Человек нередко срастается со своей ролью, она становится частью его личности, частью его «Я». То есть статус личности и ее социальные роли, мотивы, потребности, установки и ценностные ориентации, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих ее отношение к людям, среде, самой себе. Все психологические характеристики личности - динамические, характер, возможности, характеризуют нам ее, какой она представляется для других людей, для тех, кто ее окружает. Однако человек живет, прежде всего, для себя, и осознает самого себя как субъекта со свойственными только ему психологическими и социально-психологическими характеристиками. Это свойство и называется самосознанием. Таким образом, формирование личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития.


4. Самосознание личности


Новорожденный - можно сказать уже индивидуальность: буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими людьми. Индивидуальность ребенка нарастает к двух, трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного Я.

Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые критические моменты, во время которых происходит запечатление ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности (8).

Прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его компонента (8).

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, изменяет и внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Таким образом, образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и включает 4 компонента (11):

сознание отличия себя от остального мира;

сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существует различные точки зрения на самосознание. Традиционным является понимание как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, которые основываются на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка представление о своем физическом теле, о различии себя и остального мира.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - высший вид сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», самосознание возникает в ходе развития сознания личности» (15)

Как же происходит развитие самосознания в течение жизни человека? Переживание наличия собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие Я». В возрасте первого года жизни ребёнок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Впоследствии, к 2-3 годам, ребёнок начинает отделять процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, заявляя последним о своих требованиях: «Я сам!» Он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребёнка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя остальным («Это моё, это не твоё!»).

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все пятерки, а по математике- четыре, потому что я неправильно списываю с доски. Мария Ивановна мне за невнимательность столько раз двойки ставила»). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).

Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Человек помнит о прошлом, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое (16).

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)(16).

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.

К своему "я" человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему "я" преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения (3). Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других людей.


Заключение


Проблема формирования личности - проблема очень значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований в различных областях наук.

В ходе теоретического анализа психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, не только с ее наследственными особенностями, а например, с условиями среды в которой она растет и развивается. У каждого маленького ребенка есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе, в общении, в своей деятельности. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие признаки, но и единичные, неповторимые свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для данного человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания.

Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный результат, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем важнее, чем в большей степени она собирает социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его формирование.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.

Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

Подведем итог: сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию социального слоя личности. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более значительными слоями человеческой культуры - духовными ценностями и идеалами, происходит создание духовного центра личности, его нравственного самосознания. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе (7).

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности и выделить ее среди прочих.


Список литературы


1. Аверин В.А. Психология личности. - Спб, 2001.

Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М, 1976.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 2002.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия - М, 1999.

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М, 1968.

Выготский Л.С Развитие высших психических функций. - М, 1960.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М, 1999.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М, 1977.

Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982.

Мерлин В. С. Личность и общество. - Пермь, 1990.

Петровский А.В. Психология в России.- М, 2000.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М, 1986.

Райгородский Д. Д. Психология личности. - Самара, 1999.

15. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии - СПб, 1998.

Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

Человеческая жизнь затрагивает множество аспектов. Нам приходится быть экспертами в различных сферах и обладать огромным количеством знаний, необходимых для того, чтобы благополучно существовать в этом мире. Вся жизнь человека – это непрерывный процесс обучения: школа, институт, курсы повышения квалификации. Мы учимся различным вещам в течение жизни, это может быть что-то незначительное или очень важное. К примеру, на днях вы научились готовить новое блюдо, а в прошлом месяце устроились на новую работу, где приходится выполнять новые, несвойственные для себя функции. Это ведь тоже развитие просто в разных масштабах.

Только образованный и развитый человек может быть интересной личностью, востребованным работником и приятным собеседником. К сожалению, многие ограничиваются вышеперечисленными способами развития и считают на определенном этапе своей жизни, что этого достаточно, однако, существует ряд людей, которым это приносит не только удовольствие, но и выгоду. Занимаясь саморазвитием, они повышают уровень знаний, свою самооценку, тем самым становясь более востребованными личностями в современном мире.

Почему саморазвитие так популярно?

Сегодня стало очень популярным заниматься саморазвитием и это неслучайно, потому как образованные и развитые люди более успешны, они находят свою нишу в жизни и прочно занимают ее. Причем обычно успешны они во всем: в семейных делах, в учебе, в работе, объясняется это достаточно просто, они не останавливаются на чем-то одном в своем совершенствовании и стремятся получить максимум знаний во всех областях. Благодаря этому им удается находить разные пути решения проблемы и делать это с легкостью. Именно к таким людям идут за советом и получают его.

Саморазвитие – это осознанный процесс, который человек, воплощает в жизнь, используя только лишь свои моральные и физические ресурсы для того чтобы совершенствоваться и развивать себя как личность. Процесс саморазвития не может быть полноценным, если человек не обладает определенными качествам, однако, их также можно развить при помощи изучения литературы, разработанной психологами. Однозначно, ничего не получится у тех людей, которых заставляют заниматься развитием «из-под палки». Человек должен сам прийти к этому, только так можно достигнуть положительных результатов.

Саморазвивающиеся люди увлекаются чтением, много путешествуют, с ними очень интересно общаться. Нередко такой человек – это душа компании, у которого огромное количество поклонников. Это очень целеустремленные люди , способные расставлять приоритеты и цели в жизни и идти к ним во что бы то ни стало. Не стоит думать, что все это дается легко. Для достижения такого результата, необходимо постоянно работать над собой. Важно понимать, что люди рождаются с одинаковыми качествами, только в дальнейшем одним удается распорядиться ими наиболее выгодно, а другие останавливаются в своем развитии.




  • Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отве гают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт.

    Факторы развития личности

    Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - ; целостность социальных свойств человека, продукт общественщ развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" соответствии с этим взглядом личность развивается из биологическ организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врождею способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.


    Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

    Процесс развития личности

    Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна - гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видеоуроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге - формирования и развития личности.


    Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ "расти". На самом же деле метод не так уж и важен. Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека наиболее глубокими и значимыми являются следующие вопросы. Почему я хочу развиваться? На что важно обратить внимание, с чем разобраться, что излечить и изменить в себе и своей жизни? Как создать наилучшие условия, чтобы поддержать, усилить процесс развития личности и достичь в этом максимального эффекта?

    Условия развития личности

    Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия развития личности - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.


    Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности условий развития личности по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых.


    В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся - присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.


    Биологическое развитие организма, частично влияющее на условия развития личности, учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь.


    Биологические системы организма развиваются неравномерно, что влияет на условия развития личности человека; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦЫС) и наследственность.


    Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследования, которое не имеет никакого отношения к биологической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Условия развития личности зависят от многих факторов, которые выявляются в процессе самой жизни человека.

    Особенности развития личности

    Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Почему этот процесс так важен и необходим для развития человечества? Для чего? Зачем? Каковы источники и условия развития личности? Личностное развитие имеет внутреннее стремление развивать себя (в т.ч. потребность в самоактуализациии) внешние условия (поддержка и требовательность) и источники. Но многое зависит от того, к чему стремится личность, какова её направленность, т.е. совокупность мотивов, которые и ориентируют деятельность личности.


    Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. В личностном развитии - разные уровни и разные направления. Развиваться можно в разных направлениях: в стремлении к смирению и поклонению перед Господом; к гармонизации, к успеху в бизнесе или к выполнению необходимой работы; и наконец, в направлении всестороннего и наивысшего развития своих способностей - к самоактуализаци. Личностное развитие невозможно без развития мышления.


    1. Ваш разум, диктует что делать. Вначале рождается образ, мотивация поступка, потом само действие. Подсознание порой корректирует ваши поступки, даже если вы не успели обдумать этот вариант поведения. Ваши чувства и интуиция помогают выбрать те шаги, которые идеальны только для вас.


    2. Ваше мышление устанавливает вершину развития личности. Кто определяет предел развития, вершину вашего совершенства? Люди, интеллектуально более развитые, не идут на поводу у собственных ограничений – они умеют управлять своими чувствами, верой, преодолевая интеллектуальную и духовную «футлярность».


    3. Ваше мышление определяет, чему главному должно быть подчинены все развитие личности. Единого ответа, одного для всех нет. Только сам человек определяет свой путь в зависимости от приоритетов и ценностей в своём развитии. Надо только верно оценить ситуацию и свои силы.


    4. Мышление помогает вам познать свои способности, их пределы и возможные выходы за эти пределы. Но только ваше нестандартное мышление раскрывает для вас новые возможности.

    Личность развивается и она индивидуальна.


    5. Ваша неповторимость и главная ценность – в вашей индивидуальности, в оригинальности вашего мышления, неповторимости идей и действий, рождённых вами. Вы неповторимы и в этом уникальны, как и ваши мысли.


    6. Степень свободы зависит от скорости и глубины вашего мышления. При решении проблем пользуются мышлением все, но с разным успехом: не всегда получается достичь того, что хочется, так же быстро и легко, как у кого-то другого. Чем больше вы будете знать, тем быстрее и легче решите проблемы.


    7. Мышлению можно учиться, приобретая новые знания. Личность может как расти, так и разваливаться, деградировать. Если вы постоянно работаете над своим мышлением, то глубже и разнообразнее ваши познания, а это защита от деградации.


    8. Качество вашей жизни и ваша свобода зависят от степени развития мышления, эрудированности, образованности личности. Чем эффективнее вы сможете применять знания и навыки, тем свободнее и успешнее вы будете.

    Теории и концепции развития личности

    Психодинамическая теория. Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).
    Психоаналитическая теория. Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.

    Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.

    Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.


    Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности. Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям.


    Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир. Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.


    Индивидуальная теория. Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает: чувство неполноценности и компенсация; стремление к превосходству; стиль жизни; творческое «Я»; общественный интерес; фиктивный финализм.

    Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам: из-за дефекта того или иного органа; чрезмерной опеке родителей; отвержение со стороны родителей. Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии.


    Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников. Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы. Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта.


    Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса. Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.


    Поведенческая теория. В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
    Гуманистическая теория. В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.
    Клиентцентрическое направление. Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.
    Мотивационное направление. Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.
    Когнитивная теория. Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир. Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя. Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.
    Деятельностная теория. Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.
    Диспозиционная теория. В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии.

    Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой.


    У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.). Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

  • Кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга .

    Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека - больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

    У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

    Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

    Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание "развитие личности", в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

    • «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
    • «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности , тема результата развития),
    • «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
    • «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как в процессе как авторских действий .

    Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

    Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по